СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация об особенностях педагогической диагностики детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ»

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ. Подготовила презентацию Бондарь Т.Д., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №88 с кадетскими классами»

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ.

Подготовила презентацию

Бондарь Т.Д.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №88 с кадетскими классами»

Педагогическая диагностика  Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика

  • Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.
Функции педагогической диагностики: поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на ребенка; выполняет роль канала обратной связи для получения сведений о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

Функции педагогической диагностики:

  • поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на ребенка;
  • выполняет роль канала обратной связи для получения сведений о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
Педагогическая диагностика направлена  на оценку результатов освоения  образовательной программы: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика направлена на оценку результатов освоения образовательной программы:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • поиск средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Педагогическая диагностика Диагностику учитель должен проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года (предварительная). Задача – выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития, плана работы; по результатам I полугодия (промежуточная). Задача – оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы;  в конце года (итоговая). Задача – выявление достигнутого уровня развития способностей, комплексная оценка педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика

Диагностику учитель должен проводить трижды в течение каждого года обучения:

  • в начале учебного года (предварительная). Задача – выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития, плана работы;
  • по результатам I полугодия (промежуточная). Задача – оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы;
  • в конце года (итоговая). Задача – выявление достигнутого уровня развития способностей, комплексная оценка педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика ФГОС НОО в качестве образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.

Педагогическая диагностика

  • ФГОС НОО в качестве образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.
Педагогическая диагностика Для проведения диагностики педагог выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Педагогическая диагностика

Для проведения диагностики педагог выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Личностные УУД - Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка  - Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)  Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.  - Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)  Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).  - Методика «Ты гражданином быть обязан»  Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, ха­рактеризующих его гражданскую сферу.

Личностные УУД

- Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка - Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения. - Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика). - Методика «Ты гражданином быть обязан» Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, ха­рактеризующих его гражданскую сферу.

 Метапредметные УУД   - Методика «Как поступить?»  Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика).  - «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина)  Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).  - Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)  Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.

Метапредметные УУД

- Методика «Как поступить?» Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика). - «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина) Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика). - Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.

Коммуникативные УУД - Методика «Ковёр»  Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.  - Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)  Цель: выявление уровня сформированности действия по  передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.  - «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).  Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

Коммуникативные УУД

- Методика «Ковёр» Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. - Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. - «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля). Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

Педагогическая диагностика учащихся с ОВЗ Школьники с ОВЗ - это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта. Предъявляя диагностические методики детям с ОВЗ важно учитывать специфику отклонений в развитии у ребенка. К некоторым детям, в зависимости от сложности дефекта, можно применить только метод наблюдения.

Педагогическая диагностика учащихся с ОВЗ

Школьники с ОВЗ - это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

Предъявляя диагностические методики детям с ОВЗ важно учитывать специфику отклонений в развитии у ребенка. К некоторым детям, в зависимости от сложности дефекта, можно применить только метод наблюдения.

Специфика педагогической диагностики учащихся ОВЗ Очень важно установить контакт с ребенком, удержать внимание хотя бы в течение 10-15 минут; Проводить диагностику с элементами игровой ситуации, например, требующей оказания помощи любому персонажу; Применять психогимнастику и релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы; Для обследования ребенка должны выбираться диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения;

Специфика педагогической диагностики учащихся ОВЗ

  • Очень важно установить контакт с ребенком, удержать внимание хотя бы в течение 10-15 минут;
  • Проводить диагностику с элементами игровой ситуации, например, требующей оказания помощи любому персонажу;
  • Применять психогимнастику и релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;
  • Для обследования ребенка должны выбираться диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения;
Специфика педагогической диагностики учащихся ОВЗ Следует дифференцировать помощь, необходимую ребенку, как техническую (физическую), так и организующую, стимулирующую, обучающую; Учитывая повышенную истощаемость данного континген­та детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок; Выбор методического арсенала во многом зависит от «возможностей» обследуемого ребенка, от его спо­собностей выполнять те или иные тестовые задания;

Специфика педагогической диагностики учащихся ОВЗ

  • Следует дифференцировать помощь, необходимую ребенку, как техническую (физическую), так и организующую, стимулирующую, обучающую;
  • Учитывая повышенную истощаемость данного континген­та детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок;
  • Выбор методического арсенала во многом зависит от «возможностей» обследуемого ребенка, от его спо­собностей выполнять те или иные тестовые задания;
Специфика педагогической диагностики учащихся ОВЗ Инструкцию следует сопровождать доступной наглядностью (по возможности краткой и схематичной), поскольку у некоторых детей имеются трудности слухового восприятия; Необходимо создавать ребенку ситуацию успеха; Проявлять педагогический такт и терпение. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход , с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Специфика педагогической диагностики учащихся ОВЗ

  • Инструкцию следует сопровождать доступной наглядностью (по возможности краткой и схематичной), поскольку у некоторых детей имеются трудности слухового восприятия;
  • Необходимо создавать ребенку ситуацию успеха;
  • Проявлять педагогический такт и терпение.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход , с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Педагогическая диагностика Литература 1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 2010 2. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2012 3. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба.- М.: 2014 4. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях, Под ред. Л.М.Митиной. - М.: 2010 5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: 2014

Педагогическая диагностика

Литература

1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 2010

2. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2012

3. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба.- М.: 2014

4. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях, Под ред. Л.М.Митиной. - М.: 2010

5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: 2014