(По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян )
УМК: УМК Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация. | Включение в деловой ритм. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим работать с приставками. | Готовятся к работе. | Самоопределение (Л) |
2.Актуализация знаний (разминка) | Записывает дату. Даѐт задание на повторение пройденного материала. Записываем в тетрадях число, классная работа. - Дома вам нужно было повторить правила, которые мы знаем о приставках. Можно пользоваться своим словарем с правилами. Задаёт вопросы учащимся - Что такое приставка? - Почему приставка значимая часть слова? - С какими приставками русского языка вы уже знакомы? - Правильно, молодцы! Существует еще одна группа приставок - Молодцы! - Опираясь на эти правила, напишем словарный диктант | Работают в тетрадях. Записывают число, классная работа. Отвечают на вопросы учителя - Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Слайд 1 - Потому что наличие и значение приставки в слове очень важно. - В русском языке много приставок, которые всегда пишутся одинаково, независимо от их произношения, например – о, - по, - за, - в, - во, - до, - на, - над, - под … ( в слове доехал – слышим даехал, приставки «да» - нет!) Слайд 2 - Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой -З-, а в других с буквой -С-. (в слове разбил приставку «раз» пишу с буквой «З», потому что корень начинается со звонкой согласной «Б», в слове раскрыл пишу приставку «рас» с буквой «С», потому что корень начинается с глухой буквы «К», но есть слова-исключения: здесь, здание, здоровье ) Слайд 3,4 | Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
Словарный диктант | Учитель диктует слова Подснежник, окружность, излить, исщипать, расход, отгрузить, сосчитанный, преддипломный, обвести, подсадить, согнуть, здешний (искл.), сдать, вошел, здоровый (искл.), скатать, роспиь, отрезок, накрыть, отдать, пришкольный, прекрасный. - Проверим вашу работу. - Можем ли мы сейчас определенно сказать, какую букву, «Е» или «И», надо писать в приставке слова пришкольный, прекрасный? Создает проблемную ситуацию | Учащийся работает на доске - Ученики объясняют орфограммы в приставках. - Пр(и/е)школьный, пр(е/и)красный. - Нет | |
3.Формирование новых знаний | Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах. Даѐт инструкцию. Просит записать тему урока. Создаѐт ситуацию успеха. - Что нужно знать, чтобы правильно вставить букву? - Вы правы. Так какова цель нашего урока? | Работают в тетрадях. Записывают тему урока. - Гласные е/и в приставках пре/при Слайд 5 - Правило. - Научиться правильно писать слова с такими приставками. | Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) |
- Видеоролик (0,31-3,01 сек.) - От чего же зависит написание гласной в приставках пре/при? - Запишите это правило в словарь. | Смотрят отрывок видеоролика, делают выводы - Написание гласной в приставках пре/при зависит от лексического значения слова. Слайд 6 - ПРИ – И 1. приближение 2. присоединение 3. неполное действие 4. близость (около) - ПРЕ – Е 1. близка по значению очень 2. можно заменить приставкой пере | |
4. Физкультминутка | Проводит физкультминутку -Потрудились - отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Влево, вправо поворот. Разминаясь, вспомним склонение имен существительных. Если назову сущ 1скл -вы приседаете; если 2 скл -руки в стороны; 3 скл- круговые вращения головой. Ветер, вишня, мышь, клен, лестница, ночь, пластилин, красота, дичь. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. Спасибо! Садитесь, продолжаем работать. | Выполняют команды учителя, настраиваются на следующий этап работы. | |
5.Первичное закрепление и проговаривание вслух | - Применяя это правило выполним упражнение №201,202 | Стр.112-113 упр.№201,202 (выписать слова с пропущенными буквами, выделить приставки, объяснить их значение) | Контроль (Р) Классификация (П) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Даѐт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом «Проверь знания» Пр..морский парк, пр..шить пуговицу, пр..удивительная история, пр..следовать врага, пр..градить путь, пр..нести тетрадь, пр..расти к дереву. - Проверяем выполненное задание. | Выбирают сами вариант. Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют, делают вывод. - Работа с карточками (записать слова, вставляя пропущенные буквы в приставках, выделить приставки, объяснить значение) Слайд 7 Объяснение орфограммы | Самоопределение (Л) Выполнение действий по алгоритму (П) Коррекция Р) |
7. Включение в систему знаний и повторение | Делает запись на доске. Просит вспомнить пройденный материал о типе речи (рассуждение) и продолжить предложение. Разбивает класс на группы. Формулирует задания: составить предложения по заданным схемам (подвижный момент урока). | Вспоминают пройденный материал. Заканчивают предложение (по заданному началу). Работают в группах, придумывая слова и составляя предложения по схеме. В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах. | Постановка и формулирование проблемы (П) Робота в группах (К) Составление предложений по схеме (П) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других (К) |
8. Рефлексия | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Предлагаю ответить на вопросы: - с какими группами приставок мы работали на уроке? - какова тема урока? - какую цель ставили? - от чего зависит правильное написание приставок пре- и при-? - достигли ли цели? - какое правило использовали? Учитель оценивает учащихся за работу на уроке. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Подводят итог урока,подводят итог своей деятельности на уроке,называют, основные позиции нового материала и как они их усвоили Слайд 8 Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
9.Д.з. | Объясняет домашнее . Советует поработать с орфографическим словарѐм. П.40 выучить правило стр 113 упр.№203 | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. Слайд 9 | Дифференцированные задания (П., Л) |