Изучение современных методов педагогической диагностики
в соответствии с новым ФГОС
Снегирева Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Новопоселёновская СОШ»
Курского района Курской области
Педагогическая диагностика позволяет педагогу целенаправленно изучать особенности и возможности личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.
Педагогическая диагностика выполняет две функции:
Учитель получает достоверную информацию для принятия педагогических решений по воздействию на обучающегося;
Служит для получения сведений о результатах этих воздействий, в случае необходимости – подсказывает пути их коррекции.
Педагогическая диагностика направлена на оценку метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-поиск средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Педагогическую диагностику учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения:
1) в начале учебного года - предварительная (вводная)
(задачи: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы),
2) по результатам I полугодия - промежуточная
(задачи: оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы),
3) в конце года — итоговая
(задачи: выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных классов, комплексная оценка педагогической деятельности).
Педагогическая диагностика проверяет умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение в повышении качества начального образования заключается в том, что результаты педагогической диагностики позволяют учителю:
– выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
– выявить способы работы, которыми овладели ученики;
– пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
Педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, которые только определяют полноту и прочность полученных знаний и умений обучающихся, т. е. их предметную подготовку. Используя методы педагогической диагностики, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка.
Появляется возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с обучающимся в результате обучения, что невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений. Сравнение полученных результатов, регулярно проводимых диагностических работ, показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. При этом необходимо постоянно фиксировать изменения, происходящие с ребёнком в процессе обучения, как изменяется его понимание учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается.
Это даёт возможность более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. А также позволяет обучающимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями, к числу которых относятся: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие освоение ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.
Задания педагогической диагностики ставят ученика в условия переноса своих знаний в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а провести исследовательскую работу с учебным материалом. Именно это обеспечит формирование одного из универсальных учебных действий и достижение указанного в стандарте требования к метапредметным результатам: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
В качестве нового образовательного результата предлагается совокупность личностных, метапредметных основных образовательных результатов и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки педагогической диагностики результатов образовательного процесса. Для проведения педагогической диагностики по каждому критерию предлагается выбирать одну - две методики, используя фронтальную форму работы на одном из этапов урока, или проводится педагогическое наблюдение за особенностями личностного развития обучающегося в течение 1 - 2 недель.
Проведение педагогической диагностики и её анализ - дело трудоёмкое, но оказывает неоценимую помощь, если учитель хочет достичь результатов, определённых в новом стандарте начального обучения.
Одним из методов педагогической диагностики является системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках накопительной системы - Портфолио обучающегося.
Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; ·
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; ·
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.