СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение реакций дождевого червя на действие различных раздражителей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологический эксперимент в школе

Просмотр содержимого документа
«Изучение реакций дождевого червя на действие различных раздражителей»

Изучение реакций дождевого червя на действие различных раздражителей

Изучение реакций дождевого червя на действие различных раздражителей

Цель опыта -изучить особенности внешнего строения дождевого червя, наблюдая за его передвижением и реакцией на раздражения.

Цель опыта -изучить особенности внешнего строения дождевого червя, наблюдая за его передвижением и реакцией на раздражения.

Оборудование: самодельный стеклянный садок; лампа мощностью 100 Вт, светонепроницаемая бумага; стиральный порошок. Объект: дождевые черви

Оборудование: самодельный стеклянный садок; лампа мощностью 100 Вт, светонепроницаемая бумага; стиральный порошок.

Объект: дождевые черви

Опыт 1 Необходимо изготовить специальный садок. Два небольших куска стекла с помощью реек и проволоки скрепляют так, чтобы получился садок с расстоянием между стенками не более 1 см. Для выяснения реакции на свет в садок насыпают перегнойной земли и помещают 5-10 дождевых червей. Червей надо класть на поверхность почвы, здоровые черви обязательно уйдут в землю, а больные останутся. Почву в садке необходимо увлажнить и поддерживать в таком состоянии на протяжении опыта. Одну часть садка закрывают светонепроницаемой бумагой и освещают мощной лампой. Через некоторое время увидим, как все черви переместятся в затененную часть садка. Этот опыт демонстрирует отрицательную реакцию червей на действие света.

Опыт 1

  • Необходимо изготовить специальный садок. Два небольших куска стекла с помощью реек и проволоки скрепляют так, чтобы получился садок с расстоянием между стенками не более 1 см.
  • Для выяснения реакции на свет в садок насыпают перегнойной земли и помещают 5-10 дождевых червей.
  • Червей надо класть на поверхность почвы, здоровые черви обязательно уйдут в землю, а больные останутся.
  • Почву в садке необходимо увлажнить и поддерживать в таком состоянии на протяжении опыта.
  • Одну часть садка закрывают светонепроницаемой бумагой и освещают мощной лампой.
  • Через некоторое время увидим, как все черви переместятся в затененную часть садка.

Этот опыт демонстрирует отрицательную реакцию червей на действие света.

Опыт 2  Реакцию червей на уменьшение влаги в почве можно наблюдать, если перестать увлажнять почву в садке и довести ее до полного иссушения. В этом случае черви соберутся вместе в один плотный клубок (в клубке легче поддерживать влажность). Смочив почву водой, понаблюдаем, как черви снова расползутся по всему садку.

Опыт 2

Реакцию червей на уменьшение влаги в почве можно наблюдать, если перестать увлажнять почву в садке и довести ее до полного иссушения.

В этом случае черви соберутся вместе в один плотный клубок (в клубке легче поддерживать влажность).

Смочив почву водой, понаблюдаем, как черви снова расползутся по всему садку.

Опыт 3 В стакане воды растворяют щепотку стирального порошка и поливают такой водой почву. Учащиеся смогут наблюдать быстрый выход дождевых червей на поверхность. Учитель объясняет учащимся результаты опыта. Поверхностно-активные вещества (ПАВ), содержащиеся в стиральном порошке, образуют тонкую непроницаемую для воздуха пленку на коже червя. Черви испытывают недостаток воздуха и покидают норки. В ходе обобщающей беседы по опыту выясняется способ дыхания дождевого червя и роль в этом процессе кожи.

Опыт 3

В стакане воды растворяют щепотку стирального порошка и поливают такой водой почву.

Учащиеся смогут наблюдать быстрый выход дождевых червей на поверхность.

Учитель объясняет учащимся результаты опыта.

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), содержащиеся в стиральном порошке, образуют тонкую непроницаемую для воздуха пленку на коже червя.

Черви испытывают недостаток воздуха и покидают норки.

В ходе обобщающей беседы по опыту выясняется способ дыхания дождевого червя и роль в этом процессе кожи.

Вывод в результате практического опыта мы выяснили, что черви реагируют на раздражение, в данном случае избегают его.

Вывод

в результате практического опыта мы выяснили, что черви реагируют на раздражение, в данном случае избегают его.