СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История физической культуры и спорта зарубежных стран

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

История физической культуры и спорта зарубежных стран

Раздел 1.

Тема: Физическая культура и спорт в средние века.

Loading…

ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФЕОДАЛЬНОЙ ЗНАТИ

В период раннего средневековья церковь отрицательно относилась и к физическому воспитанию феодалов. 

 

Только в эпоху крестовых походов она изменила свое отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.

Loading…

   До конца 15 века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия.  

   Боеспособность определялась, прежде всего, физической силой и стойкостью рыцаря в латах.

   Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и сочинением стихов.

Воспитание будущих рыцарей начиналось с 7 лет, при дворах крупных феодалов, им присваивали звание пажей. 

Чтобы стать сильными и ловкими, они занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием (которое означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть) и верховой ездой. 

Чтобы выработать чувство равновесия основы отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем переходили к верховой езде на местности. 

Одновременно их обучали рыцарскому этикету.

В 14 лет пажей производили в оруженосцы, и они получали право носить меч и шпоры. 

Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы. 

К концу пребывания в оруженосцах юноши занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении. 

 

   Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари. 

 

 

   Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли посвятить в рыцари только короли. 

Изображение посвящения в рыцари (английская хроника ХVI в.)

 

 

Loading…

рыцарские турниры

В целях проверки военно-физической подготовки рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний.

Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских игр: парные и групповые состязания. 

Первая форма – поединок. Заключался в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т.е. выбить друг друга из седла. Если «бодание» двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание заканчивалось силовой борьбой. 

Вторая форма - турнирная игра и массовая схватка. Начиналась чаще всего с использованием тупых копий, но иногда использовалось острое оружие, и продолжалась по договоренности. 

Итоги схватки оценивались:

•по тому, что всадника выбивали из седла и сваливали на землю, 

•если сбивали шлем противника, 

•раскалывали надвое щит или ломали копье, 

•острым оружием попадали в голову или грудь противника, а также в его щит. 

Если рыцарь ранил противника в руку, бедро или же ранил его лошадь, он выходил из борьбы. Судьи могли отобрать у него лошадь и вооружение.

Побежденным считался также рыцарь, больше положенного выходящий с места состязания и отступающий.

награждение

   Вначале оружие и лошадей побежденных получали победители, 

   начиная с 12 века отказались от этого обычая, победителям организаторы турнира жаловали золотые жезлы, кубки, венки, боевых коней, соколов для охоты и украшенные мечи. 

 

   Феодальные монархи выбирали своих военных полководцев и непосредственно свою свиту из числа отличившихся на турнирах и в поединках.

Наряду с географическими и климатическими условиями существовавшие общественные условия определяли, что и в какой мере может стать народной игрой. 

В скандинавских странах крестьяне занимались катанием на лыжах и коньках, 

в Нидерландах распространились ходули и коньки, 

в Ирландии и Шотландии наряду с бросанием жерди – метание молота, 

в Швейцарии и балканских селах – метание камней. 

Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиям: футбол, харлинг, кемпинг, крикет.

В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мячей, положенных на землю. 

Излюбленная по всей Европе охота была для крестьян не только полезным развлечением, но и занятием, на котором их интересы сталкивались с господскими. По установившемуся обычаю мелкая добыча принадлежала крестьянам, крупная – дворянам.

Народная игра с мячом и клюшками

 

 

По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что авторитет, завоеванный с помощью физической силы, в оценочных суждениях сельских жителей играл большую роль. 

Например,

   победитель на скачках – «парень года», «калиф на час», сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, а также материальные и социальные привилегии.

Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организуют фехтовальные и стрелковые братства, наиболее широкое распространение получившие во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии. 

Кроме того, в городах  практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии на городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы.

Характер массового увлечения среди горожан носили танцы, особенно по случаю праздника весны, по случаю проводов и посвящений в члены цеха.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯН И ГОРОЖАН

Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс. 

Опасались, что крестьяне и горожане смогут использовать умения и навыки в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою в борьбе за свои классовые интересы. 

Но вопреки всем гонениям и запретам народные традиционные формы игр и физических упражнений продолжали спонтанно развиваться.

Средневековые народные состязания  (изображение на обложке нюрнбергского календаря).

 

 

УПАДОК РЫЦАРСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

К XIV веку образовались абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, появилась наемная армия, и было изобретено пороховое оружие, что привело к упадку рыцарской системы воспитания. 

И место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила задачи подготовить не воина, а всесторонне развитого человека и выработать у дворян «внешний лоск».

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУМАНИСТОВ (ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ, ИЕРОНИМА МЕРКУРИАЛИСА, ФРАНСУА РАБЛЕ, Я.А.КОМЕНСКОГО)

Витторино да Фельтре (1378-1446)

– представитель раннего итальянского гуманизма. 

Организовал школу «Дом игр» (на средства герцога Гонзаги в Мантуе), в ней учились дети герцога и его приближенных. 

В противовес мрачным средневековым школам «Дом игр» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.

Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. 

Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия развивали гибкость, ловкость, красоту и изящность движений. 

Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идеи физического воспитания в последующие годы.

Иероним Меркуриалис (1530-1606)

– представитель позднего итальянского гуманизма, врач и историк физического воспитания, автор шести книг об искусстве гимнастики.  

Делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические). 

Предпочитал те упражнения, которые дают оздоровительный гигиенический результат и способствуют выполнению военных обязанностей. 

Осуждал атлетические упражнения, вызывающие «чрезмерное напряжение сил»; рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», который не вызывает сильного напряжения и утомления. 

Своей деятельностью и трудами И. Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.

Франсуа Рабле (1494-1553)

– видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» - с острой сатирой на схоластическое средневековое воспитание. 

Защищал идеи многостороннего образования, развития творчества и активности, необходимость строгого режима для ребенка. 

В системе воспитания отводил важное место физическому воспитанию. Так, один из героев его романа, Гаргантюа, много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает, метает копье, занимается на перекладине, шесте, канате и лестнице. 

В своих рекомендациях Ф.Рабле сочетал упражнения античных времен с народными упражнениями его времени и высказывалряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений. 

Рабле был сторонником наглядности обучения. Он рекомендовал постепенное повышение сложности и трудности упражнений; добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.

Loading…

Ян Амос Коменский (1592-1670) 

– чешский мыслитель-гуманист. 

В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» рассматривает вопросы умственного и нравственного воспитания и уделяет внимание физическому воспитанию детей. 

Считал, что занятия играми и физическими упражнениями призваны готовить детей к труду, к жизни. 

Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.

В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы большие перемены и часть послеобеденного времени использовались для занятия физическими упражнениями и воспитательной работой с детьми.  

 

Коменский никогда не предлагал включить специальные уроки физического воспитания в учебный план, но именно у него мы впервые встречаемся с включением в программу обучения физического воспитания детей, оно было увязано с  уроками по теоретическим предметам.

Зимние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

Летние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

   Благодаря сформулированному Коменским требованию о соблюдении ритмичности чередования труда и отдыха, согласованию физического и духовного воспитания, собранному им богатому материалу о физических упражнениях он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.

Просмотр содержимого документа
«История физической культуры и спорта зарубежных стран»

Раздел 1.  История физической культуры и спорта зарубежных стран

Раздел 1.

История физической культуры и спорта зарубежных стран

Тема :  Физическая культура и спорт в средние века.

Тема : Физическая культура и спорт в средние века.

ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФЕОДАЛЬНОЙ ЗНАТИ

ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФЕОДАЛЬНОЙ ЗНАТИ

В период раннего средневековья церковь отрицательно относилась и к физическому воспитанию феодалов. Только в эпоху крестовых походов она изменила свое отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.

В период раннего средневековья церковь отрицательно относилась и к физическому воспитанию феодалов.

Только в эпоху крестовых походов она изменила свое отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.

 До конца 15 века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия.  Боеспособность определялась, прежде всего, физической силой и стойкостью рыцаря в латах.

До конца 15 века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия.

Боеспособность определялась, прежде всего, физической силой и стойкостью рыцаря в латах.

 Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и сочинением стихов.

Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и сочинением стихов.

Воспитание будущих рыцарей начиналось с 7 лет, при дворах крупных феодалов, им присваивали звание пажей. Чтобы стать сильными и ловкими, они занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием (которое означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть) и верховой ездой. Чтобы выработать чувство равновесия основы отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем переходили к верховой езде на местности. Одновременно их обучали рыцарскому этикету.

Воспитание будущих рыцарей начиналось с 7 лет, при дворах крупных феодалов, им присваивали звание пажей.

Чтобы стать сильными и ловкими, они занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием (которое означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть) и верховой ездой.

Чтобы выработать чувство равновесия основы отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем переходили к верховой езде на местности.

Одновременно их обучали рыцарскому этикету.

В 14 лет пажей производили в оруженосцы, и они получали право носить меч и шпоры. Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы. К концу пребывания в оруженосцах юноши занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении.

В 14 лет пажей производили в оруженосцы, и они получали право носить меч и шпоры.

Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы.

К концу пребывания в оруженосцах юноши занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении.

 Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари.  Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли посвятить в рыцари только короли.

Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари.

Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли посвятить в рыцари только короли.

Изображение посвящения в рыцари (английская хроника Х VI в.)

Изображение посвящения в рыцари (английская хроника Х VI в.)

рыцарские турниры В целях проверки военно-физической подготовки рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний. Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских игр: парные и групповые состязания.

рыцарские турниры

В целях проверки военно-физической подготовки рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний.

Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских игр: парные и групповые состязания.

Первая форма – поединок. Заключался в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т.е. выбить друг друга из седла. Если «бодание» двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание заканчивалось силовой борьбой. Вторая форма - турнирная игра и массовая схватка. Начиналась чаще всего с использованием тупых копий, но иногда использовалось острое оружие, и продолжалась по договоренности.

Первая форма – поединок. Заключался в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т.е. выбить друг друга из седла. Если «бодание» двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание заканчивалось силовой борьбой.

Вторая форма - турнирная игра и массовая схватка. Начиналась чаще всего с использованием тупых копий, но иногда использовалось острое оружие, и продолжалась по договоренности.

Итоги схватки оценивались: по тому, что всадника выбивали из седла и сваливали на землю, если сбивали шлем противника, раскалывали надвое щит или ломали копье, острым оружием попадали в голову или грудь противника, а также в его щит. Если рыцарь ранил противника в руку, бедро или же ранил его лошадь, он выходил из борьбы. Судьи могли отобрать у него лошадь и вооружение. Побежденным считался также рыцарь, больше положенного выходящий с места состязания и отступающий.

Итоги схватки оценивались:

  • по тому, что всадника выбивали из седла и сваливали на землю,
  • если сбивали шлем противника,
  • раскалывали надвое щит или ломали копье,
  • острым оружием попадали в голову или грудь противника, а также в его щит.

Если рыцарь ранил противника в руку, бедро или же ранил его лошадь, он выходил из борьбы. Судьи могли отобрать у него лошадь и вооружение.

Побежденным считался также рыцарь, больше положенного выходящий с места состязания и отступающий.

награждение  Вначале оружие и лошадей побежденных получали победители,  начиная с 12 века отказались от этого обычая, победителям организаторы турнира жаловали золотые жезлы, кубки, венки, боевых коней, соколов для охоты и украшенные мечи.  Феодальные монархи выбирали своих военных полководцев и непосредственно свою свиту из числа отличившихся на турнирах и в поединках.

награждение

Вначале оружие и лошадей побежденных получали победители,

начиная с 12 века отказались от этого обычая, победителям организаторы турнира жаловали золотые жезлы, кубки, венки, боевых коней, соколов для охоты и украшенные мечи.

Феодальные монархи выбирали своих военных полководцев и непосредственно свою свиту из числа отличившихся на турнирах и в поединках.

Наряду с географическими и климатическими условиями существовавшие общественные условия определяли, что и в какой мере может стать народной игрой.

Наряду с географическими и климатическими условиями существовавшие общественные условия определяли, что и в какой мере может стать народной игрой.

В скандинавских странах крестьяне занимались катанием на лыжах и коньках, в Нидерландах распространились ходули и коньки, в Ирландии и Шотландии наряду с бросанием жерди – метание молота, в Швейцарии и балканских селах – метание камней. Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиям: футбол, харлинг, кемпинг, крикет. В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мячей, положенных на землю. Излюбленная по всей Европе охота была для крестьян не только полезным развлечением, но и занятием, на котором их интересы сталкивались с господскими. По установившемуся обычаю мелкая добыча принадлежала крестьянам, крупная – дворянам.

В скандинавских странах крестьяне занимались катанием на лыжах и коньках,

в Нидерландах распространились ходули и коньки,

в Ирландии и Шотландии наряду с бросанием жерди – метание молота,

в Швейцарии и балканских селах – метание камней.

Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиям: футбол, харлинг, кемпинг, крикет.

В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мячей, положенных на землю.

Излюбленная по всей Европе охота была для крестьян не только полезным развлечением, но и занятием, на котором их интересы сталкивались с господскими. По установившемуся обычаю мелкая добыча принадлежала крестьянам, крупная – дворянам.

Народная игра с мячом и клюшками

Народная игра с мячом и клюшками

По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что авторитет, завоеванный с помощью физической силы, в оценочных суждениях сельских жителей играл большую роль. Например,  победитель на скачках – «парень года», «калиф на час», сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, а также материальные и социальные привилегии.

По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что авторитет, завоеванный с помощью физической силы, в оценочных суждениях сельских жителей играл большую роль.

Например,

победитель на скачках – «парень года», «калиф на час», сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, а также материальные и социальные привилегии.

Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организуют фехтовальные и стрелковые братства, наиболее широкое распространение получившие во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии. Кроме того, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии на городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы. Характер массового увлечения среди горожан носили танцы, особенно по случаю праздника весны, по случаю проводов и посвящений в члены цеха.

Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организуют фехтовальные и стрелковые братства, наиболее широкое распространение получившие во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии.

Кроме того, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии на городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы.

Характер массового увлечения среди горожан носили танцы, особенно по случаю праздника весны, по случаю проводов и посвящений в члены цеха.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯН И ГОРОЖАН

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯН И ГОРОЖАН

Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс. Опасались, что крестьяне и горожане смогут использовать умения и навыки в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою в борьбе за свои классовые интересы. Но вопреки всем гонениям и запретам народные традиционные формы игр и физических упражнений продолжали спонтанно развиваться.

Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс.

Опасались, что крестьяне и горожане смогут использовать умения и навыки в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою в борьбе за свои классовые интересы.

Но вопреки всем гонениям и запретам народные традиционные формы игр и физических упражнений продолжали спонтанно развиваться.

Средневековые народные состязания  (изображение на обложке нюрнбергского календаря).

Средневековые народные состязания (изображение на обложке нюрнбергского календаря).

УПАДОК РЫЦАРСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

УПАДОК РЫЦАРСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

К XIV веку образовались абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, появилась наемная армия, и было изобретено пороховое оружие, что привело к упадку рыцарской системы воспитания. И место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила задачи подготовить не воина, а всесторонне развитого человека и выработать у дворян «внешний лоск».

К XIV веку образовались абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, появилась наемная армия, и было изобретено пороховое оружие, что привело к упадку рыцарской системы воспитания.

И место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила задачи подготовить не воина, а всесторонне развитого человека и выработать у дворян «внешний лоск».

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУМАНИСТОВ (ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ, ИЕРОНИМА МЕРКУРИАЛИСА, ФРАНСУА РАБЛЕ, Я.А.КОМЕНСКОГО)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУМАНИСТОВ (ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ, ИЕРОНИМА МЕРКУРИАЛИСА, ФРАНСУА РАБЛЕ, Я.А.КОМЕНСКОГО)

Витторино да Фельтре (1378-1446) – представитель раннего итальянского гуманизма. Организовал школу «Дом игр» (на средства герцога Гонзаги в Мантуе), в ней учились дети герцога и его приближенных. В противовес мрачным средневековым школам «Дом игр» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха. Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия развивали гибкость, ловкость, красоту и изящность движений. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идеи физического воспитания в последующие годы.

Витторино да Фельтре (1378-1446)

– представитель раннего итальянского гуманизма.

Организовал школу «Дом игр» (на средства герцога Гонзаги в Мантуе), в ней учились дети герцога и его приближенных.

В противовес мрачным средневековым школам «Дом игр» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.

Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания.

Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия развивали гибкость, ловкость, красоту и изящность движений.

Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идеи физического воспитания в последующие годы.

Иероним Меркуриалис (1530-1606) – представитель позднего итальянского гуманизма, врач и историк физического воспитания, автор шести книг об искусстве гимнастики. Делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические). Предпочитал те упражнения, которые дают оздоровительный гигиенический результат и способствуют выполнению военных обязанностей. Осуждал атлетические упражнения, вызывающие «чрезмерное напряжение сил»; рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», который не вызывает сильного напряжения и утомления. Своей деятельностью и трудами И. Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.

Иероним Меркуриалис (1530-1606)

– представитель позднего итальянского гуманизма, врач и историк физического воспитания, автор шести книг об искусстве гимнастики.

Делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические).

Предпочитал те упражнения, которые дают оздоровительный гигиенический результат и способствуют выполнению военных обязанностей.

Осуждал атлетические упражнения, вызывающие «чрезмерное напряжение сил»; рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», который не вызывает сильного напряжения и утомления.

Своей деятельностью и трудами И. Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.

Франсуа Рабле (1494-1553) – видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» - с острой сатирой на схоластическое средневековое воспитание. Защищал идеи многостороннего образования, развития творчества и активности, необходимость строгого режима для ребенка. В системе воспитания отводил важное место физическому воспитанию. Так, один из героев его романа, Гаргантюа, много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает, метает копье, занимается на перекладине, шесте, канате и лестнице. В своих рекомендациях Ф.Рабле сочетал упражнения античных времен с народными упражнениями его времени и высказывал ряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений. Рабле был сторонником наглядности обучения. Он рекомендовал постепенное повышение сложности и трудности упражнений; добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.

Франсуа Рабле (1494-1553)

– видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» - с острой сатирой на схоластическое средневековое воспитание.

Защищал идеи многостороннего образования, развития творчества и активности, необходимость строгого режима для ребенка.

В системе воспитания отводил важное место физическому воспитанию. Так, один из героев его романа, Гаргантюа, много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает, метает копье, занимается на перекладине, шесте, канате и лестнице.

В своих рекомендациях Ф.Рабле сочетал упражнения античных времен с народными упражнениями его времени и высказывал ряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений.

Рабле был сторонником наглядности обучения. Он рекомендовал постепенное повышение сложности и трудности упражнений; добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.

Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист. В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» рассматривает вопросы умственного и нравственного воспитания и уделяет внимание физическому воспитанию детей. Считал, что занятия играми и физическими упражнениями призваны готовить детей к труду, к жизни. Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.

Ян Амос Коменский (1592-1670)

– чешский мыслитель-гуманист.

В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» рассматривает вопросы умственного и нравственного воспитания и уделяет внимание физическому воспитанию детей.

Считал, что занятия играми и физическими упражнениями призваны готовить детей к труду, к жизни.

Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.

В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы большие перемены и часть послеобеденного времени использовались для занятия физическими упражнениями и воспитательной работой с детьми. Коменский никогда не предлагал включить специальные уроки физического воспитания в учебный план, но именно у него мы впервые встречаемся с включением в программу обучения физического воспитания детей, оно было увязано с уроками по теоретическим предметам.

В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы большие перемены и часть послеобеденного времени использовались для занятия физическими упражнениями и воспитательной работой с детьми.

Коменский никогда не предлагал включить специальные уроки физического воспитания в учебный план, но именно у него мы впервые встречаемся с включением в программу обучения физического воспитания детей, оно было увязано с уроками по теоретическим предметам.

Зимние детские игры  (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

Зимние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

Летние детские игры  (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

Летние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

 Благодаря сформулированному Коменским требованию о соблюдении ритмичности чередования труда и отдыха, согласованию физического и духовного воспитания, собранному им богатому материалу о физических упражнениях он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.

Благодаря сформулированному Коменским требованию о соблюдении ритмичности чередования труда и отдыха, согласованию физического и духовного воспитания, собранному им богатому материалу о физических упражнениях он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.