СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение механизма наследственности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать. Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.

Вильгельм Швебель, немецкий ученый и публицист

Просмотр содержимого документа
«Изучение механизма наследственности»

Предмет


биология

Класс


9

Тема урока


Изучение механизма наследственности

Цели урока:


Цель: познакомить учащихся с основами генетики, раскрыть механизм передачи наследственных признаков


Задачи урока


Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с историей развития генетических знаний; познакомить с понятиями наследственности и изменчивости организмов; охарактеризовать виды изменчивости; раскрыть значение генетики для развития медицинских и различных областей биологии; использовать метод исследований при добывании знаний по предмету.

Развивающие: пробудить у учащихся интерес к предмету биологии, желание больше узнать о генетике; научить школьников правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом; использовать метод исследований в добывании знаний.

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков; знать и помнить историю своей родословной.


Тип урока


Урок открытия нового знания.

Основное содержание темы, термины и понятия

Генетика, наследственность, изменчивость, фенотип, генотип, ген.

Межпредметные связи (указать предметы)

Информатика, история

Формы работы


Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.


Методы и методические приемы


Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.











Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Проверяет готовность к уроку.

Предлагает к вниманию портреты людей и просит разделить попарно.

По каким критериям вы разделили портреты этих людей? Почему они похожи? Почему родственники похожи? Как называется способность организма передавать свои признаки?


Ребята как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?


Готовятся к уроку






Слушают учителя. Учащиеся отвечают.


Поочередно высказывают свое мнение, формулируют тему урока.


Личностные:

формирование познавательных интересов и мотивов.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

Сформулируем цель урока. Я предлагаю вам, исходя из темы урока, высказать своё мнение по этому вопросу. Как вы считаете, для чего нужно изучать механизмы наследственности?

Учитель корректирует цель урока.


Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать. Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.

Вильгельм Швебель, немецкий ученый и публицист

Отвечают на вопросы.




Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.



Определяют критерии изучения темы:


Записывают задачи, которые ставят перед собой .


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.



3.Этап выявления места и причины затруднения.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Предлагает обучающимся найти ответ на вопрос :

Почему мы похожи на своих родителей?


Задание № 1

Работа в паре: Работа с учебником по (стр.105-108) и с дополнительной информацией

_Составить ленту времени изучения генетики.На схематичном «древе познания генетики « отметить значимые события»

Выполняют задание.








Выходят к доске и закрепляют события по датам.




Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Мы с вами продолжим, работая по группам.

(Учитель предлагает им занять свои места за различными столами.). Каждая группа должна подготовить ответ на вопрос, какие события периода позволяют ответить на проблемный вопрос урока. тексты «Информационных листов

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).





Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.Этап реализации построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Учитель организует самостоятельную работу в группах и раздает оценочные листы. У вас на столах лежит схема передачи наследственной информации, которые вы должны заполнить, каждая группа заполняет схему.





Выполняют задания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Устанавливает осознанность ситуации.

Предлагает представителям от каждой группы отчитаться о проделанной работе.










Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Представитель от каждой группы отчитывается по проделанной работе.







Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: планирование учебной деятельности

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Применение нового знания в типовых заданиях.

Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых интерактивных заданий, подготовленных учителям

( приложение 4.)

Организовывает самопроверку учащимися своих решений по эталону.


Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия.

Выполняют самопроверку по эталону

Выявляют причины ошибок и исправляют их.



Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение


8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка; организовать подготовку к изучению следующих разделов курса


Выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Решают задания, представленные в презентации.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

9. Рефлексия учебной деятельности.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание применения новых знаний.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Обучающимся предлагается на «древе познания» в зависимости от значимости темы поместить листья ,цветы ,плоды.

Озвучивает домашнее задание.


Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!