Технологическая карта урока в 11 классе
Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Цель: обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»; -совершенствовать пунктуационные, грамматические и речевые умения с целью подготовки к ЕГЭ; формировать культурологическую компетентность.
Планируемые результаты
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Регулятивные: умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные: умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
Познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы
Этапы урока
1.Организационный момент
- создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу
- приветствие
Личностные: эмоциональный настрой на урок
Коммуникативные: слушание собеседника
2.Целеполагание
(Постановка темы и целей урока)
- создать условия для внутренней потребности (мотивации) включения в учебный процесс;
- подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы и целей урока
Слово учителя: Недавно мы прошли особенности литературных течений Серебряного века русской поэзии. Давайте еще раз обратимся к произведениям поэтов Серебряного века с точки зрения пунктуации.
1Задание: Списать предложения, расставляя знаки препинания, сделать вывод, чем осложнены эти предложения.
То змейкой свернувшись клубком у самого сердца колдует то целые дни голубком на белом окошке воркует то в инее ярком блеснёт почудится в дреме левкоя но верно и тайно ведет от радости и от покоя. (А. Ахматова)
Не смоют любовь ни ссоры ни версты продумана выверена проверена. Подъемля торжественно стих строкопёрстый клянусь – люблю неизменно и верно! ( В. Маяковский)
Принимаю пустынные веси и колодца земных городов осветленный простор поднебесий и томления рабьих трудов! ( А. Блок)
Вопрос: Чем отличаются с пунктуационной точки зрения строки:
Мой прадед был ранен под Аустерлицем и замертво в лес унесён денщиком чтоб долгие долгие годы томиться в унылом и бедном поместье своём. ( Н. Гумилев)
Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Какие признаки имеют однородные члены предложения?
(Однородные члены предложения имеют следующие признаки: Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос; Являются одним и тем же членом предложения; Между собой связаны сочинительными союзами, т.е. равноправны и независимы друг от друга; Произносятся с интонацией перечисления.
-Какие слова не являются членами предложения?
Не являются однородными членами предложения повторяющиеся слова (За теми деревьями леса, леса, леса.) Фразеологические обороты ( и день и ночь, и смерть и грех, и стар и млад, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т.п.)
- Что вы знаете о союзах в предложениях с однородными членами?
(Союзы соединительные, разделительные «и это и то» : противительные «или то или это»: да(=и), и…и, «не то, а это»: или, или…или, либо ни…ни, также, но, а, да (=но), зато, либо…либо, то…то, тоже, как…так и, однако не то…не то)
Какую роль играют сочинительные союзы при однородных членах?
(Союзы бывают повторяющиеся, парные (двойные) и…и, да…да, ни…ни, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то как …так и, хотя и… но, не столько…сколько, если не… то, настолько… на сколько, столько же… сколько, не так… как, не только… но и)
2 задание: Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Какова функция союзов в первом и втором предложении?
Я перечитываю эти прекрасные строки и удивляюсь, вспоминая и Ахматову, и Блока, и Маяковского. Поэзия Гумилева напоминает нам, что в каждом человеке есть не только сила и мужество, но и благородство.
3 задание: Объясните постановку знаков препинания в предложении:
Маяковский вместе с футуристами посетил Киев, Казань, Одессу, выступал в театрах, портах, парках; писал стихи, поэмы, сценарии к спектаклям, фильмам.
( Если однородные члены предложения распространены и внутри них уже есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой.)
4 задание: сопоставьте ошибки, связанные с однородными членами с примерами предложений:
1) Лексическая несочетаемость одного из однородных членов с тем словом в предложении, с которым он связан. 2.Нарушение порядка слов при использовании двойных союзов. 3. Сочетание в качестве однородных членов разных понятий
А)В это время поэт не только пишет поэму, но и несколько прекрасных стихотворений. Б) Начался отбор материалов для «Окон РОСТА» и единомышленников, ответственных за проведение этого мероприятия.
В)Поэтов радовало внимание и восхищение, которыми окружила их московская читающая публика.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
5 задание: работа с текстом:
1)Стихотворение «Вхожу я в темные храмы было написано в1902 году и входит в первый том лирики. 2)Первую свою книгу Блок создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. 3)В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Души Мира, Вечной Женственности – красоты и гармонии. 4) Своему идеальному образу Блок дал имя – Прекрасная Дама, и создал цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
5)Центральный мотив стихотворения – ожидание и надежда на встречу с Прекрасной Дамой. 6)Волнение лирического героя нарастает, так как в воображении его зримо возникает ее образ, озаренный ореолом святости, принося душе героя успокоение. 7)Но поскольку образ Прекрасной Дамы – сложный, несущий символическое значение, это не только реальная возлюбленная, но и душа Мира. 8) ... лирический герой не просто влюблённый, а Человек вообще, стремящийся к слиянию с Душой Мира или к достижению абсолютной гармонии. 9)В таком прочтении стихи Блока предстают уже как философская лирика.
1.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1- 4, 2-6, 3 -8
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в восьмом (8) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1-С другой стороны,
2-Поэтому
3-Напротив
3) Укажите предложение, в котором нарушена видовременная соотнесённость глагольных форм
1- 1, 2-4, 3-6
4)Укажите предложение, в котором при однородных членах используется двойной союз:
1-5, 2-6, 3-7
КЛЮЧ: 1 – 1; 2 - 2; 3 – 1, 4-3. ЕСЛИ У ВАС: О ошибок - умница!!! 1 ошибка – будь внимательнее! 2-3 ошибки – надо поработать!!!
Домашнее задание: (на выбор)1) Поисковая работа «Особые случаи постановки знаков препинания в ранней лирике Маяковского»
2)Подобрать примеры предложений с однородными членами при обобщающем слове из лирики поэтов Серебряного века.