План-конспект урока по предмету «Русский язык»
в 4 классе по программе Н.Ф. Виноградовой
на тему «Буквы О, Ё после шипящих и Ц»
Класс: 4 11.10
Предмет: «Русский язык»
Тема: «Буквы О, Ё после шипящих и Ц»
Место урока в системе: урок русского языка в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: вывести на правила правописания букв о, ё после шипящих и ц в разных частях слова имён существительных и прилагательных; отработать соответствующий способ действий.
Задачи урока:
• Образовательные: повторить написание букв о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных; сформировать умение обосновывать выбор гласных о, ё после шипящих и ц в разных частях слова имён существительных и прилагательных в соответствии с алгоритмом;
• Развивающие: развивать орфографическую зоркость (умение обнаружить ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки и чужие));
• Воспитательные: воспитывать аккуратность (ведение тетради), уважительное отношение к одноклассникам (направление на учёт позиции собеседника), чувство взаимопомощи (работа в группах).
10. Дидактические средства: для учителя: учебник: Русский язык: 4 класс, часть 1 под редакцией С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко и др.; рабочая тетрадь №1; изобразительный ряд: наглядные пособия (модели букв, карточки-помощницы, схемы орфограмм, изображения).
для обучающегося: учебник: Русский язык: 4 класс, часть 1; тетрадь; рабочая тетрадь №1; пишущие принадлежности.
11. План урока:
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
3. Сообщение темы, постановка цели урока.
4. Актуализация знаний и способов действий.
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
6. Динамическая пауза.
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения
упражнений.
8. Подведение итогов урока.
9. Информация о домашнем задании.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: «Здравствуйте, дети! Садитесь, пожалуйста».
2. Чистописание.
У учителя в руках большой конверт. 5 учеников по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами, достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их, вывешивают на доску.
Учитель: «У меня в руках конверт с буквами. Сейчас по очереди ко мне подойдут ученики, чьё имя я назову, и попробуют на ощупь угадать букву, которую они достанут из конверта. Диана (Даша П., Ася, Влад, Илья М.), выходи к доске, становись лицом к классу, закрывай глаза. Доставай букву. Потрогай руками. Какая же это буква? Молодец! Садись, пожалуйста. (Вешает букву на доску).
Учитель: «Посмотрите на доску, перед вами буквы Жэ, Ша, Че, Ща, Цэ. Что объединяет эти буквы?»
Обучающиеся: «Все буквы обозначают согласные звуки».
Учитель: «Скажите, пожалуйста, какую букву можно исключить из этого ряда? Почему?»
Обучающиеся: «Букву Цэ, потому что остальные буквы обозначают шипящие звуки».
Учитель: «Назовите мягкие согласные звуки из этого ряда». (Следить за произношением звуков)
Обучающиеся: «Ч, Щ»
Учитель: «Назовите твёрдые согласные звуки из этого ряда». (Следить за произношением звуков)
Обучающиеся: «Ж, Ш, Ц»
Учитель: «Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. Сегодня у нас второе октября».
Обучающиеся делают записи в тетради.
Учитель: «Сейчас в своих тетрадях вы запишите предложения. Вначале внимательно меня слушаем. (Читает)
Весёлый ручей в чаще пел звонкую песню. Он журчал и нёс с собой камешки.
Записываем 1 предложение. (Диктует). Записываем второе предложение. (Диктует)».
Обучающиеся делают записи в тетради.
Учитель: «Прочитайте каждый вполголоса записанные предложения. Послушайте себя. Сколько шипящих звуков вы услышали? В каких словах?»
Обучающиеся: «Мы услышали 6 шипящих звуков в словах: ручей, чаще, журчал, камешки».
Учитель: «Теперь произведем разбор по членам предложения».
Обучающиеся: «Ручей-подлежащее, пел-сказуемое, ручей (какой?) весёлый-определение, пел (где?) в чаще-обстоятельство, пел (что?) песню-дополнение, песню (какую?) звонкую-определение».
«Он-подлежащее, журчал, нёс-однородные сказуемые, нёс (каким образом?) с собой-обстоятельство, нёс (что?) камешки-дополнение».
3. Сообщение темы, постановка цели урока.
Учитель: «Сегодня на урок к нам пришли в гости ещё 3 буквы: О, Е, Ё. (Вывешивает буквы на доску). Могут ли эти буквы подсказать вам тему сегодняшнего урока? Какая тема нашего урока?»
Обучающиеся «Да, мы будем учиться писать слова с буквами Е, Ё, О после шипящих и Ц».
Учитель: «Каких целей хотим добиться?»
Обучающиеся «Изучить правила правописания букв О, Е, Ё после шипящих и Ц, применять эти знания на практике».
4. Актуализация знаний и способов действий.
На доске учитель размещает наглядный материал (изображения врача, ключа, мяча, карандаша).
Учитель: «Составьте словосочетания с данными словами по заданной схеме: Имя прилагательное + Имя существительное (Ед. ч., Тв. п.)».
Обучающиеся предлагают свои варианты: железным ключом, цветным карандашом, с добрым доктором, с разноцветным мячом и т.д.
Учитель: «Давайте запишем предложение, используя одно из получившихся словосочетаний».
Обучающиеся предлагают свои варианты. (Пр.: Мама открыла дверь железным ключом.)
Учитель: «Какое окончание вы запишите в существительном --? Почему вы так считаете? Все согласны? Почему не о/е/ё?»
Обучающиеся отвечают на вопрос, ориентируясь на правило (в окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишем о, без ударения – е); оформляют записи в тетради.
Учитель: «Вернёмся к предложениям, которые мы записали в самом начале урока. Есть ли здесь слово с такой же орфограммой?»
Обучающиеся: «В первом предложении в слове чаще такая же орфограмма».
Учитель: «Какое окончание вы написали здесь? Почему? Кто сразу написал верно?»
Обучающиеся: «Окончание е, т.к. в окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения пишется е».
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
На доске учитель размещает карточку-помощницу со словами: свечой, синицей, большой, рыжего.
Учитель: «Прочитайте слова, какой частью речи они являются?»
Обучающиеся: «Слова являются именами существительными и именами прилагательными».
Учитель: «В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласные, стоящие за шипящими?»
Обучающиеся: «Шипящие входят в корень, гласные – в окончание».
Учитель: «Выделим окончания в словах».
Обучающиеся: «Свечой-окончание ой, синицей-окончание ей, большой-окончание ой, рыжего-окончание его».
Учитель выделяет окончание на доске маркером.
Учитель: «Поставьте ударение в словах и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц».
Обучающиеся: «В окончаниях имён существительных и прилагательных под ударением пишется буква О, без ударения буква Е».
Учитель: «Итак, у нас сформулировано одно из правил. Я размещу на доске схему, которая будет вашей помощницей на сегодняшнем уроке».
Обучающиеся внимательно рассматривают схему.
Учитель: «Также, как вы могли заметить, мы рассуждали, следуя алгоритму. Его я также размещу на доске».
Обучающиеся внимательно рассматривают алгоритм.
Учитель: «Давайте прочитаем действия из нашего алгоритма».
Обучающиеся: «1 шаг – Прочитать слово.
2 шаг - Определить часть речи.
3 шаг – Определить часть слова, в которой находится орфограмма.
4 шаг – Определить выбор буквы, следуя правилу».
Учитель: «Сейчас выполним упражнение, которое покажет, насколько хорошо вы усвоили данное правило. Вам нужно заполнить пропуски и объяснить свой выбор. Итак, первое слово (Имя)».
На доске размещает карточку со словами: лапш.й, лиц.м, камыш.м, каш.й, чуж.й, хорош.го. (-ой, -ом, -ом, -ей, -ой, -его).
Обучающиеся записывают, объясняют свой выбор, ориентируясь на правило.
Учитель: «Как вы думаете, только ли в окончании имён существительных и прилагательных находится данная орфограмма?»
Обучающиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель: «Кого вы видите на доске?»
Обучающиеся: «Животных: зайца, медведя».
Учитель: «Как можно ласково назвать их?»
Обучающиеся: «Зайчонок, медвежонок».
Учитель: «С помощью какой морфемы вы образовали новые слова?»
Обучающиеся: «Мы образовали новые слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса –онок-».
Учитель: «Есть ли орфограмма в данных словах, которая связана с нашей темой? В какой части слова?»
Обучающиеся: «Да, есть. В суффиксах имён существительных».
На доске учитель размещает карточку-помощницу со словами: зайчонок, реченька, глянцевый, бережок.
Учитель: «Действуем согласно алгоритму. Что мы должны сделать сначала?»
Обучающиеся: «Прочитать слова».
Учитель: «Второй шаг?»
Обучающиеся: «Определяем части речи (имена сущ. и прил.)».
Учитель: «Что делаем дальше?»
Обучающиеся: «Определяем часть слова, в которой находится орфограмма (суффикс)».
Учитель выделяет маркером суффиксы.
Учитель: «Каков последний шаг?»
Обучающиеся: «Определить написание буквы, следуя правилу».
Учитель: «Нам известно правило?»
Обучающиеся: «Нет».
Учитель: «Можем ли мы сформулировать правило, опираясь на слова, написанные на карточке? Нужно ли нам знать ударный или безударный гласный после шипящего? Как оно будет звучать?»
Обучающиеся: «В суффиксах имён существительных и прилагательных под ударением пишется буква О, без ударения буква Е».
Учитель: «Итак, у нас сформулировано ещё одно из правил. Я размещу на доске схему, которая будет вашей помощницей на сегодняшнем уроке».
Учитель: «Сейчас выполним упражнение, которое покажет, насколько хорошо вы усвоили и это правило. Вам нужно заполнить пропуски и объяснить свой выбор. Итак, первое слово (Имя)».
На доске размещает карточку со словами: песц..вый, медвеж..нок, еж..вый, овраж..к, доч..нька, снеж..к. (-ов-, -онок-, -ов-, -ек-, -еньк-, -ок-).
Обучающиеся записывают, объясняют свой выбор, ориентируясь на правило.
6. Динамическая пауза.
Я буду называть слова с шипящими и Ц, а ваша задача - слушать и хлопнуть в ладоши 1 раз, если в слове пишется буква О, 2 раза – если буква Е,Ё. Но будьте внимательны, я могу назвать слова, не относящиеся к нашей сегодняшней орфограмме:
БольшОго, бежЕвый, ландышЕвый, песцОвый, глянцЕвая, алычОвый, зайчОнок, пчЁлы, слонЁнок
- Какое слово оказалось лишним? Почему? (Нет изучаемой орфограммы)
На доске учитель размещает карточку-помощницу со словами: чёрный-чернеть, щёки-щека, шов, крыжовник.
Учитель: «Прочитайте слова. Что заметили особенного?»
Обучающиеся: «Представлены слова с парами и без пары».
Учитель: «Определим части речи».
Обучающиеся: «Имена существительные и прилагательные»
Учитель: «В какой части слова находится орфограмма?»
Обучающиеся: «В корне слова».
Учитель: «Обратите внимание на пары слов, сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Ё в корнях после шипящих и Ц».
Обучающиеся: «Если можно подобрать однокоренное слово, в котором [о] не слышится, то пишется буква Ё, а если такого слова подобрать нельзя – то пишется буква О».
Учитель: «Хочу обратить ваше внимание, что после Ц букву ё мы никогда не пишем!»
Учитель: «Итак, у нас сформулировано последнее правило. Я размещу на доске схему, которая будет вашей помощницей на сегодняшнем уроке».
Учитель: «Откроем учебники на странице 40. Запомним слова, которые пишутся с буквой о».
Обучающиеся читают, внимательно следят.
Учитель: «Сейчас выполним упражнение, которое покажет, насколько хорошо вы усвоили и это правило. Вам нужно заполнить пропуски и объяснить свой выбор. Итак, первое слово (Имя)».
На доске размещает карточку со словами: ш..колад, ш..лк, ш..к, ж..лтый, пч..лы, ж..кей. (-о-, -ё-, -о-, -ё-, -ё-, -о-).
Обучающиеся записывают, объясняют свой выбор, ориентируясь на правило.
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
Дети выполняют упр.1, 2 на стр. 49. Упражнение 1 выполняется по рядам, после выписывается 1 человеком от ряда на доску.
1 ряд (орфограмма в корне)
Жёлтый, шорох, шёпот, причёска, шорты, чёрточка, пчёлы.
2 ряд (орфограмма в суффиксе)
Медвежонок, девчонка, светлячок, камышовый, собачонка.
3 ряд (орфограмма в окончании)
Плащом, чужой, мечом, карандашом, лещом.
*Упражнение 2 выполняется у доски по цепочке. (выделить часть слова, в которой находится орфограмма)
Девчонка, шёлк (шелка), дружок, жёлтый (желтеть), галчонок, шорох, шов, чёрточка (черта), пчёлы (пчела), дешёвый, жёлуди (желудёвый), плащом, ручонка, большой, врачом, лицом, чужой.
8. Подведение итогов урока.
Учитель: «Давайте подведем итоги урока. Перечислите изученные орфограммы».
Обучающиеся: «Правила правописания букв о, ё после шипящих и ц в корнях, в суффиксах, в окончаниях имён существительных и прилагательных».
Учитель: «Перед вами алгоритм действий при работе с изученными орфограммами. Всё ли здесь так?»
Учитель предлагает неверный алгоритм.
Обучающиеся восстанавливают правильную последовательность шагов.
Учитель: «Ориентируясь на схемы, расскажите мне правила правописания о, ё после шипящих и ц в разных частях слова»
Обучающиеся отвечают по схемам.
Учитель выставляет оценки, комментируя их.
9. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: раб.тетр. упр. 3, с.17.