Дистанционный конкурс
учебно-исследовательских и творческих проектов
«Первые шаги в науку»
Направление: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (лингвистика русского и иностранных языков)
Изучение английского языка в России
Кузько Наталья
МОАУ «Гимназия №6», 7 класс
Учитель: Кожевникова Н.Ю.,
английский язык
2022 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………..........3
1.1 Зачем нужно знать английский язык…………………………...........3-4
Изучение английского языка в различных странах……………………….4
Как изучают английский язык в Европе……………………………..5-6
Изучение английского языка в России……………………………….6-7
Результаты исследования……………………………………………...7-9
Как улучшить изучение языка …………...………………………..……9-10
Заключение…………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………........11
Приложения …………………………………………………………….......... 12-14
Введение.
Значение английского языка в современном мире трудно переоценить. Много веков назад Англия распространила свой язык в завоеванных странах – колониях Британской империи, а эмигранты «завезли» его в Северную Америку. Массовое распространение английского языка началось в эпоху глобализации и научно-технического прогресса – с конца прошлого столетия. С того времени английский становится языком международной политики и торговли.
Зачем нужно знать английский язык.
Несмотря на непростую геополитическую ситуацию в мире в наши дни, английский язык остается главным языком мирового общения и Интернета. Знание языка дает нам дополнительные возможности:
Работать в международной компании;
Претендовать на бОльшую зарплату;
Продвигаться по карьерной лестнице;
Читать литературу, смотреть фильмы, слушать музыку в оригинале;
Найти свежую научную информацию в интернет-изданиях, так как ведущие сообщества публикуют новости на английском языке;
Выступать на международных конференциях;
Путешествовать.
Сегодня вопрос международного языка общения стоит так же остро, как некогда стоял вопрос владения компьютером. Это означает только одно: те, кто отказывается изучать английский язык, ограничивают свои возможности. Выбор за вами!
Проблема для исследования.
В нашей стране в общеобразовательных школах изучаются иностранные языки, предпочтение отдается английскому. Однако после окончания школы выпускники, в лучшем случае, могут читать и переводить со словарем. Общаться на английском языке (понимать и говорить) они не могут. Для некоторых знание английского языка после школы остаётся в рамках шутки: «London is the capital of Great Britain». В чём причины? Молодые люди сейчас «продвинутые», они понимают значение английского языка для своей успешной реализации. Может быть, существуют проблемы с обучением?
Гипотеза для разрешения проблемы:
мы предположили, что российским школьникам не хватает инструментов для успешного изучения языка.
Цель работы: определить трудности в изучении английского языка в российских школах на примере МОАУ «Гимназия №6» г. Оренбурга.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть зарубежный опыт изучения английского языка.
Выявить трудности в изучении языка в России на примере оренбургских школьников.
Дать рекомендации по эффективным способам самостоятельного изучения языка.
Методы исследования: анализ литературных данных, анкетирование.
Изучение английского языка в разных странах.
Международный образовательный центр EF Education First в 2021 году провел глобальное исследование EF English Proficiency Index (EPI), в котором приняли участие 2 миллиона человек по всему миру. Цель исследования – определить уровень владения английским языком среди населения. Рейтинг возглавили Нидерланды, Австрия и Дания. Россия заняла 51-ю позицию [3]. Среди городов лидируют Санкт-Петербург и Москва. За последние несколько лет интерес россиян к изучению иностранного языка упал, причиной этому послужила пандемия. Люди стали меньше путешествовать, ездить в командировки. События 2022, вряд ли, прибавят интерес к изучению языка. В современной обстановке люди сфокусированы на зарабатывании денег и решении насущных проблем, а не получении дополнительных знаний.
2.1 Как изучают английский язык в Европе.
Если вы окажетесь на обычной нетуристической улице в Норвегии, Голландии или Швейцарии, то повсюду вы будете видеть английский. Он будет на вывесках, объявлениях, аудиорекламе. Английский язык в европейских странах стал повседневной реальностью.
В Швеции и Голландии, например, детей с раннего возраста погружают в языковую среду. В детском саду воспитатели разговаривают с детьми на английском и показывают мультфильмы на английском языке.
Изучение иностранного языка начинается в начальной школе, впрочем, как и у нас. Однако иностранный язык не преподносится как набор знаков и формул, как в математике. Его преподают как нечто естественное. Детям могут поставить фильм в оригинале или задать прочитать книгу на английском языке. Количество часов иностранного языка в неделю варьирует от 2-3 в начальной школе до 6-8 – у старшеклассников. В старших классах немецких школ на уроках иностранного языка общение только на английском. А в школах с углубленным изучением языка и другие предметы могут преподавать на английском.
В Швеции и Германии в кинотеатрах и по телевизору показывают фильмы на английском языке без перевода на родной язык. Родители разговаривают с детьми на английском. Еще одна «фишка» шведов в том, что у них преподаются разные диалекты и акценты. Например, жители разных штатов США имеют свой акцент, даже жители разных районов Лондона могут произносить слова по-разному. Что уж говорить о южноафриканском или филиппинском произношении. Поэтому очень важно сразу привыкать к тому, что английский бывает разный.
Конечно, можно считать, что европейцам, особенно, немцам, английский язык дается легче, он похож на их родной язык – одна и та же языковая семья. Но, главное, все же в подходах к изучению. Английский нужно не просто учить, а погружаться в него.
Что же происходит в наших школах?
2.2 Изучение английского языка в России.
В школах уделяется большое внимание изучению грамматики, чтению, переводу. Мы учим слова, долго повторяем одну и ту же тему. Но одной важной вещи не учат в российских школах – разговорной речи. Бегло общаться на элементарные темы может не каждый ученик, и даже не каждый преподаватель. Потому что не хватает практики. К сожалению, в российском подходе к изучению языка нет самого важного – погружения в языковую среду. Конечно, большинство наших городов не могут похвастаться англоязычным окружением. Вывески, объявления и реклама на английском – это прерогатива, разве что, столицы или крупных городов, ставших туристическими «мекками». В наших кинотеатрах вы не найдете фильмы в оригинальной озвучке, а в небольших городах и поселках трудно встретить носителя языка.
Согласно данным исследования ВЦИОМ, проведенного ко дню переводчика в 2019 году, 63% россиян знакомы с английским языком и только 5% свободно им владеют [6].
2.3 Результаты исследования.
Для изучения проблемы мы провели опрос 75 обучающихся 7-х классов МОАУ «Гимназия №6».
Google-анкета содержала пять вопросов (приложение 1).
Около половины семиклассников указали, что в наше время не обойтись без знаний английского языка. Удивительно, но 38% считают, что английский им совсем не нужен. Больше двух третей опрошенных указали, что ежедневно сталкиваются с английским языком в своей жизни. Ребята написали, что знание языка необходимо, чтобы слушать музыку, играть в компьютерные игры, переводить этикетки, инструкции и слоганы на одежде. Особенно порадовало, что половине опрошеных английский нужен для общего развития, общения и будущей профессии.
В ответе на вопрос «для каких профессий нужен английский язык?» опрашиваемые перечислили огромное число специальностей. Тройку лидеров возглавили переводчик, программист и бортпроводник. Профессия переводчика – первая из тех, где знание иностранного языка является необходимостью. Это очень трудная специальность, особенно, у переводчика-синхрониста. Слушать и одновременно переводить невероятно тяжело, ведь докладчика нельзя попросить остановиться и повторить текст. Синхронисты высшего класса – редкость!
В сфере информационных технологий без знаний английского делать нечего. Не владеющие языком программисты испытывают трудности в работе даже в отечественных компаниях, не говоря уже о международных корпорациях. Во-первых, создание сайта или его тестирование предполагает тесную работу с английским. Во-вторых, техническое задание часто пишется именно по-английски.
Что касается бортпроводника или пилота, то ответ тоже лежит на поверхности. Представители этих профессий летают по всему миру и не могут не знать иностранный язык.
За лидерами в списке специалистов, которым нужен английский язык для работы, следуют журналист, менеджер, политик, чиновник, представитель торговой сферы и гостиничного бизнеса. Некоторые посчитали, что английский нужен практически в любой профессии. Лишь врача и инженера незаслуженно отметили только по одному респонденту. Хотя представителям этих профессий английский язык нужен еще на этапе обучения (чтение научной литературы, участие в конференциях), и дальше, чтобы расти в профессиональной сфере.
Итак, мы выяснили, что английский нам нужен, мы хотим его изучать. Мы начинаем изучать английский язык еще в начальной школе, а на выходе – большинство могут только читать и переводить со словарем. О том, чтобы поддержать разговор с носителем не может быть и речи. Почему же так происходит, может мы что-то делаем неправильно?
На вопрос «Чего вам не хватает для изучения английского языка?» семиклассники ответили:
хороших учебников – с современными разговорными фразами, сокращениями для переписки в мессенджерах, сленгом;
харизматичных учителей, способных преподнести материал так, чтобы заинтересовать учеников;
общения с носителем;
неформального английского;
практики – на уроках мы мало говорим по-английски;
американского английского.
Как улучшить изучение языка.
Как сделать изучение английского языка в наших школах интересным и эффективным? Конечно, не все мы можем изменить – программу или учебники, наполняемость классов. Но кое-что и в наших силах. Мы подумали, какие изменения можно привнести в изучение языка в нашей школе.
English-zone – место, где мы будем говорить только на английском, например, кабинет иностранных языков.
Общение с иностранцами – один раз в месяц пригласить на урок английского языка студента-иностранца.
Использовать «слово дня» – каждый день вывешивать постер с английским словом в столовой, фойе или коридорах – там, где мы бываем несколько раз за учебный день.
«Оживить английский» – будет интересно, если учитель на занятиях будет давать нам разговорные фразы, которых нет в учебнике, их нельзя перевести дословно, но они используются в разговорной речи носителями (e.g., go bananas, are you nuts? do you mind?)
Однако было бы нечестно перекладывать всю ответственность на школу и учителей. В настоящее время большое значение имеет самообразование. Оно дает возможность не ограничиваться только учебной программой, использовать различные ресурсы и с пользой потратить свободное время. Что можно сделать самостоятельно, чтобы повысить свой уровень английского языка?
Смотреть фильмы или мультфильмы на английском языке;
Слушать музыку;
Читать книги и журналы;
Использовать различные видео-ресурсы, например, TED talks или ролики на YouTube;
Играть в компьютерные игры на языке оригинала;
Выбрать на гаджетах – телефоне и планшете - английский язык;
Общаться с носителями – есть большое количество интернет-ресурсов для бесплатного общения с иностранцами, например, Italki, Speaky, Interpals, Hellotalk [7,8,9].
А еще, занимайтесь английским ежедневно, найдите 15-20 минут в своем графике каждый день. Учите слова в контексте, а не зубрите все подряд. Найдите единомышленников, кому интересен язык так же, как и вам, вместе всегда интереснее и веселее.
Заключение.
Наша гипотеза подтвердилась – порой нам не хватает инструментов для изучения языка в школе. Но иногда мы имеем другие возможности, главное, не лениться.
Мы понимаем, что английский – это язык высоких технологий. Знание английского языка позволит:
работать в международной корпорации;
получить востребованную высокооплачиваемую профессию;
свободно общаться с иностранцами;
путешествовать;
стать ученым, участвовать в конференциях и контактировать с коллегами по всему миру;
первым получать знания по своей профессии из иностранных источников.
И просто получать удовольствие, поскольку, изучение языка не только полезно, но и приятно. Карл Великий сказал: «Знать второй язык, значит обрести вторую душу», а великий Гете утверждал, что человек, знающий два языка, дважды человек![2]
Вы не забудете тот момент, когда увидите, что можно говорить с американцами или датчанами или смотреть передачи на английском. Вас будет привлекать процесс обучения, если вы осознаете, что с каждым часом ваш английский становится более совершенным. Знание английского сделает вас более сильным и счастливым человеком. Все в ваших руках.
Литература:
«Английские слова», Институт информационных и управленческих технологий, М, 2010г.
«Из Гете. Крылатые слова», Т. Александрова, М, 2000г.
www.ef.com/epi/
www.ef.ru
www.hightech.plus.ru
www.wciom.ru
www.speaky.ru
www.interpals.ru
www.hellotalk.ru
Приложение 1.
Анкета
Можно ли обойтись без знаний английского языка в наше время?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
В каких профессиях нужен английский язык?
Сталкиваетесь ли вы с английским языком в реальной жизни?
Да
Нет
Для чего вам необходимо знать английский язык?
Чего не хватает в российских школах для изучения английского языка?