СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение Донецкой области с использованием интерактивных технологий

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для решения задач урока удачно подобраны формы и методы обучения (словесный, наглядный, практический, частично-поисковый; парная, групповая работа, «ажурная пилка», «карусель»). Они способствовали развитию коммуникабельности, самостоятельности, умению анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять экономико-географические закономерности.

Просмотр содержимого документа
«Изучение Донецкой области с использованием интерактивных технологий»

9 класс. Изучение Донецкой области с использованием интерактивных технологий.


Тема. Особенности географического положения Донецкой области и его влияние на хозяйственную специализацию. Природные условия и ресурсы области, их хозяйственная оценка. Население и трудовые ресурсы. Демографическая ситуация.

Цели и задачи урока: 1. Познакомиться с особенностями географического положения области.

2. Определить влияние географического положения на климат, воды, почву.

3. Раскрыть природно-ресурсный потенциал Донецкой области.

4. Дать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам области.

5. Сделать вывод о влиянии ЭГП области на развитие её хозяйства.

6. Познакомиться с демографическими процессами в Донецкой области.

7. Выявить особенности распределения занятости населения по отраслям н/х.

8. Определить проблемы и перспективы использования трудовых ресурсов области.

9. Формировать умение и навыки работы в группе.

10. Активизировать мыслительную деятельность.

11. Развивать у учащихся практические способности методом сопоставления информации самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать экономико-географические закономерности, объяснять их, анализировать.

12. Развивать умения и навыки учащихся работать с географическими картами и статистическими материалами.

13. Формировать у учащихся экономическое и экологическое мировоззрение.

14. На конкретных примерах использования природных ресурсов воспитывать бережное, хозяйственное отношение к природе и ресурсам.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод урока: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Форма урока: парная, групповая работа, «ажурная пилка», «карусель».

Оборудование и материалы к уроку: учебник географии, атлас, контурные карты, статистические данные, карточки для групп с заданиями.

Главная проблема урока: 1. Верно ли утверждение, что в Донецкой области сложился мощный многоотраслевой н/х комплекс?

2. Почему промышленность играет главную роль в н/х комплексе Донецкой области и характерной особенностью промышленного комплекса является тяжёлая промышленность?

3. Имеется ли связь, если да то какая между географическим положением Донецкой области, природно-ресурсным потенциалом, трудовыми ресурсами и структурой её отраслей специализации?

Этапы урока и виды деятельности учащихся:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. - 6 мин.

  3. Изучение нового материала - 27 мин.

  • Работа в парах (5 мин.)

  • Работа в группах (5 мин.)

  • Работа в сменных группах «ажурная пилка» (17 мин.)

  • Обмен информацией (8 мин.)

  • Работа над обобщением изученного материала (5 мин.)

  • Презентация выполненной работы в группах (4 мин.)

  1. Закрепление изученного материала - 9 мин.

  • Ответы на вопросы «карусель» (4 мин.)

  • Анализ ответов и их зачитывание (5 мин.)

  1. Итог урока - 1 мин.

  • Заключительное слово учителя

  • Комментирование оценок учащихся по «листу Самооценивания»

  1. Домашнее задание - 1 мин.

  • Комментирование записи на доске





ХОД УРОКА

  1. Организация класса и подготовка класса к активной работе.

  1. Проверить посещаемость.

  2. Повторить план ЭГХ района.

  3. Воодушевить учащихся на активную работу.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Узнав тему урока, скажите, что мы знаем о географическом положении Донецкой области, природных условиях, ресурсах, населении?

  2. Что мы должны выяснить в ходе урока?

  3. Какими источниками вы будете пользоваться?

  4. По какому плану рассматривается ЭГП района?

  1. Изучение нового материала

  • Работа в парах (каждая пара получает задание, в котором необходимо выполнить задание № 1, результаты оформить в предложенной форме № 3)

1,2 пара характеризует ЭГП Донецкой области

Задание. Используя административную карту Украины

  1. Охарактеризуйте ЭГП Донецкой области.

  2. Укажите факторы, способствующие и сдерживающие её развитие.

  3. Характеристику ЭГП оформить на контурной карте.

3,4 пара характеризует природные условия Донецкой области

Задание. Используя тематические карты Донецкой области

    1. Выясните особенности природных условий Донецкой области

    2. Дайте им хозяйственную оценку (Влияние природных условий на развитие с/х)

    3. Работу оформить в виде таблицы

Природные условия

Характеристика природных условий

Влияние природных условий на развитие с/х




5,6 пара характеризует природные ресурсы Донецкой области

Задание. Используя карту полезных ископаемых Донецкой области

  1. Охарактеризовать природные ресурсы Донецкой области

  2. Дать им хозяйственную оценку (Влияние природных ресурсов на развитие промышленности)

  3. Работу оформить в виде таблицы

Полезные ископаемые

Месторождения

Основные отрасли хозяйства




7,8 пара характеризует население и трудовые ресурсы Донецкой области

Задание. Используя карту населения Донецкой области, статистические материалы

  1. Составить характеристику населения и трудовых ресурсов Донецкой области по плану:

  • Численность населения

  • Плотность населения

  • Национальный состав

  • Особенности размещения

  • Структура занятости по отраслям

  • Наиболее распространённые профессии

  1. Сделать вывод о роли трудовых ресурсов в развитии и размещении хозяйства области.

  2. Составить диаграмму занятости по отраслям промышленности (приложение 2 стр. 101 в учебнике Н.Г. Тарасенко География Донецкой области)

  • Работа в группах (каждая пара, которая выполняла однотипное задание, объединяется в группу и обсуждая выполненное задание № 1, выполняют задание № 2 и заканчивают заполнение таблицы, диаграммы, делают выводы)

  • Работа в сменных группах «ажурная пилка» (в каждой группе ученикам раздаются номера от 1 до 4 с определённым заданием и формируются новые группы учащихся: с № 1 объединяются в группу І, с № 2 – в группу ІІ, с № 3 – в ІІІ, с № 4 – в ІV группу)

  • В каждой группе оказались ученики изучившие определённый раздел темы, поэтому, прежде, чем приступить к выполнению задания, они:

  1. обмениваются своими знаниями с другими учащимися

  2. выполняют задания группы


І группа (все учащиеся с № 1)

  1. Раскройте роль ЭГП Донецкой области на формирование н/х комплекса области

  2. Составьте схему н/х комплекса Донецкой области

ІІ группа (все учащиеся с № 2)

  1. Сделайте вывод о влиянии природно-ресурсного потенциала на развитие промышленности Донецкой области.

  2. Составить диаграмму или схему «Структура промышленности Донецкой области».

ІІІ группа (все учащиеся с № 3)

  1. Сделайте вывод о зависимости пищевой промышленности и с/х производства от почвенно-климатических условий

  2. Составить схему в виде секторной диаграммы.

ІV группа (все учащиеся с № 4)

  1. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в Донецкой области за последние 10 лет, используя приложение № 32 стр. 187 «Основные демографические показатели» в учебнике Н.А.Швец География Донецкой области». Объясните причины изменений.

  2. Составьте столбчатую диаграмму «изменение численности населения», «изменение естественного прироста населения»

  3. после выполнения задания каждая группа презентует свою работу:

І группа – схему н/х комплекса Донецкой области

ІІ группа - диаграмму или схему «Структура промышленности Донецкой области».

ІІІ группа – схему «с/х и пищевая промышленность»

ІV группадиаграммы «Демографическая ситуация в Донецкой области».

ІV. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает каждой группе:

  1. ответить на 4 вопроса (каждая группа, ответив на свой вопрос передаёт лист, где написан вопрс, следующей группе по кругу, используя технологию «карусель». Три другие группы дополняют ответы предыдущей группы и передают лист для ответов следующей группе пока 1 вопрос не вернётся к своей группе )

  2. обобщить ответы всех групп на свой вопрос

  3. сформулировать выводы:

  • о влиянии ЭГП Донецкой области на её хозяйственную специализацию

  • о влиянии природных ресурсов на развитие промышленности

  • о влиянии природных условий на развитие с/х

  • о проблемах и перспективах использования трудовых ресурсов

В итоге каждая группа зачитывает свои выводы.

V. Итог урока

  • Заключительное слово учителя

  • Комментирование оценок учащихся по «листу Самооценивания»

VІ. Домашнее задание

  • Проработать конспект урока

Задание на выбор:

  • Подготовить 5-6 тестовых вопроса к изученной теме

  • Подготовить 5-6 выводов, которые не окончены, и их нужно закончить товарищу

  • Подготовить 5-6 утверждений об особенностях Донецкой области

VІІ. Рекомендуемые ученикам материалы

  1. Н.Г.Тарасенко, География Донецкой области, Донецк, 1998, с. 7-21, 24-28, 42-44, 52-57, 76-84.

  2. Н.А.Швец, География Донецкой области, Донецк, 2002, с. 6-12, 13-25, 32-39, 77-84, 95-99, 127-181.

  3. Е.Д.Денисова, Л.М.Покинтелица, Социально-экономическая география Украины, Донецк, 2007, с. 180-192.

VІІІ. Список литературы, использованной для подготовки к уроку

  1. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.

  2. Пометун О.І., Пироженко Л.В. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. Посібн./ О.І. Пометун, Л.В. Пироженко. За ред. О.І. Пометун. – К.: Видавництво А.С.К., 2004. – 192с.

  3. Хуторской А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2005. – 509 Кб.

  4. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.


Лист самооценивания


Фамилия, имя ученика _______________________________

Критерии оценивания работы на уроке (0 – не работал, 1 – удовлетворительно, 2 – хорошо)


Форма работы

Вид работы

Баллы

Работа в парах

Составление характеристик, оформление результатов


Работа в группе

Обобщение выводов, составление таблиц, схем, диаграмм


Работа в сменной группе

Обмен своими знаниями с другими учащимися


Выполнение задания в группе


Карусель

Закрепление изученного материала



Вид школьной доски


Центральная часть доски

Тема. Особенности географического положения Донецкой области и его влияние на хозяйственную специализацию. Природные условия и ресурсы области, их хозяйственная оценка. Население и трудовые ресурсы. Демографическая ситуация.

1. Сделать вывод о влиянии ЭГП области на развитие её хозяйства.

2. Дать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам области.

3. Определить проблемы и перспективы использования трудовых ресурсов области.

Левая половина доски

Проблема урока:

1. Верно ли утверждение, что в Донецкой области сложился мощный многоотраслевой н/х комплекс?

2. Почему промышленность играет главную роль в н/х комплексе Донецкой области и характерной особенностью промышленного комплекса является тяжёлая промышленность?

3. Имеется ли связь, если да то какая между географическим положением Донецкой области, природно-ресурсным потенциалом, трудовыми ресурсами и структурой её отраслей специализации?


Правая половина доски

Рекомендуемые материалы

  1. Н.Г.Тарасенко, География Донецкой области, Донецк, 1998, с. 7-21, 24-28, 42-44, 52-57, 76-84.

  2. Н.А.Швец, География Донецкой области, Донецк, 2002, с. 6-12, 13-25, 32-39, 77-84, 95-99, 127-181.

  3. Е.Д.Денисова, Л.М.Покинтелица, Социально-экономическая география Украины, Донецк, 2007, с. 180-192.


Оборотная часть левой половины доски

Домашнее задание:

1. Проработать конспект урока

2. Задание на выбор:

* Подготовить 5-6 тестовых вопроса к изученной теме.

* Подготовить 5-6 выводов, которые не окончены, и их нужно закончить товарищу.

* Подготовить 5-6 утверждений об особенностях Донецкой области.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!