ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: изучить и проанализировать наличие и использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В анкете были заданы следующие вопросы:
1.Что Вы понимаете под термином «нестандартное физкультурное оборудование»?
2.Перечислите, какое нестандартное физкультурное оборудование имеется в вашей группе?
3.В каких видах деятельности Вы используете «нестандартное физкультурное оборудование?
4.Как «нестандартное физкультурное оборудование» влияет на развитие ребенка в целом?
5.Помогает ли «нестандартное физкультурное оборудование» развитию физических качеств детей?
6.Доступно ли детям «нестандартное физкультурное оборудование» в самостоятельной двигательной деятельности?
7.Какие занятия детям больше нравятся, с использованием нестандартного физкультурного оборудования или со стандартным физкультурным оборудованием? Почему?
8.Как Вы считаете, нужно ли использовать нестандартное физкультурное оборудование вообще .Почему?
9.Перечислите, в каких источниках литературы берёте замысел нестандартного физкультурного оборудования?
10.Какое нестандартное физкультурное оборудование чаще используете в работе с детьми? (Приложение А)
В соответствии с указанными методами на констатирующем этапе педагогического исследования были получены определенные результаты,
Анализ анкет воспитателей показал:
К нестандартному физкультурному оборудованию 8 педагогов отнесли оборудование, сделанное своими руками из бросового, специального или природного материала. Восемь педагогов считают, что это оборудование изготовленное из различных материалов самостоятельно.
На вопрос «какое нестандартное физкультурное оборудование имеется в вашей группе?» 6 - педагогов ответили: «дорожки здоровья», «сухой бассейн», «массажные рукавицы» и др. 4- султанчики, «дорожки здоровья», селедочки, туннели для лазания и т.д.
Большинство педагогов используют нестандартное физкультурное оборудование во время утренней гимнастики, динамических пауз, во время подвижных игр, развлечений, во время бодрящей гимнастики после сна.
Все воспитатели используют его во всех режимных моментах.
К сожалению, не все педагоги подробно ответили на вопросы анкеты, некоторые давали односложные ответы.
Характеризуя влияние нестандартного физкультурного оборудования на развитие ребенка все педагоги ответили, что нестандартное физкультурное оборудование также, как и стандартное, развивает физические качества, укрепляет организм, 4 педагога дополнили, что способствует эмоциональному развитию, поднимает настроение.
Все педагоги считают, что нестандартное физкультурное оборудование способствует развитию физических качеств детей, однако, к сожалению, не дают аргументацию своим ответам.
Радует, что нестандартное физкультурное оборудование доступно детям в самостоятельной двигательной деятельности. По нашему мнению, это позволяет детям самостоятельно развивать и совершенствовать свои двигательные навыки и умения.
Почти все педагоги считают, что детям интересны занятия с ярким, красивым стандартным оборудованием, но за отсутствием средств, приходится использовать изготовленное своими руками. Все педагоги указывают, что детям нравятся разные занятия в зависимости от поставленных задач. Воспитатели не объяснили, понимают ли эти задачи дети.
Один педагог ответил, что детям нравится яркое, качественное физкультурное оборудование. К сожалению, никто из воспитателей не ответил, почему детям нравится именно такое оборудование. Возможно, вопрос был понят неправильно или не дочитан до конца.
На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли использовать нестандартное физкультурное оборудование вообще. Почему?» все педагоги дали утвердительный ответ.
Чаще всего педагоги берут замысел изготовления нестандартного физкультурного оборудования в журналах «Дошкольное воспитание», «Глобус», «Обруч», и из опыта работы других педагогов, телевидения , из личного опыта, сети Интернет.
Более часто используемым в работе с детьми являются нестандартное оборудование для массажа и дорожки здоровья, а также, оборудование, изготовленное из природного материала. Два педагога отметили, что все зависит от индивидуальных особенностей детей и поставленных задач. Один педагог указал: дорожки здоровья, туннели, султанчики.
Таким образом, можно заключить, что все педагоги МБДОУ правильно понимают, что такое нестандартное физкультурное оборудование. В группах и физкультурном зале имеется достаточно большое количество нестандартного физкультурного оборудования. Оно используется в разных формах организации оздоровительной работы с детьми.
Рассмотрев результаты анкетирования, приступили к изучению и анализу нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми старшей группы.
В старшей группе воспитателями изготовлено и используется следующее оборудование, которое отвечает всем требования, предъявляемые к оборудованию. Оборудование должно быть: - безопасным; - максимально эффективным; - удобным к применению; - компактным; - технологичным и простым в изготовлении; - эстетическим.
«Бильбоке»
Цель: развивать глазомер, меткость, координацию, ловкость, внимание.
.

«Гантели»
Цель: развивать мышцы плечевого пояса и рук.

«Классики»
Цель: развивать ловкость, сноровку, прыгучесть, укреплять опорно-двигательный аппарат.

«Чудо-скакалка»
Цель: обучать детей прыгать через скакалку, развивать прыгучесть, ловкость, внимание.

Итак, констатирующий этап позволил сделать следующие выводы:
- педагоги используют в своей работе нестандартное физкультурное оборудование, однако, чаще всего оно используется лишь при проведении корригирующей гимнастики после сна.
- в группах имеется определенное количество нестандартного физкультурного оборудования, однако его недостаточно.
Таким образом, полученные результаты позволили сформулировать основные положения формирующего этапа эксперимента.
Организация работы на формирующем этапе
Цель: разработать и апробировать нестандартное физкультурное оборудование для организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Задачи формирующего этапа:
Разработать модели нестандартного физкультурного оборудования для организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
Изучить возможности применения нестандартного физкультурного оборудования для организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
апробировать нестандартное физкультурное оборудование для организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы: моделирование нестандартного физкультурного оборудования и частичное его апробирование.
На основании изучения научно-методической литературы и опыта работы педагогов дошкольного образовательного учреждения разработали модели нестандартного физкультурного оборудования и описали его. В основу его разработки положены следующие принципы:
Соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям (размеры, габариты и масса предметов).
Обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным.
Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разные предметы: мелкие, крупногабаритные, переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов.
Важную роль играет цветовая отделка. Крупное оборудование окрашивается в светлые, спокойные тона. Деревянные элементы лучше покрывать бесцветным лаком, сохраняя естественный цвет древесины, или масляной краской светлых тонов. Мелкий инвентарь, предметы для общеразвивающих упражнений должны быть яркими, многокрасочными, как основных цветов, так и оттенков. Красивая окраска предметов радует глаз ребёнка, способствует развитию цветоразличению.
Необходимо регулярно проводить чистку инвентаря. Надо позаботиться, чтобы физкультурный инвентарь был защищён от воздействия высокой температуры и сырости, в противном случае он быстро изнашивается.
Наша задача - насыщение пространства недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.
Это красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.
Представляем описание моделей нестандартного физкультурного оборудования, изготовленного нами с учетом возраста детей старшей дошкольной группы и варианты его использования.
«Волшебный сундучок» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)


«Мешочки для метания»
Мешочки изготовлено из кожзаменителя, набиты песком. Вес 150гр. Весь материал подлежит обработки моющим и дезинфицирующим средством.
Цели и задачи: формировать у детей умение сохранять заданное направление во время ходьбы и бега; развивать умение бросать разными способами.
Использование:
1. Бросание в цель из-за головы вдаль, бросание в горизонтальную цель, метание в корзину.
2. Метание в цель, перебрасывая через веревку.
3. Метание в цель из различных положений.
4. Метание левой и правой руками поочередно.
5. Игра «Кто бросит дальше мешочек».
«Разноцветные флажки»
Изготовлено из разноцветной ткани, и палочек из дерева.
Цели и задачи: Развивают мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Использование:
1. В общеразвивающих упражнениях,
2. В различных конкурсах,
3. В коллективных и подвижных играх. Подвижная игра «Самолеты» , «Найди себе пару».
«Массажная дорожка»
Изготовлено из деревянного короба , размер одной секции 30х30 см. Короба заполняются различными наполнителями : бусины, крышки от пластиковых бутылок, камни, шишки, песок, сено, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д.
Цели и задачи: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Использование: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, скрёстным шагом.
Игра «Бурый мишка»
Упражнения:
Ходьба «По медвежьи» , «Ласточка».
«Игра – моталочка»
«Игра - моталочка» – это игра для детей от 4 до 7 лет используется для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук.
Цели и задачи: Учить детей ориентироваться по сигналу, развивать мелкую моторику, координацию движения, ловкость, воспитывать умение играть в парах. Развивать красоту движений, творчество, фантазию. Мотивировать детей на двигательную активность через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности.
Использование: По сигналу, ребята начинают накручивать ленточку на палочку, кто первый накрутит ленточку, тот победил. В игре могут принять участие несколько пар. Пособие может использоваться детьми в самостоятельных играх.
С изготовленным нами оборудованием были организованы игры с детьми:
Коврик массажный с камнями – это ковровая дорожка, покрытая пластиковыми морскими гладкими камушками. Они отлично массажируют рефлексогенные зоны на ступнях ног, стимулируют обмен веществ и вывод шлаков из организма.
Массируя стопу, мы оказываем оздоровляющее воздействие на наши внутренние органы. Именно поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком. Массажный коврик чудесным образом имитирует морской берег, усеянный галькой. Благодаря рифленой поверхности, коврик обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей.
Коврик массажный с камнями подходит как взрослым, так и детям, с
самого детства естественным образом поддерживая здоровье.
Тренирует мышцы позвоночника и ног;
Обеспечивает магнито-терапевтическое действие на активные биологические зоны;
Способствует развитию координации движений, положительно влияет на вестибулярный аппарат;
Оказывает массажное воздействие на подошвенную область;
(ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Игра «Найди себе пару»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».
Правила:
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя. Каждый раз играющие должны иметь пару.
Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
Игра «Бурый мишка»
Задачи: улучшение работы опорно-двигательного аппарата, предупреждение деформации стопы и плоскостопии.
Описание: Дети встают на коврики и выполняют действия, озвученные словами, вот некоторые из них.
Бурый мишка топал, топал, топал,
Громко ножками стучал, он стучал так!
Мишка головой вертел, все вертел, все вертел.
Во все стороны смотрел, он смотрел так!
Бурый мишка расшалился и на месте закружился,
Закружился, закружился и свалился – бах!
Правила:
Играющие становятся по очереди по сигналу (слову) воспитателя начинают движение.
Упражнения:
Ходьба «По медвежьи» — на руках и ногах и высоким подниманием таза.
«Ласточка» — стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад.
«Весёлая дорожка»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, закрепление цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.
Оборудование: коврики располагаются по полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Ход: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
«Гигантские шаги»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрёстных движений.
Оборудование: короба 30х30 раскладываются на расстоянии большого шага ребёнка.
Ход: Дети по очереди различными способами перешагивают с короба на короб (прямые, боковые шаги, на носках, на пятках, спиной вперёд)
«Игра – моталочка»
Цель: Учить детей ориентироваться по сигналу, развивать мелкую моторику, координацию движения, ловкость, воспитывать умение играть в парах.
Задачи: Развивать красоту движений, творчество, фантазию. Мотивировать детей на двигательную активность через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности.
Ход: По сигналу, ребята начинают накручивать ленточку на палочку, кто первый накрутит ленточку, тот победил. В игре могут принять участие несколько пар.
Подвижная игра «Кто бросит дальше мешочек»
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.
Описание: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов. По слову воспитателя «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки.
Правила:
Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.
Варианты: Поставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики, копья.
Подвижная игра «Самолеты»
Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.
Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
Правила:
Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».
По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).
Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.
«Быстро возьми — быстро положи»
Цель: развить быстроту движений; воспитать стремление к победе.
Ход: На одной стороне площадки стоят 3—4 стула, на каждом по 2—3 мешочка. На другой стороне на расстоянии 5—6 м стоят 3—4 ящика или корзины. Трем-четырем детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в ящик. Физически крепким детям можно добавить еще один предмет или (на 1—2 м) увеличить расстояние для бега. Детей подбирать примерно одинаковых по силам.
Таким образом, предложенное оборудование может решать множество задач и использоваться для организации двигательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в разных формах организации физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, корригирующая гимнастика после сна) в свободной деятельности.
При использовании предложенного оборудования у детей возрос интерес к разным видам физических упражнений.
.