Трощенкова Н.Ю. педагог
дополнительного образования
МБОУ ДО «ЦДО»,
высшая квалификационная категория
«Изучение народного казачьего танца посредством
проектной деятельности»
(выступление на II межрегиональной научно-практической конференции
«СОЦИАЛЬНОЕ, КУЛЬТУРНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ» 2019 уч.год)
Проектная деятельность – веление времени. Использование проектной деятельности в дополнительном образовании становится все более актуальным. При помощи проектной деятельности можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие, как перед педагогами, так и перед детьми.
Овладевая знаниями, умениями и навыками проектной деятельности, дети легче адаптируются и социализируются в обществе, решают нестандартные задачи и находят пути их решения, делая процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
Вы думаете, как предмет хореографии можно связать с проектной деятельностью? Я тоже долго над этим думала и поняла, что проектную технологию в моей работе можно применять, как совместную творческую и учебно-познавательную деятельность, которая состоит из общей цели и задач и направлена на достижение результата. Проектная деятельность посредством хореографии стимулирует познавательную активность детей, учит их самостоятельной систематизации материала по теме проекта. В проектной деятельности они видят возможность совершенствования своих знаний.
Для того, чтобы обучать проектированию, я прошла курсовую подготовку по работе с ИКТ и овладела необходимым минимумом знаний. Благодаря этому, мной разработана краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектная деятельность», которая реализуется с 2017 года.
Программа обеспечивает заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях, развитии навыков и умений систематизировать информацию, повышает уровень интереса к занятиям хореографией, создает активную позицию в обучении, творческих исканиях и размышлениях, способствует общению педагога с детьми и ведет к достижению высоких творческих результатов.
В процессе реализации ДООП «Казачий танец», в детях воспитывается духовно-нравственные начала и гражданско-патриотические чувства. Мной были предложены детям несколько тем для создания проектов о истории родного края, о национальных традициях и промыслах, чтобы дети, благодаря, полученным знаниям смогли погрузиться в мир культуры, традиций и быта прошлого.
Я участвовала в проектах, как консультант при обобщении результатов, помогая детям осознать важность их участия в проекте, соизмерять свои желания и возможности.
Начиная работать над проектами, дети самостоятельно выбирали тему своего исследования. Затем мы обговаривали поэтапную практическую деятельность в достижении поставленной цели, которая включала составление плана действий.
Далее следовал самый трудный этап работы - отбор соответствующей литературы и видеофильмов, систематизация накопленного материала о том, чем славен родной край (историей, традициями, достопримечательностями).
Благодаря этому происходило знакомство детей с народными промыслами родного края, народными умельцами, которые создавали народные костюмы не только для обычной жизни, но и для праздничных мероприятий.
Использование полученных знаний в проектно-исследовательской деятельности помогает патриотическому воспитанию: сохранить память о прошлом, осознать связь времен, народов и поколений.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у детей ощущение гордости за полученный результат. Итоговой частью творческого проекта становится его защита.
В результате проектно-исследовательской деятельности активной группой танцевального коллектива «Созвездие» по предложенным темам были созданы творческие проекты: «Самобытность казачьего костюма Вологодского края», «Казачий танец», «Казачьему роду- нема переводу», «Казачий курень».
Создавая творческий проект «У околицы», группа детей самостоятельно придумывала сценарий, создавала видеоролики о жизни танцевального коллектива, готовила концертные костюмы и пригласительные билеты. Обучающиеся выполняли свои работы как в творческих группах, так и индивидуально, обучаясь работать с информацией: осуществляли сбор информации по теме, самостоятельно получали и обобщали полученные знания, анализировали факты, делали логические выводы.
Коллективом были созданы танцевальные проекты: «Вологодская кадриль», «Казачий танец», «Разгуляй», «Казачье раздолье».
Авторы самых интересных и актуальных работ защищают свои проекты на конкурсе «Мир творческих проектов», который ежегодно проходит в «ЦДО». Дети также представляют работы на «Ярмарке идей».
Впервые в 2019 году коллектив «Созвездие» участвовал в XI областном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии «Мы - исследователи», который проходил в городе Вологда.
Считаю, что работа над проектами формирует у детей интеллект, развивает такие личностные качества, как активность, гибкость мышления, чувство ответственности, самодисциплины, позволяющие планировать собственную творческую деятельность, умение ориентироваться в разнообразных ситуациях, быть успешными в обществе. Во время проектных работ обучающиеся само утверждаются, создавая при этом положительные эмоции, ощущая важность собственных достижений и повышая престиж знаний.
Планирую в дальнейшем внедрять проектную технологию на своих занятиях - в этом я вижу пути роста совершенствования детей и своей педагогической деятельности.