Гражданство и патриотизм – это вечные непреходящие ценности на каждом этапе развития истории, закреплённые веками и тысячелетиями. Они присущи всем народам. Качества человека, предполагающие любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, любви и уважение к Отечеству, к историко-культурному наследию народов.
Необходимость развития интересов учащихся в области изучения истории родного края связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Академик Д.Н.Лихачёв говорил: «если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежат,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- он, как правило, равнодушен к своей стране.
Известно, что формировать понятие патриотизма уже возможно в 7-8 лет. Поэтому не случайно, что уже младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей (Л.И.Божович, В.С.Мухина), характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Результаты диагностики, проведённой в 1 классе, показывают, что дети недостаточно знают о родном крае. Основным источником получения знаний учащиеся называли школу и лишь немногие – рассказы родителей, дедушек и бабушек. Следовательно, основные знания об истории родного края и людях, прославивших его, дети получают в школе.
Работа по изучению истории родного края проводится в трёх основных формах:
-на уроках;
- факультативных занятиях;
- во внеурочное время.
Во внеурочное время я в своих классах работаю по программе «Путешествие в далёкое и близкое»
Работа по изучению родного края проводится в несколько этапов:
-изучение местного материала;
-изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.
-изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы
-обработка, систематизация и оформление материалов
- использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе
Желательно, чтобы педагог помнил эту последовательность и систематичность в краеведческой работе, знал основы краеведения, владел методикой исследовательской работы.
Воспитание патриотизма через изучение истории родного края предполагает выстраивание воспитательного процесса по цепочке:
Представления – знания - умения- деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся:
-Представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
-Знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы детям необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоонализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям.
-Умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, приобретать навыки экскурсовода
Деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную
Формы деятельности различны - это: походы, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, акции и др. Все эти формы я использую в своей работе.
Мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время можно разделить на три группы:
-Мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, Уроки Мужества, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.
-Мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, акции, выставки творческих работ)
-Мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные учащимися (участие в конкурсах различного уровня, защита рефератов, защита проектов).
Но ни одна из форм не может дать полноценные знания по краеведению без участия других. Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей, родителей, работников дополнительного образования, участников краеведческих обществ позволит получить ребёнку наиболее полную картину истории своего края, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Любовь к родному краю, желание видеть родной город всё более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы – всё это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а местные предания, песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.