СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение текстов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение текстов

Просмотр содержимого документа
«Изучение текстов»

На протяжении многих лет текст является объектом изучения специалистов разных сфер знаний, а его многоаспектность является двигателем в процессе его исследования. Создание текста зачастую определяется внешними коммуникативными факторами, а его функционирование стимулируется определенными коммуникативными условиями. Помимо важности определения структуры текста, особенностей его организации, в центре внимания многих исследователей стоит вопрос типологии текстов.

Одной из самых распространённых классификаций текстов считается классификация, предложенная Г.И. Бубновой. Она классифицирует тексты, опираясь на разные формы представления текстовой информации, и отмечает следующие разновидности:

- Сплошные тексты (рассказы, стихи, сказки, научные статьи, газетные статьи и т.п.);

- Несплошные тексты (расписания, графики, каталоги, формуляры и т.п.);

- Смешанные тексты, то есть тексты с использованием элементов сплошного и несплошного форматов (комиксы, графические новеллы, презентации, журнальные статьи, содержащие иллюстрации и т.п.);

- Составные тексты (набор текстов, имеющих определённый смысл, но написанных независимо друг от друга, при этом они могут быть как одноформатными, так и разноформатными).

Особый интерес представляют смешанные, так же известные как креолизованные, тексты. Креолизованный текст – сочетание вербальных и невербальных изобразительных средств передачи информации, которое образует текст смешанного типа.

Комикс является креолизованным текстом, сочетающим в себе вербальные и невербальные компоненты, что упрощает его понимание, а также позволяет включать в сюжет комикса большой объем информации. Однако стоит отметить, что комиксы принадлежат текстам с полной креолизацией, что делает связь лингвистического и паралингвистического (иллюстрации) компонентов более прочной.

На сегодняшний день существует много определений данного жанра.

Например, А.Г.Сонин определяет комикс как специфический тип повествования, в котором текст предстаёт в виде последовательно идущих визуальных фрагментов, включающих в себя помимо рисунка определённую словесную часть, представляющую собой в основном диалоги главных героев.

С. Макклауд, один из самых известных американских исследователей и художников комиксов, считает комикс новым самостоятельным видом искусства, в котором сочетаются литературные и художественные черты.

Автор данной работы берет за основное определение комикса следующее: комикс – это смысловая последовательность смежных рисунков, с помощью которых можно в краткой наглядной форме разложить на составляющие любой процесс или явление, акцентируя за счет формы текстового материала внимание читателя на главных элементах основной идеи или объекта изучения.

Объединение текста и графического изображения предполагает одновременное восприятие двух типов информации (вербальной и невербальной), пересечение которых создает общий концепт. За объединение данных компонентов внутри комикса отвечает так называемый видеографический принцип, который воплощает в себе «пример исторически сложившейся практики зрительного воплощения того или иного типа текста».

Сочетание иконического и вербального компонентов комикса оказывает на читателя комплексное воздействие, а также влияет на его когнитивные механизмы восприятия информации, представленной в комиксе.

Это позволяет упростить и ускорить процесс познания и запоминания, а визуальная ситуация, создаваемая иконическим компонентом для понимания вербального компонента, способствует формированию устойчивых навыков и умений.

В комиксах вербальный компонент, как правило, представлен так называемыми «филактерами» - репликами главных героев, размещенными в облачках. Помимо собственно графического изображения персонажей, отдельного внимания стоят шрифт и рамка, в которую заключен комикс.

Используемый шрифт в зависимости от начертания может выражать эмоции и громкость речи говорящего (так, например, шепот обозначается курсивным начертанием). Рамки, кроме своей первичной функции разделения кадров, влияют на скорость чтения текста в зависимости от своей ширины.

Установлено, что кадры в узких рамках требуют меньшего ознакомления с содержимым, а, следовательно, быстрее переключают читателя на следующий кадр. Соответственно, для медленного повествования следует использовать более широкие рамки.

Еще одной характерной чертой комикса как креолизованного текста является экспрессивность, выражающаяся не только через цвет, но и через экспрессивность персонажей. Яркость и лаконичность позволяют погрузить читателя в эмоциональный контекст и создать оптимальные условия для понимания текста.

М.М. Муртазаева считает, что только те материалы учебного процесса, которые способствуют организации эффективного обучения иностранному языку и, как результат, эффективному овладению им обучающимися, достойны называться средствами обучения.

По результатам исследований многих специалистов в области психологии и педагогики, комиксы становятся более эффективным средством обучения, чем учебники. Следовательно, можно констатировать тот факт, что комикс является эффективным средством обучения, а значит, стоит рассмотрения его педагогический потенциал, который позволит получить новый образовательный инструмент, обладающий новыми свойствами и воздействием на обучаемого. Помимо этого, многие исследователи обращают внимание не только на образовательный потенциал комиксов, но и на их способствование обучению диалогической речи и связному построению текста. По мнению И.И. Лисович, применение комиксов в методике преподавания способствует развитию творческого воображения, визуального и диалогического мышления учащихся, а также расширению их интеллектуального кругозора.

Учитывая специфические черты комиксов, мы вправе прийти к заключению, что размещение вербальной информации в рамках панели комиксов заставляет учащегося более внимательно относиться к данному компоненту, а эмоциональная и эстетическая насыщенность данного типа текстов повышает мотивацию и активизирует мыслительные процессы, что делает целесообразным применение комиксов в образовательном процессе. Однако мы не можем говорить о полном замещении исключительно вербальных материалов креолизованными текстами. Комикс является вспомогательным средством, использование которого нацелено на расширение инструментария, как учителя, так и ученика.