Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ.
Подготовила презентацию
Бондарь Т.Д.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №88 с кадетскими классами»
Педагогическая диагностика
- Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.
Функции педагогической диагностики:
- поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на ребенка;
- выполняет роль канала обратной связи для получения сведений о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
Педагогическая диагностика направлена на оценку результатов освоения образовательной программы:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- поиск средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Педагогическая диагностика
Диагностику учитель должен проводить трижды в течение каждого года обучения:
- в начале учебного года (предварительная). Задача – выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития, плана работы;
- по результатам I полугодия (промежуточная). Задача – оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы;
- в конце года (итоговая). Задача – выявление достигнутого уровня развития способностей, комплексная оценка педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика
- ФГОС НОО в качестве образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
Для проведения диагностики педагог выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.
Личностные УУД
- Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка - Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения. - Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика). - Методика «Ты гражданином быть обязан» Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Метапредметные УУД
- Методика «Как поступить?» Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика). - «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина) Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика). - Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.
Коммуникативные УУД
- Методика «Ковёр» Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. - Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. - «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля). Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).
Педагогическая диагностика учащихся с ОВЗ
Школьники с ОВЗ - это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта.
Предъявляя диагностические методики детям с ОВЗ важно учитывать специфику отклонений в развитии у ребенка. К некоторым детям, в зависимости от сложности дефекта, можно применить только метод наблюдения.
Специфика педагогической диагностики учащихся ОВЗ
- Очень важно установить контакт с ребенком, удержать внимание хотя бы в течение 10-15 минут;
- Проводить диагностику с элементами игровой ситуации, например, требующей оказания помощи любому персонажу;
- Применять психогимнастику и релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;
- Для обследования ребенка должны выбираться диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения;
Специфика педагогической диагностики учащихся ОВЗ
- Следует дифференцировать помощь, необходимую ребенку, как техническую (физическую), так и организующую, стимулирующую, обучающую;
- Учитывая повышенную истощаемость данного контингента детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок;
- Выбор методического арсенала во многом зависит от «возможностей» обследуемого ребенка, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания;
Специфика педагогической диагностики учащихся ОВЗ
- Инструкцию следует сопровождать доступной наглядностью (по возможности краткой и схематичной), поскольку у некоторых детей имеются трудности слухового восприятия;
- Необходимо создавать ребенку ситуацию успеха;
- Проявлять педагогический такт и терпение.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход , с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Педагогическая диагностика
Литература
1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 2010
2. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2012
3. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба.- М.: 2014
4. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях, Под ред. Л.М.Митиной. - М.: 2010
5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: 2014