СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение окислительных свойств перманганата калия в различных средах

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение окислительных свойств перманганата калия в различных средах»

Методическая разработка открытого урока

Преподаватель: Белинская Н.В.

Учебная дисциплина: ПД.01 Химия

Учебная группа: ТАК-1, специальность 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений

Тема урока: Изучение окислительных свойств перманганата калия в различных средах.

Тип урока: Урок применения и совершенствования знаний

Вид урока: Лабораторная работа

Образовательные технологии: Развивающие, практико-ориентированные

Методы обучения: Словесно-наглядный, исследовательский

Цель урока: Создание условий для активного, сознательного, творческого применения на практике полученных знаний и умений.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить умение определять степени окисления элементов, окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса;

  • Выработать умение составлять уравнения химических реакций, протекающих в различных средах на примере перманганата калия;

  • Показать разнообразие и значение ОВР в повседневной жизни.

Развивающие:

  • Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами;

  • Способствовать развитию у студентов умений сравнивать, анализировать и применять информацию из других областей знаний.

Воспитательные:

  • Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей специальности; 

  • Обеспечить; 

  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной практической деятельности.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, инструктивные карты (листы контроля работы), штатив с пробирками, растворы: перманганата калия КМnO4, серной кислоты Н2SO4, гидроксида натрия NaOH; гидроксида калия КОН, перекись водорода Н2О2.

Планируемые результаты обучения:

Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка.

Познавательные УУД:

Общеучебные: самостоятельное формулирование цели, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, обоснование.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с преподавателем и обучающимися в поисках ответов на поставленные вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Основные химические понятия: реакция среды раствора, окислительно-восстановительные реакции, восстановитель, окислитель, процессы окисления и восстановления, метод электронного баланса.

Межпредметные связи: с биологией

План урока:

I. Организационный момент.

Мотивация деятельности. Постановка целей и задач урока (совместно с обучающимися).

II. Актуализация опорных знаний.

III. Применение и совершенствование знаний и умений.

IV . Формулировка выводов.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Проверка отсутствующих, проверка готовности группы к занятию и обеспечение благоприятного настроя.

Преподаватель: Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас! Посмотрели на гостей, друг на друга посмотрели, и тихонечко все сели.

Мотивация деятельности, постановка цели занятия

На этой лабораторной работе мы продолжим изучение окислительно-восстановительных реакций. Нам предстоит вспомнить основные положения теории окисления - восстановления, метод электронного баланса, научиться составлять уравнения химических реакций, протекающих в растворах, и выяснить от чего зависит механизм таких реакций.

Но прежде посмотрим небольшой видеоролик (1 мин.). Знаете, как называется это животное? Правильно, это – хамелеон. А почему его так назвали? За способность преображаться - менять окраску кожи в зависимости от условий окружающей среды. Спросите, причём тут хамелеон? Дело в том, что в химии, для химического анализа различных веществ, применяется «раствор хамелеона». Как вы думаете, за что этот раствор так назвали? (Обучающиеся высказывают предположение – за способность вещества, подобно ящерице, менять окраску в зависимости от среды). Правильно, в исходном состоянии раствор этого вещества имеет розовый цвет, или фиолетовый, если раствор насыщенный. При реакции с восстановителем в кислой среде - он обесцвечивается, в избытке щёлочи – раствор становится зелёного цвета, а в нейтральной среде раствор будет буро-коричневым. Как вы думаете, о каком веществе идёт речь? Это раствор перманганата калия.

Сообщение о применении раствора перманганата калия (2 мин).

Задачи урока:

1) углубить, расширить и закрепить знания об окислительно-восстановительных реакциях в процессе выполнения лабораторной работы;

2) выработать умения по составлению уравнений химических реакций с раствором перманганата калия, протекающих в различных средах, методом электронного баланса.

2.  Актуализация опорных знаний

Преподаватель: Предлагаю вам повторить некоторые важные понятия и умения по данной теме.

Задание 1. Найти соответствие.

Реакция среды кислая

рН меньше 7

Реакция среды щелочная

рН больше 7

Реакция среды нейтральная

рН = 7

Реакция окислительно-восстановительная

Реакция, протекающая с изменением степеней окисления атомов, образующих вещества, участвующие в реакции.

Восстановитель

Атом (или вещество), отдающий электроны. Сам он при этом окисляется.

Окислитель

Атом (или вещество), принимающий электроны. Сам он при этом восстанавливается.

Окисление

Процесс отдачи электронов атомом, при этом степень окисления повышается.

Восстановление

Процесс, при котором атомы принимают электроны, степень окисления понижается.

Степень окисления

Условный заряд атома, который образуется на нём вследствие отдачи или принятия электронов.

Степень окисления

простого вещества

Равна 0.

Проверка выполнения задания (по цепочке).

Задание 2. Рассчитайте степени окисления элементов в соединениях:

MnO2, H2SO4, K2SO3, H2S, K2MnO4, KMnO4, FeCl3, H2O2, H2SO3, Zn, KI, NaNO2, Al2(SO4)3

Проверка выполнения задания.

Mn+4O2-2, H+12S+6O-24, K+12S+4O-23, H+12S-2, K+12Mn+6O-24, K+1Mn+7O-24, Fe+3Cl-13

H+1 2O -12, H +12S+4O-23, Zn0, K+1 I-1 , Na+1N +3O-22, Аl+3 2 (S +6O-24)3

Теперь, когда мы вспомнили основные понятия темы «Окислительно-восстановительные реакции», перейдём к изучению нового материала. Сейчас мы будем исследовать поведение перманганата калия в разных средах. Работать будем в парах. Работа каждой пары направлена на самостоятельное получение знаний путём проведения лабораторных опытов. При выполнении опытов не забывайте соблюдать правила техники безопасности. Повторяем основные правила техники безопасности при работе с реактивами.

3. Применение и совершенствование знаний и умений

Выполнение лабораторной работы 

Опыт 1. Взаимодействие перманганата калия с сульфитом натрия в различных средах.

1. Восстановление иона Mn+7 (MnO4-) в кислой среде до Mn+2

В пробирку налейте 1мл раствора перманганата калия, подкислите его серной кислотой (4-5 капель), прибавьте одну ложку сульфита натрия. Что наблюдаете? Наблюдения: раствор обесцветился.

Задание. Составьте уравнение, если известно, что в результате этой реакции образуются сульфат марганца (II), сульфат натрия, сульфат калия и вода. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

К МnO4 + H2SO4 + Na2SO3 МnSO4 + Na2SO4 + К2SO4 + Н2О

2КМn+7O4 + 3H2SO4 + 5Na2S+4O3 = 2Мn+2SO4 + 5Na2S+6O4 + К2SO4 + 3Н2О

Мn+7+5е = Мn+2 2 окислитель (восстановление)

S+4 – 2e = S+6 5 восстановитель (окисление)

2. Восстановление иона Mn+7 (MnO4-) в нейтральной среде до Mn+4 (MnO2)

В пробирку налейте 1мл раствора перманганата калия, добавьте 2-3 капли воды, прибавьте одну ложку сульфита натрия. Что наблюдаете? Наблюдения: Выпал осадок бурого цвета оксид марганца (IV).

Задание. Составьте уравнение, если известно, что в результате этой реакции образуются диоксид марганца, сульфат натрия и гидроксид калия. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

К МnO4 + H2O + Na2SO3 МnO2 + Na2SO4 + КOH

2КМn+7O4 + H2O + 3Na2S+4O3 = 2Мn+4O2 + 3Na2S+6O4 + 2КOH

Мn+7+3е = Мn+4 2 окислитель (восстановление)

S+4 – 2e = S+6 3 восстановитель (окисление)

3. Восстановление иона Mn+7 (MnO4-) в щелочной среде до Mn+6 (MnO4-2)

В пробирку налейте 1мл раствора перманганата калия, добавьте 6-7 капель щелочи, прибавьте одну ложку сульфита натрия. Что наблюдаете? Наблюдения: Образовался раствор зелёного цвета.

Задание. Составьте уравнение, если известно, что в результате этой реакции образуются манганат калия, сульфат натрия и вода.

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

К МnO4 + КOН + Na2SO3 К2МnO4 + Na2SO4 + H2О

2КМn+7O4 + 2КOН + Na2S+4O3 = 2К2Мn+6O4 + Na2S+6O4 + H2O

Мn+7+1е = Мn+6 2 окислитель (восстановление)

S+4 – 2e = S+6 3 восстановитель (окисление)

Задание разноуровневое: если обучающиеся затрудняются написать уравнение реакции, то им можно предложить готовую схему реакции, в которой они расставляют коэффициенты.

Обсуждение результатов работы и запись уравнений реакций на доске.

Опыт 2. Взаимодействие перманганата калия с пероксидом водорода в различных средах. (Задания выполняются в микрогруппах по 2-3 человека).

В три пробирки налить 1-2 мл раствора перманганата калия.

Для создания среды раствора в первую пробирку добавить 1-2 капли раствора H2SO4. Во вторую пробирку ничего не добавлять. В третью – добавить 1-2 капли раствора щёлочи NaOH. Последовательно во все 3 пробирки добавить перекись водорода. Что происходит в каждой пробирке? Отметить наблюдения. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса, найти восстановитель и окислитель, процессы окисления и восстановления.

1 пробирка: Среда – кислая

р-р КМnO4 + р-р H2SO4 + Н2О2

Наблюдения: раствор обесцветился.

К МnO4 + H2SO4 + Н2О2 МnSO4 + К2SO4 + Н2О + О2

2КМn+7O4 + 3H2SO4 + 5Н2О2-1 = 2Мn+2SO4 + К2SO4 + 8Н2О + 5О20

Мn+7+5е = Мn+2 2 окислитель (восстановление)

-1 – 2е = О02 5 восстановитель (окисление)

2 пробирка: Среда нейтральная

р-р КМnO4 + Н2О2

Наблюдения: Выпал осадок бурого цвета оксид марганца (IV), выделение кислорода.

К МnO4 + Н2О2 О2 + МnО2 + КОН + Н2О

2КМn+7O4 + 3Н2О2-1 = 3О20 + 2Мn+4О2 + 2КОН + 2Н2О

Мn+7+3е = Мn+4 2 окислитель (восстановление)

-1 – 2е = О02 3 восстановитель (окисление)

3 пробирка: Среда щелочная

р-р КМnO4 + р-р NaOH + Н2О2

Наблюдения: Цвет раствора изменился, образовался манганат калия, выделение кислорода.

К МnO4 + NaOH + Н2О2 К2МnO4 + Н2О + О2 + Na2МnO4

2КМn+7O4 + 2NaOH + Н2О2-1 = К2Мn+6O4 + 2Н2О + О20 + Na2МnO4

Мn+7+1е = Мn+6 2 окислитель (восстановление)

-1 – 2е = О02 1 восстановитель (окисление)

Создание проблемной ситуации: 

А ещё мне нужна ваша помощь, я готовила к уроку раствор перманганата калия («марганцовка»), пролила стакан с раствором на полотенце. Вы проделали лабораторный опыты, а теперь предложите вещество, с помощью которого в домашних условиях можно очистить полотенце.

Демонстрационный опыт:

Пятна от раствора перманганата калия быстро выводятся раствором пероксида водорода, подкисленным уксусной кислотой:

2KMnO4 + 9H2O2 + 6CH3COOH = 2Mn (CH3COO)2 +2CH3COOK+7O2 + 12H2O

Старые пятна перманганата калия содержат оксид марганца (IV), поэтому будет протекать еще одна реакция:

MnO2 + 3H2O2 + 2CH3COOH = Mn(CH3COO)2 + 2O2 + 4H2O

После выведения пятен кусок ткани необходимо промыть водой.

Итак, от чего же зависит поведение перманганата калия в окислительно-восстановительных реакциях? Ответ: От реакции среды раствора.

Составьте схему  «Влияние среды на изменение степеней окисления атомов, на примере иона MnO4-  »

4. Подведение итогов урока. Формулировка выводов

Мы убедились в том, что реакция среды очень важна для протекания химических реакций. В разных средах продукты реакции могут быть различными.

Продукты окислительно- восстановительных реакций с раствором перманганата калия зависят от среды раствора. Для того, чтобы окислительно- восстановительные реакции протекали в нужном нам направлении, необходимо создавать соответствующую среду раствора.

Так, в нашем организме протекает множество окислительно-восстановительных реакций. Все биологические катализаторы – ферменты, работают при определенных рН. У здорового человека кровь имеет нейтральную среду рН = 7,36, желудочный сок – сильнокислую - рН = 1,7; кишечный сок – щелочную рН = 8. Если значение рН в крови – 7,2 – значит, в организме произошли серьезные нарушения. Для нормального протекания химических реакций где-то необходима кислая среда, где-то - щелочная, а где-то – нейтральная.

5. Рефлексия

По желанию выбрать себе фразу (несколько фраз), закончить ее (их) самостоятельно.

Сегодня я узнал(а)…_________________________________________________

Было интересно…___________________________________________________

Было трудно…_____________________________________________________

Я понял(а), что…___________________________________________________

Теперь я могу…_____________________________________________________

Я научилась ________________________________________________________










Литература

1. Всероссийский научно-методический журнал «Химия. Всё для учителя»,

№ 11- 12 (71 -72) ноябрь-декабрь, 2016, с.30-37.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.-272 с.



8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!