Изучение опыта работы воспитателя МК ДОУ Павловский
детский сад № 5 Гутенко Веры Владимировны по развитию
связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста посредством произведений пейзажной живописи
В старшем дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается произвольное внимание, которое становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным, что создает основу для последовательного, планомерного и логического восприятия произведений пейзажной живописи. Существенно меняются в данный промежуток детства образные память и воображение, то есть увеличивается объем сохраненных осмысленных, четких, дифференцированных, связных и системных представлений, формируется преднамеренное воображение, когда ребенок может самостоятельно строить и воплощать свой замысел, воспринимать произведения пейзажной живописи в форме обобщенных представлений.
Благодаря наглядно-образному мышлению старшие дошкольники способны понимать связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на живописных произведениях, их язык, выразительные средства, используемые художником, сопоставлять, обобщать, высказывать логические суждения и делать относительно правильные выводы. Высокий познавательный уровень детей обусловливает возникновение у них оценочного отношения к воспринимаемому произведению, развитие эстетических чувств и представлений, на основе которых формируется творческое воображение, реализуемое в самостоятельной деятельности (изобразительной, игровой, речевой).
Исходя из данных положений, нами был изучен педагогический опыт работы воспитателя МК ДОУ Павловский детский сад № 5 Гутенко Веры Владимировны по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений пейзажной живописи. Вера Владимировна на занятиях речевого и познавательного циклов формирует навыки связной монологической речи дошкольников, развивает их творческие и мыслительные способности, углубляет знания об окружающем мире, пробуждает желание творить, изменять мир к лучшему. Рассмотрим подробно применение данной системы работы в практике Гутенко Веры Владимировны с сентября 2018 года по май 2019 года.
Гутенко В.В. в сентябре-месяце 2018 года провела диагностическое исследование по определению сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, выбрав серию заданий, описанных в трудах Ушаковой О.С.
Воспитатель проанализировала результаты диагностики и сделала вывод, что при составлении рассказа по картине у многих детей наблюдалось незначительное искажение ситуации, а также неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. В большинстве случаев рассказы были составлены без пропусков слов, но проявлялась стереотипность оформления высказывания. При пересказе текста было нарушено воспроизведение смысловых звеньев с незначительными сокращениями, в речи дошкольников присутствовали неоправданные паузы, слова, не соответствующие выражению главной мысли произведения.
Вера Владимировна с целью развития связной монологической речи старших дошкольников определила цели и задачи дальнейшей работы, запланировала и провела занятия познавательного и речевого циклов по обучению детей рассказыванию с использованием пейзажных картин отечественных художников: Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща», Игоря Эммануиловича Грабаря «Рябинка», Ивана Ивановича Шишкина «Зимний лес», Юрия Геннадьевича Мелькова «Весна в лесу» и другие.
Хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало занятия, организованное Верой Владимировной, вызывало желание воспитанников узнать, что будет происходить дальше, отсюда проявлялась высокая активность детей, познавательный интерес не только к событиям, запечатленным на пейзажной картине, но и к речевой деятельности. На первом занятии педагог формировала у дошкольников умение составлять рассказ по картине Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща» по заданному началу (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Картина И.И. Левитана «Берёзовая роща»
Вера Владимировна перед составлением рассказов пополнила лексический запас детей следующими словами и выражениями: «ажурная листва», «прозрачная листва», «восторженное, светлое настроение», развивала умения ребят давать полные, развернутые ответы на вопросы по содержанию картины, создавала условия для выражения своего отношения к миру природы, передачи чувств и переживаний от созерцания талантливого живописного произведения.
Затем педагог предложила ребятам начало рассказа: «На картине изображена лесная поляна, на которой растут белые, красивые и стройные березы, они, трава и цветы колышутся от легкого ветерка. Время года – лето, яркий солнечный день...». Спокойный, мелодичный голос воспитателя располагал к себе, оказывал сильное эмоциональное воздействие на воображение дошкольников, поэтому рассказы получились оригинальными, трогательными, с частым употреблением слов природоведческой тематики, разнообразными синтаксическими конструкциями. Приятное впечатление оказали на ребят игры «Оживи картинку» и «Прогноз погоды», когда дети с удовольствием представляли себя на поляне, осматривали все вокруг, слушали, трогали, нюхали и рассказывали о своих впечатлениях, пробовали определить погодные явления, связывали их со способами передачи художником в картине (светлыми или темными красками).
Ребята проявили фантазию и придумали свои варианты названий живописного произведения: «Солнечное утро», «Красивые березки», «Утро в березовом лесу», «Солнышко среди берез», «Летний денек в березовом лесу», «Прекрасное лето».
Для закрепления навыков рассказывания воспитатель предложила детям домашнее задание: повторить родителям составленный на занятии рассказ или придумать новый на подобную тему.
Вера Владимировна на следующем занятии формировала у своих воспитанников умение составлять описательный рассказ по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Рябинка» (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Картина И.Э. Грабаря «Рябинка»
Гутенко В.В. закрыла картонными прямоугольниками разного цвета картину и попросила открыть каждую из четырех ее частей при условии, если дети будут составлять описательный рассказ по ее фрагментам, объединяя их затем в один сюжет. Ребятам понравилось данное предложение, и они активно включились в творческий речевой процесс, внимательно рассматривая фрагменты живописного пейзажа.
Воспитатель при этом познакомила детей с такими сложными для них понятиями, как «передний и задний план», «цветовая гамма», необходимыми для сопоставления изображения ярко-красной рябинки и стройных березок, по красоте и изяществу не уступающих главной героини, ребята проявили инициативу и придумали разговор листочков разных деревьев, шелестящих на ветру.
Так, постепенно рождался текст рассказа-описания, составленный детьми: «Рябинка еще совсем молоденькая, хрупкая. Гроздья пурпурных ягод контрастно смотрятся там, где листья пожелтели, и теряются на фоне таких же красных, как они сами» и так далее.
Использование приема «фрагментарного рассказывания», по мнению педагога, способствует увеличению количества обобщающих слов и росту придаточных предложений, что свидетельствует о развитии связной монологической речи.
Вера Владимировна внимательно относится к подготовке занятий, на которых ее воспитанники составляют рассказы-очерки по произведениям пейзажной живописи.
Так, например, педагог организовала большую предварительную работу: провела экскурсию в парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа и беседы с детьми о жизни растений, животных и людей зимой, сравнила вместе с дошкольниками пейзажи двух разных художников: И.И. Шишкина «На севере диком» и Н.П. Глущенко «Зимний день», читала книги А.А. Лыкова «Четыре времени года», В.В. Бианки «Синичкин календарь» и так далее – перед знакомством с картиной Ивана Ивановича Шишкина «Зимний лес» (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Картина И.И. Шишкина «Зимний лес»
В начале занятия по составлению рассказа-очерка Вера Владимировна создала перед детьми проблемную ситуацию, предложив посмотреть на экран и определить, кому принадлежат следующие вещи: ручка, блокнот, микрофон, фотоаппарат, диктофон и видеокамера. Конечно же, ребята догадались, что речь пойдет о журналистах. Педагог рекомендовала дошкольникам создать свой журнал и дать ему название, долго длилось обсуждение, и ребята остановились на следующем выборе: «Зимняя сказка».
На первой странице журнала были помещены поговорки о зиме: «Где снег, там и след», «Много снега, много хлеба», « Синица к избе - зима на двор», «Зима снежная - лето дождливое» и другие. На следующих страничках появились стихотворения, загадки, картина И.И. Шишкина «Зима». Вера Владимировна провела беседу по содержанию пейзажного произведения и предложила составить небольшой рассказ-очерк по картине, а затем поместить его в детском журнале. Дети пробовали себя и в роли журналиста, и художника, при составлении рассказов-очерков пользовались в своих связных монологических высказываниях словами с переносным значением, быстро подбирали синонимы, точно отражающие природные явления, употребляли нужные слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие, все чаще и чаще применяли сложные предложения, причастные и деепричастные обороты.
Кроме того, мы самостоятельно провели занятие по составлению рассказа по картине Константина Фёдоровича Юона «Мартовское солнце» (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Картина К.Ф. Юона «Мартовское солнце»
В начале занятия мы выставили картину на стенд, выбрав место, откуда она хорошо видна всем детям, и предложили ребятам молча рассмотреть её. После этого была проведена беседа, в ходе которой мы задали следующие вопросы:
«- Что изображено на этой картине?
- Какое время года?
- Кто может назвать, какой месяц изобразил художник? Как вы догадались?
- Как вы думаете, какой день изобразил художник? Почему вы так решили?».
Мы обобщили ответы детей и сказали, что картина называется «Мартовское солнце» К. Ф. Юона.
Далее была продолжена беседа по картине:
«- Какими словами можно сказать о берёзках?
- С чем их можно сравнить?
- Что можно сказать о небе? Какое оно?
- Какие цвета использовал художник?
- Что он хотел этими красками передать?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?»
В ходе беседы мы уточняли ответы детей, дополняя их речь красивыми словосочетаниями: «погружены в сияние», «лазурное небо», «ветви берёз», «изогнутые стволы», «белеющий», «искрится». Далее ребята вспоминали знакомые стихотворения, которые по содержанию подходят к этой картине. И только после того, как речь старших дошкольников обогатилась синонимами, уточняющими красивыми словами, поэтическими оборотами, ребятам было предложено задание составить рассказ по картине.
При подведении итога, мы обращали внимание детей на доказательность, аргументированность ответа: «Чей рассказ вам понравился? Чем? Какие слова в этом рассказе понравились?». Потом детям предложили коллективно составить рассказ – это было более сложное задание. Вышли 4 человека, которые договорились между собой, кто будет начинать, кто продолжать, кто будет заканчивать рассказ. Перед нами стояла задача - направлять детские рассказы, поддерживать сюжетную линию, подбирать выразительные языковые средства. В конце занятия дошкольники нарисовали свои рисунки с изображением пейзажа, а мы подвели итог, отметив наиболее удачные работы. Старшие дошкольники приобрели умения в составлении рассказов в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который помог в формировании речевых навыков, направленных на развитие связной монологической речи. При рассказывании (индивидуальном и коллективном) по пейзажным картинам у детей формируются умения связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания, соблюдать структуру текста, использовать разнообразные зачины рассказа, синонимические замены при назывании явлений, действий, состояний.
Вера Владимировна при рассказывании обращала внимание ребят на использование в речи слов, близких по значению, на содержательную сторону рассказа. На каждом занятии воспитывала у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Перед тем, как дошкольники должны были составлять рассказы, им воспитатель давала установку: использовать в рассказах слова и выражения, которые ребята употребляли в ходе «тренировочных» упражнений.
Данный прием позволял ее воспитанникам подойти к выполнению задания более осознанно, стимулировал память, улучшал качество рассказов. В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигалось требование создавать словесно свое произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия, причина события, развитие событий, кульминация, окончание событий. Для того чтобы на каждом занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, Вера Владимировна предлагала разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой развития детской речи: и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по «цепочке», и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и другое. На некоторых занятиях воспитатель применяла рассказ-образец, который служил средством для перевода детей на более высокую ступень развития умения рассказывать. Чаще Вера Владимировна предлагали детям план, подсказывающий возможный сюжет и последовательность рассказа.
Результаты диагностического исследования, проведенного воспитателем в мае 2019 года, подтвердили правильность выбора методов и приемов в разработке системы работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений пейзажной живописи. Вера Владимировна отметила, что уровень рассказывания (это относится и к содержательности рассказов, и к их словесному оформлению, грамматической правильности и точности речи) у ее воспитанников заметно повысился, разнообразнее стали и типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. Воспитатель заметила, что и плавность изложения, которая также является критерием связности изложения текста, стала намного лучше. При рассказывании у детей Вера Владимировна зафиксировала совсем мало остановок, пауз, срывов, запинок. Главный итог работы воспитателя - все дети стали принимать участие в составлении рассказов по пейзажной картине.
Таким образом, мы пришли к выводу, что связная монологическая речь является сложной формой деятельности ребенка. Для ее полноценного овладения необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Именно в старшем дошкольном возрасте необходимо показать ребенку богатство русской лексики, научить связно излагать свои мысли, помочь почувствовать красоту родного языка. Одним из самых распространенных видов наглядности при обучении детей рассказыванию являются произведения пейзажной живописи, которые отражают реальный предмет или явление, имеют определенное словесное выражение. Опыт работы Гутенко В.В. может быть использован в качестве методических рекомендаций для воспитателей дошкольных образовательных организаций и студентов педагогических учебных заведений.