СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучаем звуки и буквы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучаем звуки и буквы»

План-конспект урока по предмету «Русский язык»
в 4 классе по программе Н.Ф. Виноградовой
на тему «Буквы О, Ё после шипящих и Ц»

  1. Класс: 4 11.10

  2. Предмет: «Русский язык»

  3. Тема: «Буквы О, Ё после шипящих и Ц»

  4. Место урока в системе: урок русского языка в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

  5. Тип урока: комбинированный урок

  6. Цель урока: вывести на правила правописания букв о, ё после шипящих и ц в разных частях слова имён существительных и прилагательных; отработать соответствующий способ действий.

  7. Задачи урока:

• Образовательные: повторить написание букв о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных; сформировать умение обосновывать выбор гласных о, ё после шипящих и ц в разных частях слова имён существительных и прилагательных в соответствии с алгоритмом;

• Развивающие: развивать орфографическую зоркость (умение обнаружить ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки и чужие));



• Воспитательные: воспитывать аккуратность (ведение тетради), уважительное отношение к одноклассникам (направление на учёт позиции собеседника), чувство взаимопомощи (работа в группах).



10. Дидактические средства: для учителя: учебник: Русский язык: 4 класс, часть 1 под редакцией С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко и др.; рабочая тетрадь №1; изобразительный ряд: наглядные пособия (модели букв, карточки-помощницы, схемы орфограмм, изображения).

для обучающегося: учебник: Русский язык: 4 класс, часть 1; тетрадь; рабочая тетрадь №1; пишущие принадлежности.



11. План урока:

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

3. Сообщение темы, постановка цели урока.

4. Актуализация знаний и способов действий.

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

6. Динамическая пауза.

7. Применение теоретических положений в условиях выполнения

упражнений.

8. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании.



Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: «Здравствуйте, дети! Садитесь, пожалуйста».


2. Чистописание.

  • У учителя в руках большой конверт. 5 учеников по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами, достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их, вывешивают на доску.



Учитель: «У меня в руках конверт с буквами. Сейчас по очереди ко мне подойдут ученики, чьё имя я назову, и попробуют на ощупь угадать букву, которую они достанут из конверта. Диана (Даша П., Ася, Влад, Илья М.), выходи к доске, становись лицом к классу, закрывай глаза. Доставай букву. Потрогай руками. Какая же это буква? Молодец! Садись, пожалуйста. (Вешает букву на доску).



Учитель: «Посмотрите на доску, перед вами буквы Жэ, Ша, Че, Ща,  Цэ. Что объединяет эти буквы?»



Обучающиеся: «Все буквы обозначают согласные звуки».

Учитель: «Скажите, пожалуйста, какую букву можно исключить из этого ряда? Почему?»

Обучающиеся: «Букву Цэ, потому что остальные буквы обозначают шипящие звуки».

Учитель: «Назовите мягкие согласные звуки из этого ряда». (Следить за произношением звуков)

Обучающиеся: «Ч, Щ»

Учитель: «Назовите твёрдые согласные звуки из этого ряда». (Следить за произношением звуков)

Обучающиеся: «Ж, Ш, Ц»

Учитель: «Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. Сегодня у нас второе октября».

Обучающиеся делают записи в тетради.

Учитель: «Сейчас в своих тетрадях вы запишите предложения. Вначале внимательно меня слушаем. (Читает)

Весёлый ручей в чаще пел звонкую песню. Он журчал и нёс с собой камешки.

Записываем 1 предложение. (Диктует). Записываем второе предложение. (Диктует)».

Обучающиеся делают записи в тетради.

Учитель: «Прочитайте каждый вполголоса записанные предложения. Послушайте себя. Сколько шипящих звуков вы услышали? В каких словах?»

Обучающиеся: «Мы услышали 6 шипящих звуков в словах: ручей, чаще, журчал, камешки».

Учитель: «Теперь произведем разбор по членам предложения».

Обучающиеся: «Ручей-подлежащее, пел-сказуемое, ручей (какой?) весёлый-определение, пел (где?) в чаще-обстоятельство, пел (что?) песню-дополнение, песню (какую?) звонкую-определение».

«Он-подлежащее, журчал, нёс-однородные сказуемые, нёс (каким образом?) с собой-обстоятельство, нёс (что?) камешки-дополнение».



3. Сообщение темы, постановка цели урока.

Учитель: «Сегодня на урок к нам пришли в гости ещё 3 буквы: О, Е, Ё. (Вывешивает буквы на доску). Могут ли эти буквы подсказать вам тему сегодняшнего урока? Какая тема нашего урока?»

Обучающиеся «Да, мы будем учиться писать слова с буквами Е, Ё, О после шипящих и Ц».

Учитель: «Каких целей хотим добиться?»

Обучающиеся «Изучить правила правописания букв О, Е, Ё после шипящих и Ц, применять эти знания на практике».



4. Актуализация знаний и способов действий.

  • На доске учитель размещает наглядный материал (изображения врача, ключа, мяча, карандаша).

Учитель: «Составьте словосочетания с данными словами по заданной схеме: Имя прилагательное + Имя существительное (Ед. ч., Тв. п.)».

Обучающиеся предлагают свои варианты: железным ключом, цветным карандашом, с добрым доктором, с разноцветным мячом и т.д.

Учитель: «Давайте запишем предложение, используя одно из получившихся словосочетаний».

Обучающиеся предлагают свои варианты. (Пр.: Мама открыла дверь железным ключом.)

Учитель: «Какое окончание вы запишите в существительном --? Почему вы так считаете? Все согласны? Почему не о/е/ё?»

Обучающиеся отвечают на вопрос, ориентируясь на правило (в окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишем о, без ударения – е); оформляют записи в тетради.

Учитель: «Вернёмся к предложениям, которые мы записали в самом начале урока. Есть ли здесь слово с такой же орфограммой?»

Обучающиеся: «В первом предложении в слове чаще такая же орфограмма».

Учитель: «Какое окончание вы написали здесь? Почему? Кто сразу написал верно?»

Обучающиеся: «Окончание е, т.к. в окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения пишется е».




5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

  • На доске учитель размещает карточку-помощницу со словами: свечой, синицей, большой, рыжего.

Учитель: «Прочитайте слова, какой частью речи они являются?»

Обучающиеся: «Слова являются именами существительными и именами прилагательными».

Учитель: «В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласные, стоящие за шипящими?»

Обучающиеся: «Шипящие входят в корень, гласные – в окончание».

Учитель: «Выделим окончания в словах».

Обучающиеся: «Свечой-окончание ой, синицей-окончание ей, большой-окончание ой, рыжего-окончание его».

Учитель выделяет окончание на доске маркером.

Учитель: «Поставьте ударение в словах и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц».

Обучающиеся: «В окончаниях имён существительных и прилагательных под ударением пишется буква О, без ударения буква Е».

Учитель: «Итак, у нас сформулировано одно из правил. Я размещу на доске схему, которая будет вашей помощницей на сегодняшнем уроке».

  • Учитель размещает на доске схему.

Обучающиеся внимательно рассматривают схему.

Учитель: «Также, как вы могли заметить, мы рассуждали, следуя алгоритму. Его я также размещу на доске».

  • Учитель размещает на доске алгоритм.

Обучающиеся внимательно рассматривают алгоритм.

Учитель: «Давайте прочитаем действия из нашего алгоритма».

Обучающиеся: «1 шаг – Прочитать слово.

2 шаг - Определить часть речи.

3 шаг – Определить часть слова, в которой находится орфограмма.

4 шаг – Определить выбор буквы, следуя правилу».

Учитель: «Сейчас выполним упражнение, которое покажет, насколько хорошо вы усвоили данное правило. Вам нужно заполнить пропуски и объяснить свой выбор. Итак, первое слово (Имя)».

На доске размещает карточку со словами: лапш.й, лиц.м, камыш.м, каш.й, чуж.й, хорош.го. (-ой, -ом, -ом, -ей, -ой, -его).

Обучающиеся записывают, объясняют свой выбор, ориентируясь на правило.




Учитель: «Как вы думаете, только ли в окончании имён существительных и прилагательных находится данная орфограмма?»

Обучающиеся высказывают свою точку зрения.

  • Учитель размещает на доске наглядный материал (изображения зайца и медведя)

Учитель: «Кого вы видите на доске?»

Обучающиеся: «Животных: зайца, медведя».

Учитель: «Как можно ласково назвать их?»

Обучающиеся: «Зайчонок, медвежонок».

Учитель: «С помощью какой морфемы вы образовали новые слова?»

Обучающиеся: «Мы образовали новые слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса –онок-».

Учитель: «Есть ли орфограмма в данных словах, которая связана с нашей темой? В какой части слова?»

Обучающиеся: «Да, есть. В суффиксах имён существительных».

  • На доске учитель размещает карточку-помощницу со словами: зайчонок, реченька, глянцевый, бережок.

Учитель: «Действуем согласно алгоритму. Что мы должны сделать сначала?»

Обучающиеся: «Прочитать слова».

Учитель: «Второй шаг?»

Обучающиеся: «Определяем части речи (имена сущ. и прил.)».

Учитель: «Что делаем дальше?»

Обучающиеся: «Определяем часть слова, в которой находится орфограмма (суффикс)».

Учитель выделяет маркером суффиксы.

Учитель: «Каков последний шаг?»

Обучающиеся: «Определить написание буквы, следуя правилу».

Учитель: «Нам известно правило?»

Обучающиеся: «Нет».

Учитель: «Можем ли мы сформулировать правило, опираясь на слова, написанные на карточке? Нужно ли нам знать ударный или безударный гласный после шипящего? Как оно будет звучать?»

Обучающиеся: «В суффиксах имён существительных и прилагательных под ударением пишется буква О, без ударения буква Е».

Учитель: «Итак, у нас сформулировано ещё одно из правил. Я размещу на доске схему, которая будет вашей помощницей на сегодняшнем уроке».

  • Учитель размещает на доске схему.




Учитель: «Сейчас выполним упражнение, которое покажет, насколько хорошо вы усвоили и это правило. Вам нужно заполнить пропуски и объяснить свой выбор. Итак, первое слово (Имя)».

На доске размещает карточку со словами: песц..вый, медвеж..нок, еж..вый, овраж..к, доч..нька, снеж..к. (-ов-, -онок-, -ов-, -ек-, -еньк-, -ок-).

Обучающиеся записывают, объясняют свой выбор, ориентируясь на правило.



6. Динамическая пауза.

Я буду называть слова с шипящими и Ц, а ваша задача - слушать и хлопнуть в ладоши 1 раз, если в слове пишется буква О, 2 раза – если буква Е,Ё. Но будьте внимательны, я могу назвать слова, не относящиеся к нашей сегодняшней орфограмме:

БольшОго, бежЕвый, ландышЕвый, песцОвый, глянцЕвая, алычОвый, зайчОнок, пчЁлы, слонЁнок

- Какое слово оказалось лишним? Почему? (Нет изучаемой орфограммы)







  • На доске учитель размещает карточку-помощницу со словами: чёрный-чернеть, щёки-щека, шов, крыжовник.

Учитель: «Прочитайте слова. Что заметили особенного?»

Обучающиеся: «Представлены слова с парами и без пары».

Учитель: «Определим части речи».

Обучающиеся: «Имена существительные и прилагательные»

Учитель: «В какой части слова находится орфограмма?»

Обучающиеся: «В корне слова».

Учитель: «Обратите внимание на пары слов, сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Ё в корнях после шипящих и Ц».

Обучающиеся: «Если можно подобрать однокоренное слово, в котором [о] не слышится, то пишется буква Ё, а если такого слова подобрать нельзя – то пишется буква О».

Учитель: «Хочу обратить ваше внимание, что после Ц букву ё мы никогда не пишем!»

Учитель: «Итак, у нас сформулировано последнее правило. Я размещу на доске схему, которая будет вашей помощницей на сегодняшнем уроке».

  • Учитель размещает на доске схему.

Учитель: «Откроем учебники на странице 40. Запомним слова, которые пишутся с буквой о».

Обучающиеся читают, внимательно следят.

Учитель: «Сейчас выполним упражнение, которое покажет, насколько хорошо вы усвоили и это правило. Вам нужно заполнить пропуски и объяснить свой выбор. Итак, первое слово (Имя)».

На доске размещает карточку со словами: ш..колад, ш..лк, ш..к, ж..лтый, пч..лы, ж..кей. (-о-, -ё-, -о-, -ё-, -ё-, -о-).

Обучающиеся записывают, объясняют свой выбор, ориентируясь на правило.




7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Дети выполняют упр.1, 2 на стр. 49. Упражнение 1 выполняется по рядам, после выписывается 1 человеком от ряда на доску.

1 ряд (орфограмма в корне)

Жёлтый, шорох, шёпот, причёска, шорты, чёрточка, пчёлы.

2 ряд (орфограмма в суффиксе)

Медвежонок, девчонка, светлячок, камышовый, собачонка.

3 ряд (орфограмма в окончании)

Плащом, чужой, мечом, карандашом, лещом.



*Упражнение 2 выполняется у доски по цепочке. (выделить часть слова, в которой находится орфограмма)

Девчонка, шёлк (шелка), дружок, жёлтый (желтеть), галчонок, шорох, шов, чёрточка (черта), пчёлы (пчела), дешёвый, жёлуди (желудёвый), плащом, ручонка, большой, врачом, лицом, чужой.



8. Подведение итогов урока.

Учитель: «Давайте подведем итоги урока. Перечислите изученные орфограммы».

Обучающиеся: «Правила правописания букв о, ё после шипящих и ц в корнях, в суффиксах, в окончаниях имён существительных и прилагательных».

Учитель: «Перед вами алгоритм действий при работе с изученными орфограммами. Всё ли здесь так?»

Учитель предлагает неверный алгоритм.

Обучающиеся восстанавливают правильную последовательность шагов.

Учитель: «Ориентируясь на схемы, расскажите мне правила правописания о, ё после шипящих и ц в разных частях слова»

Обучающиеся отвечают по схемам.

Учитель выставляет оценки, комментируя их.



9. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: раб.тетр. упр. 3, с.17.




Скачать

© 2022, 103 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!