СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение современных методов педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Педагогическая диагностика позволяет педагогу целенаправленно изучать  особенности и возможности личности учащегося целью оптимального решения педагогических задач. 

Просмотр содержимого документа
«Изучение современных методов педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС»


Изучение современных методов педагогической диагностики

в соответствии с новым ФГОС


Снегирева Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Новопоселёновская СОШ»

Курского района Курской области


Педагогическая диагностика позволяет педагогу целенаправленно изучать особенности и возможности личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика выполняет две функции:

  1. Учитель получает достоверную информацию для принятия педагогических решений по воздействию на обучающегося;

  2. Служит для получения сведений о результатах этих воздействий, в случае необходимости – подсказывает пути их коррекции.

Педагогическая диагностика направлена на оценку метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;  

-поиск средств ее осуществления;  

 - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  

 - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;  

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;  

 - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 

     Педагогическую диагностику учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения:

1) в начале учебного года - предварительная (вводная)

(задачи: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы),

2) по результатам I полугодия - промежуточная

(задачи: оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы),

3) в конце года — итоговая

(задачи: выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных классов, комплексная оценка педагогической деятельности).

Педагогическая диагностика проверяет умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение в повышении качества начального образования заключается в том, что результаты педагогической диагностики позволяют учителю:

– выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

– выявить способы работы, которыми овладели ученики;

– пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

Педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, которые только определяют полноту и прочность полученных знаний и умений обучающихся, т. е. их предметную подготовку. Используя методы педагогической диагностики, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка.

Появляется возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с обучающимся в результате обучения, что невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений. Сравнение полученных результатов, регулярно проводимых диагностических работ, показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. При этом необходимо постоянно фиксировать изменения, происходящие с ребёнком в процессе обучения, как изменяется его понимание учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается.

Это даёт возможность более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. А также позволяет обучающимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями, к числу которых относятся: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие освоение ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.

Задания педагогической диагностики ставят ученика в условия переноса своих знаний в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а провести исследовательскую работу с учебным материалом. Именно это обеспечит формирование одного из универсальных учебных действий и достижение указанного в стандарте требования к метапредметным результатам: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

В качестве нового образовательного результата предлагается совокупность личностных, метапредметных основных образовательных результатов и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки педагогической диагностики результатов образовательного процесса.           Для проведения педагогической диагностики по каждому критерию предлагается выбирать одну - две методики, используя фронтальную форму работы на одном из этапов урока, или проводится педагогическое наблюдение за особенностями личностного развития обучающегося в течение 1 - 2 недель.

  Проведение педагогической диагностики и её анализ - дело трудоёмкое, но оказывает неоценимую помощь, если учитель хочет достичь результатов, определённых в новом стандарте начального обучения.

  Одним из методов педагогической диагностики является системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках накопительной системы - Портфолио обучающегося.

   Портфолио ученика:

  •   является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; ·                        

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; ·                     

  •  позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;   

  •  предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!