Раздел 1.
История физической культуры и спорта зарубежных стран
Тема:
Физическая культура и спорт В НОВОЕ ВРЕМЯ
Эпоха становления и развития капитализма от первых буржуазных революций 17 века до окончания первой мировой войны в 1917 году называется в истории Новым временем.
Развитие теоретических основ физического воспитания в педагогических сочинениях Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо и И. Песталоцци
Джон Локк (1632 – 1704)
Но в вопросах, касающихся видов физических упражнений, проявлялся его классовый, пуританский подход, направленный против спортивных состязаний . Так, езду верхом он рассматривал только как средство укрепления здоровья, а фехтование – как средство самозащиты.
Не понимал ценности подвижных игр, их отсутствие восполнялось танцами, Но танцу он тоже не придавал практического значения, а рассматривал как средство приобретения благородных манер.
Провозглашал , что правом на развлечение и отдых может располагать только человек, ведущий активную деятельность, суть которых заключалась в том, что «отдых и развлечение… не есть праздность, а снятие нагрузки с утомленного тела путем выбора нового направления нашей деятельности».
Один из величайших мыслителей Англии
Теоретик физической культуры джентльменов.
Для его концепции характерно стремление к рационализму и полезности. Считал , что человеку необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом, целенаправленные физические тренировки, приятные манеры и уверенность. Подчеркивал : «Джентльмен должен одинаково уметь преодолевать трудности на море, в бою, в общественной и личной жизни. Он должен быть победителем в конфликтах личного характера, если окажется в них втянутым».
В соответствии с этим в физическом воспитании основной упор делался на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы.
Свою концепцию он выразил в книге «Мысли о воспитании».
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)
Идеи относительно физического воспитания определялись потребностями независимого от наследственных и сословных привилегий воспитания буржуазии.
В работе «Эмиль, или о Воспитании» резко противопоставил изнеженной, избалованной и слабохарактерной аристократической молодежи диких, не затронутых цивилизацией, грубых и здоровых, связанных с природой выходцев из простого народа.
По его мнению, любая общественная проблема возникает от человеческого зла, а зло – от слабости человека, это можно изменить только путем воспитания закаленной, сильной молодежи, чем больше ребенок приучается бороться с силами свободной природы, тем более ловким он вырастает. В связи с этим подчеркивал важность развития деятельности, направленной на преодоление естественных препятствий: карабканье на деревья, перелезание через каменные стены, прыжки с камня на камень, поднятие и перенос различных тяжестей, заплывы.
В свою систему встроил взгляды других мыслителей. Например, соглашался с Локком, что любовь к физическому труду, к подвижности следует прививать уже в детстве, считал , что основы воспитания следует заложить до достижения ребенком 12 лет. Тезисы Локка, касающиеся активного отдыха, использовал в своих предложениях относительно сочетания задач умственного и физического воспитания. В связи с педагогической ценностью игр придерживался одного мнения с Коменским.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1825)
Швейцарский педагог .
Впервые попытался на практике осуществить идеи просвещения, связанные с физическим воспитанием. Занялся педагогикой под влиянием Руссо. Непоколебимо верил , что исправить изъяны общественной системы, помочь бедноте можно средствами воспитания, путем введения всеобщего обучения.
Подход к вопросам физического воспитания заключался в проведении совместных занятий с многочисленными по количеству учащимися классами народных школ.
Первым ввел в Европе в практику состоящие из стилизованных элементов движений вольные упражнения, выполняемые по команде.
В работе «Элементарная гимнастика» , изданной в 1807 году, сгруппировал составленные им вольные упражнения аналитическим способом, в зависимости от форм подвижности суставов.
По его мнению, естественные движения детей и подвижные игры представляют собой лишь упражнения суставов (упражнения для головы, рук, ног, туловища и комплексные упражнения).
Не считал систему вольных упражнений замкнутой и единственно благотворной, а лишь «наводящим» средством, при помощи которого можно облегчить здоровое функционирование внутренних органов, приобретение учащимися правильной осанки, усвоение ими комплексных движений (фехтование, бег на коньках, танцы, борьба, спортивные игры).
Классической заслугой является то, что он увидел и осудил недостатки проявившегося у некоторых педагогов стремления к односторонности физического воспитания молодежи.
Но с точки зрения уровня развития здравоохранения и педагогики в то время еще не созрели условия для введения физического воспитания в школе.
Его опыт использовали филантропы – создатели швейцарской системы вольных упражнений, немецкой и датской гимнастики.
Место физического воспитания в новых школьных системах.
Физическое воспитание вошло в программу школьного обучения благодаря усилиям филантропов.
Из числа филантропов, занимавшихся практическим введением физического воспитания в школе выдающаяся роль принадлежит
Герхарду Антону Фиту
(1763 – 1836)
и
Иоганну Кристофу Гутсу-Мутсу
(1759 – 1839).
Заслуга Фита заключается в обобщении опыта филантропов, он подверг теоретическому анализу все физические упражнения, наибольшую ценность в его трудах представляет описание техники гимнастических упражнений и методические указания для их проведения.
Гутс-Мутс в целях преодоления физической деградации выдвинул идею всеобщей народной гимнастики .
Его книга «Гимнастика для молодежи» (Шнепфенталь, 1893) была переведена с немецкого на французский, английский, датский и шведский языки.
Одним из основных принципов было обучение учащихся посредством игр. Заслугой филантропов было обновление теории Коменского относительно игр.
Гутс-Мутс в своей книге собрал 105 различных игр , в том числе 63 игры с мячом. Известные игры он дополнил новыми, и определил их место в филантропической системе физического воспитания.
Игры были классифицированы в зависимости от их содержания, различали игры, развивающие:
а) сообразительность и рассудительность,
б) внимание,
в) память,
г) воображение,
д) умственные способности,
е) вкус.
Филантропы пришли к выводу , что в области физического воспитания незаменимым средством выявления и стимулирования активности детей является соревнование .
Филантропы использовали достижения медицинской науки своего времени, упражнения стали составлять на основе физиологии в соответствии с индивидуальными особенностями организма.
Национальные системы физического воспитания
Немецкое направление в гимнастике
Создание основ немецкой гимнастики связано с именами
швейцарец
Адольф Шписс
(1810 – 1858)
Эрнст Айзелен (1792 – 1846)
Фридрих Людвиг
Ян
(1778 – 1852)
был практиком
и специалистом
по классификации
в большей мере был практиком
в большей мере был организатором и идейным руководителем
В 1816 году в Гамбурге было учреждено первое немецкое общество любителей гимнастики.
Немецкая гимнастика стала известна как «система Яна-Айзелена-Шписса».
Наиболее типичные элементы упражнений этой системы: 1) общая разминка; 2) ходьба; 3) бег; 4) махи; 5) упражнения с препятствиями; 6) упражнения на вытягивание; 7) махово-растягивающие упражнения; 8) упражнения на кольцах; 9) упражнения на карусели; 10) висы; 11) лазание; 12) упражнения на равновесие.
Немецкую систему гимнастики еще называли гимнастикой переворотов.
Шведское направление в гимнастике
Пер Хенрик Линг
(1776 – 1839)
Ялмар Линг
(1799 – 1881)
Продолжил дело отца, разработал снаряды, известные под названием «шведских».
Первым в Европе разработал
в гимнастике направление, учитывающее жизнедеятельность организма на основе физической культуры древнего Китая.
Концепция Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, истинность которых уже подтверждена анатомией и биологией. Упражнения надо последовательно отбирать и применять таким образом, чтобы они максимально обеспечивали нормальное функционирование организма .
Преподаватель должен развивать те группы мышц, которые обеспечивают правильную осанку и способствуют деятельности внутренних органов, делают возможным пропорциональное развитие тела, формирование правильной выправки, предупреждение и ликвидацию вредных последствий трудовых процессов или болезни.
Ялмар Линг с другими учениками отца продолжил развивать шведскую систему гимнастики.
Ими созданы такие средства как шведская стенка, бревно, прыжковый трамплин, бревно и скамья с седлом.
С их помощью физическая подготовка приспособилась к условиям и целям буржуазного образа жизни, перейдя от больших пространств к тесным городским площадкам и залам.
Тем самым физкультура стала независимой от окружающей среды и природы, освободила движения от требования утилитарной полезности для производства, позволила использовать упражнения также для общего укрепления и развития организма и в воспитательных целях.
Еще шведскую систему гимнастики называли гимнастикой поз.
Французская система гимнастики
Франсиско Аморос
(1770 – 1848)
Одновременно с созданием немецкой гимнастики на тех же принципах и условиях создал свою систему во Франции.
Цель – выработка военно-прикладных навыков.
Основные упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, переноска груза, плавание и ныряние, борьба, метания, фехтование, вольтижировка и стрельба.
- Попытался заложить фундамент физического воспитания в армии, школах, спортивных обществах на базе гимнастики.
- Его показательные выступления , построенные на акробатических упражнениях, завоевали многих последователей за пределами Франции.
- Строевые упражнения выполнялись на улице, сопровождались пением (дыхательная гимнастика), занимающиеся для закалки были раздеты до пояса («с голым торсом»).
- Применял в качестве снарядов канаты, мосты, заборы, лестницы.
- Придерживался принципов постепенности – от легкого к трудному, от простого к сложному.
- Ввел письменный учет результатов занятий.
Во Франции готовились квалифицированные гимнасты и преподаватели в Военном училище гимнастики в Жуанвиль-де-Пант, основанном в 1852 году в соответствии с традициями, заложенными Аморосом.
Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США
Теоретические основы реформы воспитания, осуществленной в английских школах в середине
19 века разработал каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819 – 1875).
Он считал, что нужно включить в число целей воспитания целеустремленного и последовательного поколения, которое в любом уголке мира «сможет постоять за интересы свои и своего отечества», возможности для формирования характера, кроющиеся в силовых состязаниях и подвижных играх.
Деятельность Томаса Арнольда (1795 – 1842)
Установки Кингсли уходили корнями в педагогическую практику ректора колледжа в Регби Томаса Арнольда. Совет колледжа в 1794 году закупил участок, подходящий для большой игровой площадки, где ученики занимались в первую очередь крикетом и «массовым футболом».
Арнольд, приняв руководство колледжем в 1827 году, заметил, что лучшие в крикете и других играх с мячом играют определяющую роль и вне спортивных площадок. Различные команды во внутренних отношениях между своими членами держатся тех же правил «честной игры», которые утвердились среди них на базе правил, применяемых во время соревнований.
Так сложился исходный тезис его педагогики: через посредство физических движений и эмоций, связанных с игрой, учащаяся молодежь способна формироваться на спортивной площадке, если с этим согласуется также воспитательная деятельность церкви, школы и интерната.
Влияние арнольдизма, сыгравшего решающую роль в создании организационного, эстетического и этического фундамента современного общественного спорта, помимо английских колоний распространялось и на молодежь США .
Бенджамин Франклин составил свой проект реформы школ в Пенсильвании (1843), опираясь на идеи Томаса Арнольда.
Движение «Сокол»
Непосредственным поводом для его создания послужило распространившееся с 1850-х годов гимнастическое движение в духе Яна среди немецких жителей Праги и Судетов. Оно начало охватывать слои чешских чиновников и военных
и побудило преподавателя Пражского университета Мирослава Тырша (1832 – 1884) основать самостоятельное чешское национальное гимнастическое движение.
Суть программы состоит в том, что малые народы могут стать полноценной составной частью человечества при должной внутренней сплоченности, и ратовала за определяющий в обучении и воспитании национальный принцип.
Название «Сокол» означает свободу, храбрость, мужество, связанные с освободительной борьбой.
Цель сокольской гимнастики – укрепить и сохранить человеку здоровье, сделать его неуязвимым, дать ему отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость и предохранить от последствий односторонних занятий.
Классификация упражнений в сокольской гимнастике исходила из внешних признаков: 1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка, приседания, стойки, наклоны и др.); 2) снарядовые упражнения – это со снарядами (булавами, обручами, палками, флажками, гирями и т.д.) и на снарядах (перекладине, брусьях, коне, кольцах, лестницах, шестах, бревне и т.д.); 3) групповые упражнения (пирамиды, игры, массовые выступления идр.); 4) боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование).
Занятия проводились по схеме: строевые упражнения, вольные упражнения, снарядовые упражнения и боевые, общие упражнения и снова строевые, после чего занятия заканчивались. Движения, по их мнению выглядевшие некрасиво, исключались из занятий.
Идеи движения «Сокол» быстро распространились за пределы Чехии. Так, в Словении в 1863 году был создан «Южный Сокол», в Хорватии (в Загребе) возникло общество «Сокол» с участием Франьо Бучара и на Украине (во Львове) под руководством польского врача Венаты Пясецкого.
Физическая культура во второй период Нового Времени
Основанный на свободной конкуренции капитализм вступил в монополическую стадию.
Его потребности в области физической культуры уже не могли удовлетворять «системы гимнастики», появились новые потребности в сфере физической культуры.
Во второй период новой истории усиливаются противоречия между трудом и капиталом,
что приводит к росту революционного движения народных масс. Чтобы ограничить участие народа в революционном движении, правительства многих стран прибегают к различным средствам: спорту, гимнастике, играм.
В этот период образовались два противоположных направления в спорте – рабочее и буржуазное.
Противоречия привели к появлению новых систем физического воспитания и военизации системы физического воспитания .
Физическое воспитание Жоржа Демени
Жорж Демени (1850 – 1917) – венгр, первопроходец среди специалистов в области физического воспитания, работавших над научным обоснованием форм движения. Констатирует , что система движений в наиболее распространенных немецкой и шведской гимнастиках не согласуется с закономерностями анатомии и физиологии. В них много неестественных и формальных элементов.
Разработал систему требований , предъявляемых к физическим упражнениям:
- Должна быть динамика физических упражнений. Следует избегать статических, неестественных положений. Скорость движения должна быть в обратной пропорции с массой двигающихся частей тела (например, упражнения руками нужно выполнять с большей, а ногами и корпусом с меньшей скоростью и размахом).
- Для достижения плодотворного воздействия необходимы движения с законченной амплитудой. Нельзя искусственно, на полпути прерывать упражнения. Если одну группу мышц напрячь до полного сокращения, тогда противоположную нужно расслабить до предела.
- Движения должны быть естественными и размашистыми, а не «отрывистыми» и «угловатыми».
- Мышцы, не участвующие в движении, в процессе выполнения упражнения должны быть полностью расслаблены.
- При разучивании упражнений всегда нужно переходить от простых к сложным, от более легких к более тяжелым, от известных к неизвестным.
Естественный метод Эбера
Георг Эбер (1875 – 1957) , французский офицер флота, создал систему физического воспитания. Элементы движений разделил на восемь групп: ходьба, бег, прыжки, лазанье, поднятие, метание, плавание, атакующие и оборонительные движения. Кроме этого, применял дополняющие и подготовительные упражнения. К числу подготовительных он относил игры и рукоделие.
Его концепция преследовала цель воспитания оптимальной выносливости, на что указывают
методы, учитывающие деятельность вестибулярного аппарата, дыхательной системы, обмена веществ, нервной системы, т.е. снабжения организма энергией.
Наиболее важные из его принципов :
- Преподаватель физвоспитания в ходе выполнения упражнений должен «жить вместе» с учениками. Развивать различные группы мышц с помощью упражнений, результативность которых проверена на себе лично.
- В интересах координированной нагрузки на все органы и системы в ходе занятий преподаватель должен использовать природные возможности (солнце, вода, воздух, преодоление естественных препятствий на местности).
- На всех занятиях по физвоспитанию необходимо выполнять упражнения по развитию выносливости и дыхательные упражнения.
- Учащиеся должны заниматься обнаженными до пояса и по возможности на свежем воздухе.
- Каждый урок должен заканчиваться массажем и купанием.
- Преподаватель должен вести учет личных достижений учеников.
В ходе реформы 1916 года его положения были включены в программу обучения высшей школы физического воспитания в Жонвиль де Понт.
Физвоспитание Нильса Бука
Датчанин Нильс Бук (1880 – 1950) - продолжатель шведской гимнастики.
Изменилась динамика свободных упражнений, упражнения на снарядах дополнились прыжками, а вольные упражнения – акробатическими прыжками. Все это способствовало дальнейшему развитию основных элементов спортивной гимнастики.
Выяснил , что в прямой пропорции с ростом степени сложности движений развивается ловкость; ключ к гибкости находится в подвижности суставов и в первую очередь в гибкости позвоночника; пространственные и временные компоненты координации движений связаны с развитием силы мышц.
Использовал необычные исходные положения, зеркальные движения, смену темпа и скорости, сломал статику шведской гимнастики и обосновал разминочную гимнастику.
Его направление, несмотря на поддержку во многих странах, не стало господствующим, т.е. не удовлетворяло требованиям ни рекреации, ни военной подготовки.
Другие направления гимнастики
Франсуа Дельсарт (1811 – 1871) заложил основы художественной гимнастики.
обратил внимание на то, что элементы движения, перенесенные в «светскую жизнь» со сцены балетного искусства , необходимо упростить соответственно с требованиями родителей к физической крепости детей, исправления осанки и освоения этикета движений.
Айседора Дункан (1876 – 1927) увлеклась античной гимнастикой – движениями, наполненными греческим вдохновением и индивидуальной изобретательностью, она стремилась выразить сложные чувства современного человека и особенности классической, романтической или модерной музыки.
в результате ее деятельности в физическом воспитании девочек право на жизнь получила выразительная гимнастика .
Ритмическое направление современной гимнастики заложил женевский учитель музыки Эмиль Жак Далькроз (1865 – 1914). В процессе наблюдений он установил, что выполнение определенных движений способствует развитию чувства ритма и слуха, овладение музыкальным ритмом помогает влиять на деятельность нервной системы. Побуждал учеников чувства и мысли, вызываемые аккордами, выражать в движениях.
Последовательница шведской гимнастики Э. Бьеркстен в своей гимнастике учитывала физиологическую и эстетическую стороны упражнений, она стремилась выработать изящество движений.
Можно назвать еще множество имен, занимавшихся разработкой систем и направлений физического воспитания, но многие авторы считают, что для современного физвоспитания недостаточно одной гимнастики , развивают идеи о пользе игр и др. спортивных упражнений. В результате в национальные системы проникают различные виды спорта и игры, начинают проводиться спортивные состязания.
Развитие спортивного движения
После 1850-х годов почти во всех странах мира стали создаваться молодежные, студенческие, религиозные, рабочие, предпринимательские спортивные организации.
В 1860-х годах уже не было такой страны, где бы не развивалась какая-нибудь форма современной спортивной деятельности.
Начали проводиться международные соревнования по конным кроссам и стрельбе .
Было положено начало организации ставших позднее знаменитыми гамбургских, венских, братиславских и будапештских регат .
В 1875 году в Будапеште состоялись легкоатлетические соревнования, впервые организованные на Европейском континенте по английским правилам.
Молодежь Европы была захвачена горячкой велосипедных шоссейных и трековых состязаний .
С получившим распространение в Голландии скоростным бегом на коньках стали популярными лыжные соревнования в Скандинавских странах. Под влиянием путевых заметок Фритьофа Нансена «На лыжах через Гренландию» внимание Центральной Европы привлекли «снежные» виды спорта .
Наряду с появившимися современными формами занятий спортом вновь возродились забытые на протяжении веков различные виды состязаний и игр .
Под влиянием интереса к модернизированным видам борьбы в целях самообороны в Европе и Северной Америке появились окруженные мистифицированной славой мастера джиу-джитсу .
Согласование норм деятельности в различных видах спорта с учетом потребностей нового времени вызвало необходимость создания специальных союзов с общегосударственной компетенцией , которые путем подготовки и проведения соревнований, разработки единых правил способствовали развитию физкультурного движения.
«Официальные» чемпионаты Европы и мира проводятся с начала 1890-х годов.