СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение функций головного мозга, возрастные изменения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение функций головного мозга, возрастные изменения

Просмотр содержимого документа
«Изучение функций головного мозга, возрастные изменения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №30


Учебная дисциплина «Анатомия» (2ч)

Изучение функций головного мозга, возрастные изменения

цель: изучить функциональные особенности отделов головного мозга и коры больших полушарий и динамику изменения в процессе онтогенеза.

Теоретическая часть.

Рис.1

Масса головного мозга изменяется с возрастом (табл.).

Изменение массы головного мозга с возрастом

Возраст

Масса мозга, г

Новорожденные

400

1 год

800

3 года

1170

13 лет

1300

Взрослые

1400


Средний абсолютный вес головного мозга у мальчиков несколько больше, чем у девочек, например: у новорожденных—391 и 388 г, в 9 лет — 1270 и 1236 г, у взрослых — 1400 и 1260 г.

Наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые 2—3 года постнатального развития. После 9 лет масса головного мозга увеличивается медленно, к 20 годам она достигает уровня взрослых, а наибольшую массу мозг имеет в 20—30 лет.

Следует отметить, что абсолютная масса мозга не определяет непосредственно умственные способности человека. Установлено, что интеллект человека снижается только в том случае, если масса мозга уменьшается до 900 г и менее.

Кроме того, изменяются химический состав головного мозга и содержание в нем воды. Так, в головном мозге новорожденного вода составляет 91,5%, 8-летнего ребенка — 86,0%, взрослого —82%. Головной мозг взрослых отличается от головного мозга детей и интенсивностью обмена веществ: он в два раза меньше. В возрасте от 15 до 20 лет увеличивается просвет кровеносных сосудов головного мозга.

Изменение размеров, формы и массы мозга сопровождается изменением его внутренней структуры. Усложняется строение нейронов, форма межнейронных связей, становится четко разграниченным белое и серое вещество, формируются различные проводящие пути головного мозга. С возрастом изменяется соотношение между количеством нейронов и количеством клеток глии: относительное количество нейронов уменьшается, а относительное количество клеток глии возрастает.

Количество нейронов при рождении примерно такое же, как у взрослых, строение нейронов 3-летнего ребенка не отличается от нейронов взрослого, однако увеличение размеров и количества дендритов и синапсов происходит до 40 лет.

Развитие нейронов в больших полушариях предшествует появлению борозд и извилин. Шестимесячный зародыш имеет все главные борозды Асимметрия в строении борозд в обоих полушариях наблюдается уже в начале их закладки и сохраняется в течение всего периода развития головного мозга.

У новорожденных есть все первичные, вторичные и третичные борозды, но они продолжают развиваться и после рождения, особенно до 1—2 лет. К 7—12 годам борозды и извилины имеют такой же вид, как у взрослого человека.


ЗАДАНИЕ 1.Изучите рисунок 1 и 2 и составьте таблицу:

Функции головного мозга

Физиологические

Рефлекторные

Интеллектуальные








ЗАДАНИЕ 2. Ответить на вопросы:

1.Какие доли коры больших полушарий отвечают за слух, зрение и движение?

2.Продолговатый мозг имеет следующие центры…

3.Как изменяется содержание воды в головном мозге.

ЗАДАНИЕ 3.

Перечислить функции продолговатого мозга

ЗАДАНИЕ 4.

Кратко охарактеризовать динамику развития головного мозга.

ЗАДАНИЕ 5.

Главные борозды формируются …

Написать вывод.

Рис.2.