СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение младшими школьниками хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа на тему "Изучение младшими школьниками хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе" 

Просмотр содержимого документа
«Изучение младшими школьниками хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе»



Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»

(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)




КУРСОВАЯ РАБОТА


Знакомство с традициями и технологией Хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе




Руководитель:

Морева Ольга Леонидовна


____________________________

(подпись)

«____»________________2018 г.


Студент группы НК 15-1 Пономаренко Алёна Алексеевна


«____»________________2018 г.


Допущен (а) к защите

Руководитель образовательной программы

____________________________

(подпись)

«____» ________________2018г.


Севастополь 2018

Содержание



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….…….3

1 Педагогический потенциал хохломской росписи………………….……….….…...6

    1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа………………..6

    2. История, технология и традиции хохломской росписи …………..……......7

      1. Зарождение и развитие хохломского промысла…….………...……7

      2. Особенности хохломской росписи………………………………….8

      3. Приёмы и виды хохломской росписи……………………….…..…..9

      4. Технология изготовления хохломских изделий………….…….…11

  1. Методика изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе………………………………...……….…………..14

    1. Особенности изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе………………………………………..…..….14

    2. Технология обучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе …………………………….….……….…….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….…23

ПРИЛОЖЕНИЕ А «Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Хохломская роспись»» ………………………..……………………….………25

ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Элементы травного орнамента хохломской росписи»........…33









Введение


Актуальность исследования заключается в том, что приобщение подрастающего поколения к культуре, традициям, истории своей страны, своего народа, формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной личности, формирование эстетических ценностей личности младшего школьника является одной из важнейших задач современного образования. Достижение этой задачи возможно лишь через обращение внимания и интереса учащихся к наследию и опыту предшествующих поколений, к народному искусству и промыслам.

В эстетической ценности художественно-прикладного искусства можно убедиться в трудах таких ученых как В.М. Ведерникова, В.М. Вишневская, Н.И Каплина, и др. Огромный вклад в изучение культуры и народного искусства России внесли работы И.Я. Богуславской, Б.А. Рыбаковой, Г.С. Масловой, Н.Л. Давыдовой, В.С. Воронова и др.

Обучаясь технологии хохломской росписи на уроках изобразительного искусства младшие школьники имеют возможность не только углубиться в культуру своей страны, познать её с новой стороны, открыть что-то новое для себя в мире народного искусства, побыть в роли народного художника, мастера того времени, когда зарождался и развивался данный вид старинного художественного промысла России, но и усовершенствовать свои навыки выполнения художественных работ, способствовать развитию творческого воображения, мышления, тонкого эстетического вкуса. Более того, хохломская роспись позволит развивать мелкую моторику рук учащихся, что способствует более успешному освоению и усовершенствованию навыков письма и изобразительной деятельности, в чём заключается огромнейшая значимость проведения уроков изобразительного искусства по технике хохломской росписи непосредственно в начальной школе.

Проблема исследования - каким образом на уроках изобразительного искусства в начальной школе вызвать у учащихся интерес к народному искусству через освоение хохломской росписи?

Цель исследования: разработка методики обучения истории и технологии хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Объект исследования: изучение хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Предмет исследования: технология изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи исследования:

- определение педагогического потенциала хохломской росписи;

- выявление роли декоративно - прикладного искусства в жизни народа;

- знакомство с традициями, историей и технологией хохломской росписи;

- изучение истории зарождения и развития хохломского промысла;

- выделение особенностей хохломской росписи;

- ознакомление с приёмами и видами хохломской росписи;

- изучение технологии изготовления хохломских изделий;

- знакомство с методикой изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе;

- определение особенностей изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе;

- изучение технологии обучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научно-теоретические принципы и положения:

- о взаимосвязи национальных и художественных аспектов, их влиянии на духовно-нравственное воспитание человека (В.И.Вернадский, Г.Д.Гачев, Д.С.Лихачёв, А.Ф.Лосев);

- о художественном развитии личности, ее художественном образовании и эстетическом воспитании в условиях общеобразовательной школы (А.Д. Алехин, Г.В. Беда, Г.Г. Воробьев, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, Б.В. Нешумов, Н.Н. Ростовцев, Б.П. Юсов и др.)

- раскрывающие сущность и законы народного искусства (Г.К.Вагнер, М.С.Каган, М.А.Некрасова)

Методы исследования: метод сбора, интерпретации и преобразования материала, наблюдение, сравнение, теоретический анализ, обобщение.

Данное исследование состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников из 15 наименований и 2 приложений. В первом разделе рассматривается педагогический потенциал хохломской росписи, её история, технология и традиции. Второй раздел посвящён особенностям изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.



















1 Педагогический потенциал хохломской росписи


1.1 Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа


Истоки декоративно - прикладного искусства уходят в глубину веков, к самому началу зарождения каждого народа, отражая его быт, материальную и духовную культуру. Термин «декоративно-прикладное искусство» (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями [19, с. 380]. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни [13].

Ещё в Каменном веке, люди стремились сделать мир вокруг себя эстетичнее: украшали жилища, предметы быта и оружие разнообразным орнаментом, немного позже появились различные украшения из кости, дерева. Материалом для творчества служили так же и кожа, и глина, и волокна растений, когти и зубы животных и т. д.

По мысли Г. В. Ф. Гегеля «Искусство стало первым учителем народов». И с этой мыслью невозможно не согласиться. Ведь любое произведение декоративно - прикладного искусства помимо эстетической значимости, содержит в себе и воспитательную ценность, которая заключается в отражении культурных и духовных ценностей народа через художественные сюжеты.

Духовная значимость предметов народного декоративно - прикладного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, шкатулки с лаковыми миниатюрами, жостовские подносы вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюда и доски, берестяные туеса всё больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времён. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры [10, с. 207].

Таким образом, декоративно - прикладное искусство играет огромнейшую роль в жизни каждого народа, отражая его быт, материальную и духовную культуру, ценности через художественные сюжеты, в чём заключается не только эстетическая, но и воспитательная ценность декоративно - прикладного искусства.

1.2 История, технология и традиции хохломской росписи


1.2.1 Зарождение и развитие хохломского промысла


Хохломская роспись - старинный русский народный художественный промысел. Её зарождение искусствоведы относят ко второй половине 17 века. Изначально слово «Хохлома» означало название одной из торговых деревень, куда все мастера из окрестных селений приносили на продажу свои изделия [8, с. 5]. Время это было трудное для народа России, время возрождения после опустошительного нашествия татаро - монгольского ига и народные промыслы стали единственным источником существования людей. Первые поселенцы заволжских лесов, скрывавшиеся там от царского преследования и церковных властей старообрядцы, противники патриарха Никона, спасавшиеся от гонения за «старую веру», среди которых были мастера рукописной миниатюры и художники - иконописцы принялись расписывать деревянную посуду, изготовленную местными мастерами. Из дерева точили и расписывали ковши, чаши, блюда, вырезали солонки, ложки и много другое. Этот период и положил начало развитию хохломской росписи. Хохломские изделия имели огромный успех при торговле на Нижегородской ярмарке и даже за рубежом, ведь она привлекала своей торжественной красотой, необычностью, яркостью красок и в то же время была практичная, прочная и дешёвая [8, с. 5].

Развитие хохломской росписи происходило в несколько этапов. Первым этапом, этапом становления промысла считается конец 17 - начало 18 века. Второй этап - 80 - е - 90 - е годы 19 века, когда спрос на деревянные изделия возрос, мастера художественной росписи пытались модернизировать уже сложившиеся орнаменты. Именно в этот период к основным цветам хохломской росписи - красному и чёрному добавляются дополнительные новые цвета: зеленый, коричневый, желтый. Затем следовал небольшой застойный период, когда спрос на Хохломские изделия значительно снизился, который сменился резким подъёмом в 30-е годы XX века [8, с. 6]. В это время начинают формироваться два основных центра хохломской росписи, существующих и сегодня - на родине промысла (фабрика «Хохломской художник») и в г. Семенове (ПО «Хохломская роспись»), которые выпускают ложки, мебель, посуду, сувениры и прочее.

Таким образом, хохломская роспись является старинным художественным народным промыслом, зародившимся ещё в середине 17 века и прошедшим долгое, этапное развитие на протяжении нескольких веков и дошедшим до наших дней.


1.2.2 Особенности хохломской росписи


Декоративная роспись на деревянной посуде, выполненная чёрными и красными, а также зелёными, жёлтыми, коричневыми красками по золотистому фону, что придаёт им богатый, торжественный, праздничный колорит - вот что представляет из себя хохломская роспись. Хохломскую посуду сравнивают с золотом, так и говорят «золотая хохлома» [10, c.207]. И действительно, хохломские изделия своей необычайной красотой могут сравниться даже с дорогой посудой из серебра и золота, при этом, будучи сделанными из всем доступного материала - дерева. Хохломские изделия отличаются изысканной красотой растительного орнамента и совершенно оригинальной технологией окраски поверхности древесины в золотой цвет без применения золота [4, с.106].

Искусство Хохломы отразило всё богатство и роскошь природы того края, где получило своё начало. В каждом узоре художник преображает конкретные формы растений, птиц, рыб в декоративный цветовой узор, что превращает нехитрое деревянное изделие в произведение народного искусства [4. с. 107].

В росписи посуды Хохломой преобладают в основном травные орнаменты.

Таким образом, главными особенностями хохломской росписи является то, что выполняется она на деревянной посуде, чёрными, красными, а также зелёными, жёлтыми, коричневыми красками по золотистому фону, причём окраска поверхности древесины в золотой цвет осуществляется без применения золота. Также, особенностью хохломской росписи является изысканная красота растительного орнамента, в Хохломе, в основном, преобладают травные орнаменты, однако формы растений, птиц, рыб также часто встречается в Хохломской росписи.


1.2.3 Приёмы и виды хохломской росписи


Для Хохломы характерны два вида росписи - верховое письмо и фоновое. К первому относится травная роспись и роспись «под листок», а ко второму - кудрина и роспись «под фон».

При использовании верхового письма «золотым» остаётся большая часть расписываемого изделия, что позволяет полнее передать технику «золотой» окраски. Приёмы этого вида росписи дают возможность художникам проявить как можно больше творчества и в процессе импровизационного исполнения росписи сочинять как можно больше разнообразных, новых вариантов узоров [8,с.10].

Травная роспись, или как часто её называют просто «травкой», основывается на растительном орнаменте. Выполняется такая роспись совершенно свободным движением кисти при нанесении кистью на поверхность деревянного изделия крупные, сочные мазки масляной краски. Рисунки получаются динамичными и напоминают очертания трав. Такая роспись отличается свойственной ей ритмичностью - тонкой и музыкальной и даже способностью передавать настроение человека [8,с.10].

Для росписи «под листок» свойственно изображение ярких листьев и сочных ягод, расположенных по кругу гибкого подвижного стебля. Техника выполнения этой росписи основывается на сочетании работы мастера кистью и «тычком» - специальным тампончиком [8,с.11]. Сначала художник на поверхности изделия выводит чёрные стебли и веточки - завитки. Потом вокруг стебля равномерно с двух сторон, по три или по пять, наносятся кружочки ягод, а далее происходит «наляпка» листочков. По сравнению с травным орнаментом этот имеет более широкую палитру цветов - помимо красного и чёрного здесь так же широко используются жёлтый, зелёный и коричневый цвета.

Самая трудоёмкая роспись - роспись «под фон». Её особенность - выполнение золотистого силуэтного рисунка на цветном фоне, чаще красном, чёрном, коричневом или зелёном. Сначала художник, тонкой кистью, наносит контуры рисунков на серебристой поверхности изделия. Затем фон «отписывается»: вокруг контуров рисунков поверхность закрашивается цветом, а сами рисунки так и остаются серебристыми. Затем они дополняются различными деталями и расписываются жёлтым кроном или киноварью [8,с.11].

Ещё один вид фоновой росписи - «кудрина», основывается на изображении различных по размеру круглых завитков, напоминающих кудри. Кудри, согласно представлениям художников, символизируют красоту и счастливую жизнь. Выполнение данного орнамента начинается с ритмичного нанесения рисунков в виде завитков на поверхность изделия. Фон под рисунок «кудрина» художник может окрашивать в один или два цвета. Здесь могут использоваться красная, чёрная, зелёная, коричневая, жёлтая краска, но больше всех должен преобладать золотой цвет.

Таким образом, основными приёмами выполнения хохломской росписи являются верховое письмо и фоновое. К первому относится травная роспись и роспись «под листок», а ко второму - кудрина и роспись «под фон». При использовании верхового письма «золотым» остаётся большая часть расписываемого изделия. Травная роспись, или как часто её называют просто «травкой», основывается на растительном орнаменте и выполняется свободным движением кисти при нанесении на поверхность деревянного изделия крупные, сочные мазки масляной краски. Для росписи «под листок» свойственно изображение ярких листьев и сочных ягод, расположенных по кругу гибкого подвижного стебля. При выполнении этого орнамента мастер использует кисть и «тычок». Особенность росписи «под фон» заключатся в том, что выполнение золотистого силуэтного рисунка происходит на цветном фоне, чаще красном, чёрном, коричневом или зелёном. А ещё один вид фоновой росписи - «кудрина», основывается на изображении различных по размеру круглых завитков, напоминающих кудри.


1.2.4 Технология изготовления хохломских изделий


Хохломские изделия мастера изготавливают из лиственных пород древесины - берёзы, осины, липы. Выточенные или вырезанные деревянные изделия сушат в течение 12 - 15 дней при температуре 20 - 25гС. Влажность древесины должна достичь 6 - 8%, тогда и заканчивается сушка. Очень важно, чтобы процент влажности не превышал указанной нормы, так как изделие получится недоброкачественным: могут возникнуть трещины и разрывы на поверхности древесины [12, с. 30]. Затем, просушенные изделия грунтуют с помощью вапа (устойчивой к высоким температурам жирной, растворимой в воде коричневого цвета глиной) или различными специальными грунтовками. Состав для грунтовки приготавливают таким образом: разводят в тёплой воде глину до состояния эмульсии. Макают в получившийся раствор кусочек овчины или шерстяной ткани и обтирают им изделие. Затем следует просушка и повторение операции грунтовки. Грунтом закрывают все щели и поры в древесине. Окончательное просушивание изделия длится около 6-8 часов [12, с. 41].

Следующим шагом является пропитывание деревянного изделия маслом льна с помощью полотняной ткани, и 40 - 50 минут даётся на то, чтобы масло хорошо впиталось и соединилось с глиняным покрытием. Благодаря этой процедуре на поверхности изделия создаётся водонепроницаемое покрытие. Для закрепления результата проводится сушка в течение 4 - 6 часов при температуре 180гС. Высушенному изделию дают охладиться до комнатной температуры и слегка шлифуют. Затем наступает черёд шпаклёвки, основой состава которой является тот же вап, в процессе которой заделываются все трещинки, сучки и другие неровности на поверхности изделия. При невысокой температуре шпаклёванные изделия просушивают в печи. На следующем этапе изделие покрывают натуральной олифой, сваренной из конопляного или льняного масла. В зависимости от того, насколько хорошо или плохо изделие впитывает олифу, процедуру производят повторно несколько раз, а затем снова сушат в печи до образования блестящей плёнки на поверхности. Теперь изделие можно лудить, т.е. покрывать алюминиевым порошком (полудой) [12, с. 43]. Специальные самодельные приспособления - куколки, в виде тампонов, с кусочком натурального меха на рабочей части, служат для успешного нанесения полуды. После данной процедуры изделие приобретает металлический блеск. И именно в таком виде деревянные изделия поступают на роспись.

Роспись выполняется на серебристом фоне. А для того чтобы фон стал золотым изделие необходимо закалить. Для этого наносят тонкий слой лака на уже высохшую роспись и помещают изделие в печь с температурой 270 - 300гС. Лак, под воздействием такой высокой температуры начинает желтеть и деревянная посуда приобретает золотистый оттенок. Но для того, чтобы придать насыщенности золотому оттенку процесс нанесения лака и закалки повторяют неоднократно [12, с. 44]. Сегодня, с изобретением различных синтетических красок процесс закалки и лакировки намного упростился, уже не нужны такие высокие температуры, много времени и сил.

Изделия Хохломы и по сей день являются одними из любимейших русских сувениров.

Таким образом, технология изготовления хохломских изделий происходит в несколько длительных и трудоёмких этапов. Материал, из которого создаются все хохломские изделия - древесина. Выточенные или вырезанные деревянные изделия сушат в течение 12 - 15 дней при температуре 20 - 25гС. Затем, просушенные изделия грунтуют с помощью вапа или различными специальными грунтовками. Затем сушат и следующим шагом является пропитывание деревянного изделия маслом льна с помощью полотняной ткани. Затем наступает черёд шпаклёвки, просушивания в печи. Далее изделие покрывают натуральной олифой, лудят, т. е. покрывают алюминиевым порошком (полудой) с помощью специальных самодельных приспособлений - куколок, в виде тампонов, с кусочком натурального меха на рабочей части, и приступают к росписи, предварительно закалив его.





















2 Методика изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе


2.1 Особенности изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе


Для того, чтобы научиться правильно и красиво рисовать узоры хохломской росписи, обучающиеся должны овладеть некоторыми базовыми навыками рисования. Создавать разнообразные узоры, изображать предметы и явления, воплощать задуманное в своём рисунке младшие школьники могут лишь овладев техникой каждого вида изобразительной деятельности. Техническое выполнение работ не является главным, но не смотря на это овладение разнообразными и правильными техниками необходимо.

Для успешного исполнения хохломской росписи очень важно сразу научить младших школьников правильно держать руку и кисть. Неумение правильно это делать может тормозить развитие рисовальных движений, а также затруднять создание изображений. Держать кисть дети должны научиться тремя пальцами: между большим и средним, сверху придерживая указательным. При этом рука должна лежать на столе или опираясь на рисующую кисть, может быть приподнята. Очень важно, чтобы школьники усвоили то, что при выполнении орнамента росписи кисточку необходимо держать у самого основания ворса, в отличие от живописи, где кисть держится высоко. Необходимо учить младших школьников, при рисовании кистью вести линию всем ворсом и его концом, чтобы получились широкие или тонкие линии. Овладение линией также можно отнести к необходимым навыкам. Линия выбирается в зависимости от содержания и характера рисунка. Она может быть легкая, воздушная, тяжелая, толстая, тонкая, жесткая, волнистая, прямая и т.д.

В начальной школе обучающиеся усваивают разнообразные способы и приёмы работы с кистью и красками: по влажному и сухому фону, способом размывки, учатся смешивать краски и разводить их водой чтобы получить различные цветовые оттенки [7, с.5].

В силу возрастных особенностей, младшим школьникам свойственно изображать все предметы «плоско», поэтому умение передавать в рисунке трёхмерную глубину пространства так же является для них очень сложным навыком.

Также, младшие школьники должны освоить приём примакивания, который заключается в том, что кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге и в результате этого получается отпечаток, который может быть листочком, цветком, узором и т. д.

Очень органично будут вписываться уроки художественного труда в циклы уроков народного и изобразительного искусства, так как младшие школьники учатся понимать и видеть общее в создании декоративного образа и художественном изображении реальных предметов и пейзажа [10, с.202]. С помощью технологической карты, написанной на доступном, понятном для младшего школьника языке и объяснений учителя, происходит ознакомление с тем, как можно из бумаги вырезать, например, осеннее дерево. Декоративной росписи народных мастеров, также присущи такие элементы как ритм прорезей - веточек, выразительный силуэт. Декоративные одиночные силуэты младшие школьники собирают в коллективное панно. Чем больше будет этих силуэтов, разнообразных по размеру, тем выразительнее станет «осенний лес».

Одной из простых задач для младшего школьника при изучении хохломской росписи должен стать повтор. Это индивидуальное творческое, эстетическое восприятие и видение школьником орнамента произведений народных мастеров. Он направлен на повторение основных отличительных элементов орнамента. Благодаря повтору школьники смогут упражняться в рисовании кистью главных элементов в орнаменте [16, с.15].

Более сложной задачей для младших школьников на уроках, посвящённых изучению хохломской росписи, должна стать вариация. Она направлена на повторение элементов орнамента, но с добавлением разнообразных новых элементов, их декорированность [16, с.16].

Самая сложная задача направленна на импровизацию детей по мотивам народного орнамента и эстетическое восприятие природы для создания нового, разнообразного по цвету, ритму, фигурам орнамента, исполнение которых может выходить за рамки традиций [16, с.16].

На начальном этапе обучения эффективность развития творческого потенциала личности в процессе решения совокупности художественно-творческих задач трех типов (повтор, вариация, импровизация), определяется следующими психологическими особенностями младшего школьника: цельностью взгляда на мир в единстве познания и эмоциональной сферы, способностью естественно принимать правила игры, легкостью перевоплощения и обмена ролями. Одновременно по мере усложнения условий творческих задач, перехода от более простого образного решения к более сложному развиваются и такие основные новообразования личности, как произвольность, внутренний план действия и рефлексия [16, с.17]. Именно эти качества обеспечивают дальнейшее развитие личности в подростковом возрасте и необходимы для становления индивидуальной культуры подростка, его художественных интересов и эстетического вкуса.

Таким образом, особенности изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе заключаются в овладении младшими школьниками некоторыми базовыми навыками рисования кистью и решении совокупности художественно-творческих задач трех типов: повтора - индивидуальное творческое, эстетическое восприятие и видение школьником орнамента произведений народных мастеров, которое предполагает повторение основных отличительных элементов орнамента; вариации, которая направлена на повторение элементов орнамента, но с добавлением разнообразных новых элементов, их декорированность, и импровизацию детей по мотивам народного орнамента, эстетическое восприятие природы для создания нового, разнообразного по цвету, ритму, фигурам орнамента, исполнение которых может выходить за рамки традиций.



2.2 Технология обучения хохломской росписи на уроках изобразительного

искусства в начальной школе


Обучение хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе следует начинать со знакомства учеников с историей возникновения и развития этого народного художественного промысла, его особенностями, традициями, работами мастеров. Затем необходимо детально, последовательно объяснить технику выполнения того или иного вида орнамента хохломской росписи. Важно донести до школьников, что все элементы любого орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа (как правило, в начальной школе дети выполняют элементы росписи на листе бумаги, а не на деревянной поверхности). Самым простым для понимания и воспроизведения младшими школьниками является травный орнамент [16, с.30]. С него и необходимо начинать обучение хохломской росписи в начальной школе. Элементы травного орнамента выполняются с постепенным усложнением, от самых простых - осочек, травинок, капелек до более сложных усиков и завитков. Осочки - самый простой элемент узора, который выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз. Травинки - это мазки с небольшим плавным утолщением, выполняется с максимальным нажимом кисти в середине. Капельки рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге. На этом элементе орнамента хорошо тренировать у школьников нажим: кисть ставится основанием ворса, после чего проворачивается на 180 градусов и начинает осторожно сниматься с поверхности, на которой выполняется. Одновременно с этим ее нужно потянуть вперед. Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. Завитки выполняются с лёгким нажимом в середине элемента. Наиболее сложным элементом травного орнамента является кустик. Кустик выполняется обычно в два цвета - черным и красным. При обучении выполнению травной росписи младшим школьникам необходимо соблюдать следующую последовательность: сначала наводится ведущий стебель - криуль. Завитки на стебле ритмично закручиваются то вверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны иметь одинаковую длину - от этого зависит стройность всего узора. По обе стороны ведущего стебля чередующимися мазками наносятся осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Ритмичное чередование элементов в орнаменте создает плавность, пышность. А использование красного и чёрного цветов придаёт орнаменту росписи торжественность, праздничность.

Травный орнамент обучающиеся начальной школы могут выполнять изображая также ягоды и листочки. Основной композицией орнамента является ведущая линия - криуль, на которой дети располагают главные элементы узора - ягоды. Затем кистью рисуются листочки, которые характерны для данной ягоды. После выполнения ягод и листочков, по обе стороны криуля школьники выполняют элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Маленькие ягоды - брусничка, смородинка, рябинка - обучающиеся рисуют печаткой - тычком [16, с.32]. Тычок младшие школьники могут сделать из бумаги, для чего им понадобится полоска бумаги свёрнутая в тугую трубочку. Брусничка выполняется простой штамповкой алых кругов, которые не нуждаются в дополнениях. Смородинка представляет собой несколько собранных возле травинки кругов-ягод, на которых после расставляются одиночные золотые точки кистью. При выполнении элемента «рябинка» кроме кругов-ягод необходимо дорисовать очень узкие и вытянутые капельки и листочки в основании грозди. Также обязательны крапинки кистью с золотой краской. Большие ягоды - крыжовник, клубничка, и малинка - рисуют кистью. Узор «малинка», например, представляет собой гроздь из шести кругов-ягод, которые ставятся без соблюдения расстояния, через наложение друг на друга.

Младшие школьники на уроках изобразительного искусства узнают, что хохломская роспись по способу нанесения узора на изделии делится на верховую и фоновую. При верховой росписи узор ложится на стенки предмета так, что бы фон вокруг него после закалки оставался золотым. При фоновой росписи наоборот, фон закрашивается красным или черным цветом, а рисунок – листья, ягодки, цветочки, - золотистым.

На уроках изобразительного искусства, дети, изучая «фоновую» роспись, сначала наводят тонкими линиями основные орнаментальные формы. Затем заполняют фон между узорами черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы не закрашенными. Потом украшают их мелкими штрихами - жилочками. Когда фон просохнет, сверху можно добавить мелкие листочки, цветочки и ягодки, кустики, травки и отдельные травинки. При «верховой» росписи ученики наносят рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон [16, с.40].

Таким образом, технология обучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе заключается в том, что сначала младшие школьники узнают об истории возникновения хохломской росписи, её развитии, видах орнамента, особенностях, традициях, знакомятся с работами древнейших и современных мастеров хохломской росписи, затем обучаются технике выполнения того или иного вида орнамента Хохломы, узнают об особенностях выполнения различных элементов наиболее простого орнамента - травки, таких как осочки, травинки, капельки, усики, завитки, разнообразные ягодки и листики. Знакомятся с фоновой и верховой хохломской росписью, их особенностями и отличиями между ними.














Заключение


Декоративно - прикладное искусство играет огромнейшую роль в жизни каждого народа, отражая его быт, материальную и духовную культуру, ценности через художественные сюжеты, в чём заключается не только эстетическая, но и воспитательная ценность декоративно - прикладного искусства.

Хохломская роспись является старинным художественным народным промыслом, зародившимся ещё в середине 17 века и прошедшим долгое, этапное развитие на протяжении нескольких веков и дошедшим до наших дней. Главными особенностями хохломской росписи является то, что выполняется она на деревянной посуде, чёрными, красными, а также зелёными, жёлтыми, коричневыми красками по золотистому фону, причём окраска поверхности древесины в золотой цвет осуществляется без применения золота. Также, особенностью хохломской росписи является изысканная красота растительного орнамента, в Хохломе, в основном, преобладают травные орнаменты, однако формы растений, птиц, рыб также часто встречается в хохломской росписи.

Основными приёмами выполнения хохломской росписи являются верховое письмо и фоновое. К первому относится травная роспись и роспись «под листок», а ко второму - кудрина и роспись «под фон». При использовании верхового письма «золотым» остаётся большая часть расписываемого изделия. Травная роспись, или как часто её называют просто «травкой», основывается на растительном орнаменте и выполняется свободным движением кисти при нанесении на поверхность деревянного изделия крупные, сочные мазки масляной краски. Для росписи «под листок» свойственно изображение ярких листьев и сочных ягод, расположенных по кругу гибкого подвижного стебля. При выполнении этого орнамента мастер использует кисть и «тычок». Особенность росписи «под фон» заключатся в том, что выполнение золотистого силуэтного рисунка происходит на цветном фоне, чаще красном, чёрном, коричневом или зелёном. А ещё один вид фоновой росписи - «кудрина», основывается на изображении различных по размеру круглых завитков, напоминающих кудри.

Технология изготовления хохломских изделий происходит в несколько длительных и трудоёмких этапов. Материал, из которого создаются все хохломские изделия - древесина. Выточенные или вырезанные деревянные изделия сушат в течение 12 - 15 дней при температуре 20 - 25гС. Затем, просушенные изделия грунтуют с помощью вапа или различными специальными грунтовками. Затем сушат и следующим шагом является пропитывание деревянного изделия маслом льна с помощью полотняной ткани. Затем наступает черёд шпаклёвки, просушивания в печи. Далее изделие покрывают натуральной олифой, лудят, т. е. покрывают алюминиевым порошком (полудой) с помощью специальных самодельных приспособлений - куколок, в виде тампонов, с кусочком натурального меха на рабочей части, и приступают к росписи, предварительно неоднократно закалив его.

Особенности изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе заключаются в овладении младшими школьниками некоторыми базовыми навыками рисования кистью и решении совокупности художественно-творческих задач трех типов: повтора - индивидуальное творческое, эстетическое восприятие и видение школьником орнамента произведений народных мастеров, которое предполагает повторение основных отличительных элементов орнамента; вариации, которая направлена на повторение элементов орнамента, но с добавлением разнообразных новых элементов, их декорированность, и импровизацию детей по мотивам народного орнамента, эстетическое восприятие природы для создания нового, разнообразного по цвету, ритму, фигурам орнамента, исполнение которых может выходить за рамки традиций.

Технология обучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе заключается в том, что сначала младшие школьники узнают об истории возникновения хохломской росписи, её развитии, видах орнамента, особенностях, традициях, знакомятся с работами древнейших и современных мастеров хохломской росписи, затем обучаются технике выполнения того или иного вида орнамента Хохломы, узнают об особенностях выполнения различных элементов наиболее простого орнамента - травки, таких как осочки, травинки, капельки, усики, завитки, разнообразные ягодки и листики. Знакомятся с фоновой и верховой хохломской росписью, их особенностями и отличиями между ними.

Таким образом, знакомство с традициями и технологией хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе является важнейшим и достаточно сложным процессом, позволяющим учителю способствовать формированию гармоничной, всесторонне развитой личности младших школьников.





















Список использованных источников


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: принят Гос. думой 12 декабря 2012 г. /Режим доступа: http://sch1213s.mskobr.ru/files/federal_nyj_zakon_ot_29_12_2012_n_273-fz_ob_obrazovanii_v_rossijskoj_federaii.pdf, свободный.

  2. ФГОС ООО [Электронный ресурс]: в ред. Приказа Минобрнауки России от от 29.12.2014 N 1645/Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf, свободный.

  3. ФГОС НОО [Электронный ресурс]: в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357/Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf, свободный.

  4. Гусарчук, Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву [Текст]: пособие. – М.: Издательство «Лесная промышленность», 1985. – 207с.

  5. Емельянова, Т.В. Золотая Хохлома [Текст]: книга. – М.: Издательство «ИнтерБук», 2001. – 168с.

  6. Некрасова, М.А. Народное искусство России в современной культуре [Текст]: книга. – М.: Издательство «Коллекция М», 2003. - 256с.

  7. Орлова, Л.В Хохломская роспись [Текст]: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2008. – 18с.

  8. Постникова, Н.В, Корюхина, Е.А. Хохломская роспись [Текст]: Методические указание для студентов ХГф по практикуму в учебных мастерских: методическая разработка. – Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2010. - 44с.

  9. Постникова, Н.В. Стилизация природных мотивов в орнаменте [Текст]: учебно – методическое пособие для студентов специализации «Декоративная роспись», - ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». – Ижевск, 2010. – 64с.

  10. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учебник. – М.: Издательство «ACADEMA», 1999. – 357с.

  11. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст]: пособие для учителей. – М.: Издательство «Просвещение», 1979. -192 с.

  12. Щипанов, А.С. Юным любителям кисти и резца [Текст]: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Издательство «Просвещение», 1981. - 415с.

  13. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

  14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник.- 1999. - 944с.

  15. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство [Текст]/ Гл. ред. В.М. Полевой; Ред. кол.: В. Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюков (зам. гл. ред.). – М.: Большая Российская энциклопедия. Кн. II. М - Я. – 1999. – 432с.














Приложение А

«Технологическая карта урока изобразительного искусства

на тему «Хохломская роспись»»



Тема: «Хохломская роспись»

Класс: 1

Цель урока: способствовать формированию у обучающихся знаний об особенностях хохломской росписи и навыка самостоятельного составления декоративной композиции в предмете.

Задачи урока:

Образовательные:

- способствовать расширению представлений обучающихся о декоративном искусстве в жизни человека и общества;

- познакомить обучающихся с историей, современным развитием, особенностями Хохломы.

Воспитательные:

- воспитывать и способствовать развитию умения видеть прекрасное в окружающем мире, понимать и чувствовать богатство и красоту родного края;

- воспитывать у обучающихся стремление восхищаться искусством русских умельцев.

Развивающие:

- способствовать развитию устной речи школьников;

-способствовать расширению кругозора обучающихся.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формируемые УУД:

- Предметные: владеют основами языка декоративно-прикладного искусства, умеют создавать композиции травной росписи в единстве с формой; учатся самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности.

- Познавательные: умеют добывать новые знания, имеют представления о видах хохломской росписи («травка», роспись под фон, «кудрина» ), различают их; понимают общее и особенное в произведениях ДПИ; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Метапредметные:

- личностные: эмоционально воспринимают, выражают своё отношение, эстетически оценивают произведения Хохломы, уважительно относятся к продуктам своего труда и труда других людей.

- регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану; приобретают навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников).

- коммуникативные: формулируют вопросы и аргументируют личное мнение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: презентация к уроку, альбомы для рисования, шаблоны, кисточки, краски.

Ход урока:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Цель этапа

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

- Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем!

Самостоятельно проверяют готовность к уроку.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок, самооценка готовности к уроку.

Постановка темы, цели урока.

Мотивация.

- Ребята, приготовьтесь быть внимательными и активными на уроке, ведь наше занятие будет посвящено очень интересной теме. А о чём мы с вами будем говорить, сейчас вы догадаетесь сами. Обратите внимание на экран. Что вы видите?

- Верно, это узоры. Но не простые, ребята. Вы когда - нибудь о хохломской росписи?

- Так вот, ребята, эти узоры принадлежат хохломской росписи. Кто уже догадался, какова тема нашего урока?

-Верно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о хохломской росписи. Теперь мы должны поставить перед собой цель урока, что мы должны узнать и чему научиться сегодня. Кто может сформулировать цель?

- Молодцы.








- Узоры.



- Да.




- Хохломская роспись.




- Цель урока - познакомиться с хохломской росписью и научиться выполнять узоры Хохломы.

Обеспечение мотивации учения обучающимися, принятия ими целей урока.

Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с известным древнейшим русским народным промыслом, который называется «Хохломская роспись».

- Это роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом. Появилась она в 16 веке близ Городца в селе Хохлома, в Нижегородской (Горьковской) области в городе Семёнове и селе Семине находиться центр создания хохломских изделий.

- Кто внимательно слушал и может ответить, почему же этот промысел называется «Хохлома»?

- Молодцы, верно.

- Изготавливалась посуда из липы, берёзы, осины. Посуду деревянную сушили, затем шпаклевали её белой глиной, грунтовали льняным маслом, посуду шлифовали что бы не было неровностей, а затем олифой натирали пока изделие не заблестит, только потом покрывали алюминиевым порошком. После того как заготовка прошла поэтапную подготовку к росписи её расписывали стойкими масляными красками.

- А знаете ли вы, что золотистый цвет хохломских изделий получается совершенно без использования золотистой краски?

- Вот в чём секрет: оказывается, расписанное изделие покрывалось специальным лаком и прогревалось. Лак при нагреве приобретал золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды.

- А теперь, снова обратите внимание на экран. Давайте с вами посмотрим, какие же цвета используются в хохломской росписи, назовите их.

- Да, правильно. Ребята, вспомните, пожалуйста, как выполняются элементы орнамента любой росписи? Используют ли художники простой карандаш?

- Да, молодцы, верно, при этом кисточку нужно держать тремя пальцами, помните?

- Сегодня мы с вами побудем в роли народных мастеров и будем выполнять у себя в альбомах настоящие узоры хохломской росписи. И сейчас мы познакомимся с самым простым, но очень интересным травным орнаментом. Посмотрите на экран.

- Первый элемент, с которым мы сегодня познакомимся это осочки. Обратите внимание на экран, вот как выглядит этот элемент. Рисуются они совершенно просто: лёгким движением кончика кисти сверху вниз. Посмотрите, как это делаю я.

- Вы видите на иллюстрации следующий элемент травного орнамента который называется травинки. На что похож этот орнамент?

- Да, поэтому то он так и называется. Рисовать мы будем травинки мазками, которые плавно утолщаются в середине, как на изображении, видите?

- Смотрите, как я нарисую его.

- А вот и следующий элемент травного орнамента с которым мы сегодня познакомимся - капельки. Рисуются они совсем просто: прикладыванием кисточки к бумаге. Вот так (показывает на листе бумаги).

- Травный орнамент, ребята, можно украшать ягодками и листочками. Посмотрите на иллюстрации работ народных мастеров. Видите эти точки?

- Это и есть ягодки. Мы с вами будем сегодня рисовать брусничку. А чтобы её нарисовать нам понадобится тычок, который вы сделали дома, так ведь?

- Мы должны просто макнуть тычок в краску и приложить его к листу бумаги, вот так (демонстрирует на листе бумаги).





















- Название промысел получил от торгового села Хохлома.















- Нет, а как это возможно?








- Чёрный, красный, золотистый, коричневый, зелёный.




- Нет, роспись выполняется сразу красками.



- Да.






















- На травку.






- Да.















- Видим.





- Да.

Включение учащихся в целенаправленную деятельность.

Закрепление полученных знаний

- Теперь ребята, вы готовы приступать к выполнению замечательных узоров травного орнамента хохломской росписи. Приготовьте краски, альбомы, кисточки и приступайте к выполнению задания.

Учитель наблюдает за выполнением задания, оказывает помощь обучающимся, если она потребовалась, осуществляет промежуточный контроль работ.

Приступают к выполнению творческого задания.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Подведение итогов.

- Ребята, я попрошу поднять и показать нам по очереди свои работы тех, кто считает что у него очень удачно получились узоры хохломской росписи (учитель организует итоговый анализ работ обучающихся, направляя самостоятельное обсуждение учениками лучших работ класса).

Осуществляют самостоятельное обсуждение лучших работ класса.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Рефлексия

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, провести рефлексию своей деятельности на уроке и продолжить предложения:

1. Сегодня я узнал…


2. Было интересно…


3. Было трудно…


4. Мне захотелось…

Отмечают, что им удалось в ходе урока, где были недочёты, указывают их причины, пути устранения.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

«Элементы травного орнамента хохломской росписи»



33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!