История физической культуры и спорта зарубежных стран
Раздел 1.
Тема: Физическая культура и спорт в средние века.
Loading…
ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФЕОДАЛЬНОЙ ЗНАТИ
В период раннего средневековья церковь отрицательно относилась и к физическому воспитанию феодалов.
Только в эпоху крестовых походов она изменила свое отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.
Loading…
До конца 15 века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия.
Боеспособность определялась, прежде всего, физической силой и стойкостью рыцаря в латах.
Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и сочинением стихов.
Воспитание будущих рыцарей начиналось с 7 лет, при дворах крупных феодалов, им присваивали звание пажей.
Чтобы стать сильными и ловкими, они занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием (которое означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть) и верховой ездой.
Чтобы выработать чувство равновесия основы отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем переходили к верховой езде на местности.
Одновременно их обучали рыцарскому этикету.
В 14 лет пажей производили в оруженосцы, и они получали право носить меч и шпоры.
Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы.
К концу пребывания в оруженосцах юноши занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении.
Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари.
Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли посвятить в рыцари только короли.
Изображение посвящения в рыцари (английская хроника ХVI в.)

Loading…
рыцарские турниры
В целях проверки военно-физической подготовки рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний.
Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских игр: парные и групповые состязания.
Первая форма – поединок. Заключался в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т.е. выбить друг друга из седла. Если «бодание» двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание заканчивалось силовой борьбой.
Вторая форма - турнирная игра и массовая схватка. Начиналась чаще всего с использованием тупых копий, но иногда использовалось острое оружие, и продолжалась по договоренности.
Итоги схватки оценивались:
•по тому, что всадника выбивали из седла и сваливали на землю,
•если сбивали шлем противника,
•раскалывали надвое щит или ломали копье,
•острым оружием попадали в голову или грудь противника, а также в его щит.
Если рыцарь ранил противника в руку, бедро или же ранил его лошадь, он выходил из борьбы. Судьи могли отобрать у него лошадь и вооружение.
Побежденным считался также рыцарь, больше положенного выходящий с места состязания и отступающий.
награждение
Вначале оружие и лошадей побежденных получали победители,
начиная с 12 века отказались от этого обычая, победителям организаторы турнира жаловали золотые жезлы, кубки, венки, боевых коней, соколов для охоты и украшенные мечи.
Феодальные монархи выбирали своих военных полководцев и непосредственно свою свиту из числа отличившихся на турнирах и в поединках.
Наряду с географическими и климатическими условиями существовавшие общественные условия определяли, что и в какой мере может стать народной игрой.
В скандинавских странах крестьяне занимались катанием на лыжах и коньках,
в Нидерландах распространились ходули и коньки,
в Ирландии и Шотландии наряду с бросанием жерди – метание молота,
в Швейцарии и балканских селах – метание камней.
Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиям: футбол, харлинг, кемпинг, крикет.
В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мячей, положенных на землю.
Излюбленная по всей Европе охота была для крестьян не только полезным развлечением, но и занятием, на котором их интересы сталкивались с господскими. По установившемуся обычаю мелкая добыча принадлежала крестьянам, крупная – дворянам.
Народная игра с мячом и клюшками

По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что авторитет, завоеванный с помощью физической силы, в оценочных суждениях сельских жителей играл большую роль.
Например,
победитель на скачках – «парень года», «калиф на час», сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, а также материальные и социальные привилегии.
Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организуют фехтовальные и стрелковые братства, наиболее широкое распространение получившие во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии.
Кроме того, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии на городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы.
Характер массового увлечения среди горожан носили танцы, особенно по случаю праздника весны, по случаю проводов и посвящений в члены цеха.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯН И ГОРОЖАН
Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс.
Опасались, что крестьяне и горожане смогут использовать умения и навыки в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою в борьбе за свои классовые интересы.
Но вопреки всем гонениям и запретам народные традиционные формы игр и физических упражнений продолжали спонтанно развиваться.
Средневековые народные состязания
(изображение на обложке нюрнбергского календаря).

УПАДОК РЫЦАРСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
К XIV веку образовались абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, появилась наемная армия, и было изобретено пороховое оружие, что привело к упадку рыцарской системы воспитания.
И место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила задачи подготовить не воина, а всесторонне развитого человека и выработать у дворян «внешний лоск».
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУМАНИСТОВ (ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ, ИЕРОНИМА МЕРКУРИАЛИСА, ФРАНСУА РАБЛЕ, Я.А.КОМЕНСКОГО)
Витторино да Фельтре (1378-1446)
– представитель раннего итальянского гуманизма.
Организовал школу «Дом игр» (на средства герцога Гонзаги в Мантуе), в ней учились дети герцога и его приближенных.
В противовес мрачным средневековым школам «Дом игр» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.
Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания.
Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия развивали гибкость, ловкость, красоту и изящность движений.
Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идеи физического воспитания в последующие годы.
Иероним Меркуриалис (1530-1606)
– представитель позднего итальянского гуманизма, врач и историк физического воспитания, автор шести книг об искусстве гимнастики.
Делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические).
Предпочитал те упражнения, которые дают оздоровительный гигиенический результат и способствуют выполнению военных обязанностей.
Осуждал атлетические упражнения, вызывающие «чрезмерное напряжение сил»; рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», который не вызывает сильного напряжения и утомления.
Своей деятельностью и трудами И. Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.
Франсуа Рабле (1494-1553)
– видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» - с острой сатирой на схоластическое средневековое воспитание.
Защищал идеи многостороннего образования, развития творчества и активности, необходимость строгого режима для ребенка.
В системе воспитания отводил важное место физическому воспитанию. Так, один из героев его романа, Гаргантюа, много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает, метает копье, занимается на перекладине, шесте, канате и лестнице.
В своих рекомендациях Ф.Рабле сочетал упражнения античных времен с народными упражнениями его времени и высказывалряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений.
Рабле был сторонником наглядности обучения. Он рекомендовал постепенное повышение сложности и трудности упражнений; добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.
Loading…
Ян Амос Коменский (1592-1670)
– чешский мыслитель-гуманист.
В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» рассматривает вопросы умственного и нравственного воспитания и уделяет внимание физическому воспитанию детей.
Считал, что занятия играми и физическими упражнениями призваны готовить детей к труду, к жизни.
Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.
В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы большие перемены и часть послеобеденного времени использовались для занятия физическими упражнениями и воспитательной работой с детьми.
Коменский никогда не предлагал включить специальные уроки физического воспитания в учебный план, но именно у него мы впервые встречаемся с включением в программу обучения физического воспитания детей, оно было увязано с уроками по теоретическим предметам.
Зимние детские игры
(иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

Летние детские игры
(иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

Благодаря сформулированному Коменским требованию о соблюдении ритмичности чередования труда и отдыха, согласованию физического и духовного воспитания, собранному им богатому материалу о физических упражнениях он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.
Просмотр содержимого документа
«История физической культуры и спорта зарубежных стран»
Раздел 1.
История физической культуры и спорта зарубежных стран
Тема : Физическая культура и спорт в средние века.
ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФЕОДАЛЬНОЙ ЗНАТИ
В период раннего средневековья церковь отрицательно относилась и к физическому воспитанию феодалов.
Только в эпоху крестовых походов она изменила свое отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.
До конца 15 века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия.
Боеспособность определялась, прежде всего, физической силой и стойкостью рыцаря в латах.
Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и сочинением стихов.
Воспитание будущих рыцарей начиналось с 7 лет, при дворах крупных феодалов, им присваивали звание пажей.
Чтобы стать сильными и ловкими, они занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием (которое означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть) и верховой ездой.
Чтобы выработать чувство равновесия основы отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем переходили к верховой езде на местности.
Одновременно их обучали рыцарскому этикету.
В 14 лет пажей производили в оруженосцы, и они получали право носить меч и шпоры.
Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы.
К концу пребывания в оруженосцах юноши занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении.
Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари.
Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли посвятить в рыцари только короли.
Изображение посвящения в рыцари (английская хроника Х VI в.)
рыцарские турниры
В целях проверки военно-физической подготовки рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний.
Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских игр: парные и групповые состязания.
Первая форма – поединок. Заключался в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т.е. выбить друг друга из седла. Если «бодание» двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание заканчивалось силовой борьбой.
Вторая форма - турнирная игра и массовая схватка. Начиналась чаще всего с использованием тупых копий, но иногда использовалось острое оружие, и продолжалась по договоренности.
Итоги схватки оценивались:
- по тому, что всадника выбивали из седла и сваливали на землю,
- если сбивали шлем противника,
- раскалывали надвое щит или ломали копье,
- острым оружием попадали в голову или грудь противника, а также в его щит.
Если рыцарь ранил противника в руку, бедро или же ранил его лошадь, он выходил из борьбы. Судьи могли отобрать у него лошадь и вооружение.
Побежденным считался также рыцарь, больше положенного выходящий с места состязания и отступающий.
награждение
Вначале оружие и лошадей побежденных получали победители,
начиная с 12 века отказались от этого обычая, победителям организаторы турнира жаловали золотые жезлы, кубки, венки, боевых коней, соколов для охоты и украшенные мечи.
Феодальные монархи выбирали своих военных полководцев и непосредственно свою свиту из числа отличившихся на турнирах и в поединках.
Наряду с географическими и климатическими условиями существовавшие общественные условия определяли, что и в какой мере может стать народной игрой.
В скандинавских странах крестьяне занимались катанием на лыжах и коньках,
в Нидерландах распространились ходули и коньки,
в Ирландии и Шотландии наряду с бросанием жерди – метание молота,
в Швейцарии и балканских селах – метание камней.
Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиям: футбол, харлинг, кемпинг, крикет.
В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мячей, положенных на землю.
Излюбленная по всей Европе охота была для крестьян не только полезным развлечением, но и занятием, на котором их интересы сталкивались с господскими. По установившемуся обычаю мелкая добыча принадлежала крестьянам, крупная – дворянам.
Народная игра с мячом и клюшками
По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что авторитет, завоеванный с помощью физической силы, в оценочных суждениях сельских жителей играл большую роль.
Например,
победитель на скачках – «парень года», «калиф на час», сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, а также материальные и социальные привилегии.
Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организуют фехтовальные и стрелковые братства, наиболее широкое распространение получившие во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии.
Кроме того, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии на городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы.
Характер массового увлечения среди горожан носили танцы, особенно по случаю праздника весны, по случаю проводов и посвящений в члены цеха.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯН И ГОРОЖАН
Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс.
Опасались, что крестьяне и горожане смогут использовать умения и навыки в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою в борьбе за свои классовые интересы.
Но вопреки всем гонениям и запретам народные традиционные формы игр и физических упражнений продолжали спонтанно развиваться.
Средневековые народные состязания (изображение на обложке нюрнбергского календаря).
УПАДОК РЫЦАРСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
К XIV веку образовались абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, появилась наемная армия, и было изобретено пороховое оружие, что привело к упадку рыцарской системы воспитания.
И место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила задачи подготовить не воина, а всесторонне развитого человека и выработать у дворян «внешний лоск».
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУМАНИСТОВ (ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ, ИЕРОНИМА МЕРКУРИАЛИСА, ФРАНСУА РАБЛЕ, Я.А.КОМЕНСКОГО)
Витторино да Фельтре (1378-1446)
– представитель раннего итальянского гуманизма.
Организовал школу «Дом игр» (на средства герцога Гонзаги в Мантуе), в ней учились дети герцога и его приближенных.
В противовес мрачным средневековым школам «Дом игр» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.
Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания.
Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия развивали гибкость, ловкость, красоту и изящность движений.
Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идеи физического воспитания в последующие годы.
Иероним Меркуриалис (1530-1606)
– представитель позднего итальянского гуманизма, врач и историк физического воспитания, автор шести книг об искусстве гимнастики.
Делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические).
Предпочитал те упражнения, которые дают оздоровительный гигиенический результат и способствуют выполнению военных обязанностей.
Осуждал атлетические упражнения, вызывающие «чрезмерное напряжение сил»; рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», который не вызывает сильного напряжения и утомления.
Своей деятельностью и трудами И. Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.
Франсуа Рабле (1494-1553)
– видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» - с острой сатирой на схоластическое средневековое воспитание.
Защищал идеи многостороннего образования, развития творчества и активности, необходимость строгого режима для ребенка.
В системе воспитания отводил важное место физическому воспитанию. Так, один из героев его романа, Гаргантюа, много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает, метает копье, занимается на перекладине, шесте, канате и лестнице.
В своих рекомендациях Ф.Рабле сочетал упражнения античных времен с народными упражнениями его времени и высказывал ряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений.
Рабле был сторонником наглядности обучения. Он рекомендовал постепенное повышение сложности и трудности упражнений; добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.
Ян Амос Коменский (1592-1670)
– чешский мыслитель-гуманист.
В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» рассматривает вопросы умственного и нравственного воспитания и уделяет внимание физическому воспитанию детей.
Считал, что занятия играми и физическими упражнениями призваны готовить детей к труду, к жизни.
Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.
В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы большие перемены и часть послеобеденного времени использовались для занятия физическими упражнениями и воспитательной работой с детьми.
Коменский никогда не предлагал включить специальные уроки физического воспитания в учебный план, но именно у него мы впервые встречаемся с включением в программу обучения физического воспитания детей, оно было увязано с уроками по теоретическим предметам.
Зимние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)
Летние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)
Благодаря сформулированному Коменским требованию о соблюдении ритмичности чередования труда и отдыха, согласованию физического и духовного воспитания, собранному им богатому материалу о физических упражнениях он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.