Министерство образования и науки республики Дагестан
МБОУ «Тукитинская СОШ» Хасавюртовский район село Тукита
Методическая разработка по биологии
На тему:
«Изучение транспорта веществ в животном организме с использованием кейс-технологий»
Подготовила:
Алибулатова Шахрузат Якубовна
Учитель химии и биологии
МБОУ «Тукитинская СОШ»
Тукита-2020
Аннотация
Данный материал поможет начинающему учителю биологии, который работает с использованием УМК «Живой организм» Н.И. Сонина, В.И. Сониной (линейный курс).
Введение
Одним из планируемых результатов курса биологии является то, что учащийся должен научится давать научное объяснение биологическим процессам и их роли в жизни организмов; описывать биологические процессы и явления, овладеть приемами оказания первой помощи. Ученик должен получить возможность воспринимать информацию биологического содержания, анализировать её.
Актуальность выбранной темы в том, что изучая эту тему можно заложить основы оказания первой помощи при повреждении кровеносных сосудов, бережного отношения к своему здоровью. Использование кластер-метода позволяет развивать системное мышление, учит детей систематизировать, высказывать свое мнение, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций.
Системно- деятельностный и исследовательский подходы обеспечивают:
Формирование у ребенка готовность к саморазвитию;
Активную учебно-познавательную деятельность ребенка;
В результате такого подхода ученик не получает информацию в готовом виде. Он сам осуществляет поиск, систематизацию и анализ информации.
Использование системно-деятельностного подхода для достижения планируемых результатов курса биологии позволяет вовлечь учащихся в осознанную учебную деятельность.
Эта тема наиболее подходить для развития познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, потому что дети сами осуществляют поиск и осмысление информации и делают соответствующие выводы. Сравнивают транспорт веществ в растениях и животных, и делают соответствующие выводы.
Рассматривая тему «Транспорт веществ в животном организме» у детей формируются понятия о строении сердца, крови, движении крови по сосудам. О важности транспорта веществ в живых организмах.
Цель занятия:
Организация деятельности по восприятию и осмыслению транспорта веществ в животном организме.
Задачи:
Образовательные: формирование теоретических знаний по теме;
Освоение знаний по кровеносной системе, формирование умений сравнивать и анализировать кровеносные сосуды;
Познакомить с разновидностями кровеносных систем, составом крови и функциями кровяных клеток;
Развивающие: Способствовать развитию познавательных навыков и коммуникативных способностей;
Воспитательные:
Содействовать осознанию того, что жизнь в любом её проявлении ценна;
Педагогические технологии:
-метод кластера;
-Системно-деятельностный подход;
-Кейсовая технология;
-Информационно-коммуникационные технологии;
Оборудование и материалы:
Карточки с кейс-заданиями;
Презентация;
Проектор мультимедийный;
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент
Посадка детей, приветствие. Для проверки домашнего задания проводим фронтальный опрос и одновременно на доске составляем кластер, в дальнейшем, при изучении новой темы дополняем главными понятиями транспорта веществ у животных:
А) Как осуществляется транспорт веществ у одноклеточных организмов и в клетках многоклеточного организма? (движением цитоплазмы)
Б) По каким тканям происходит транспорт веществ у растений? (по проводящим)
В) какие разновидности проводящей ткани различают? (луб и древесина)
Г) По лубу передвигаются …(органические вещества)
Д) они образуются в результате процесса…(фотосинтеза)
Г) По древесине перемещаются …(Вода и минеральные соли)
Ж) Важное значение для этого имеет…(корневое давление и испарение воды листьями)
З) Каково значение минеральных солей для растений?
Проверяем правильность оформления интеллект-карты к теме: «Транспорт веществ в растительном организме».
Мотивация и целепологание:
Как Вы думаете, транспорт веществ важное свойство? Почему? А у всех живых организмов он протекает?
Какая система может транспортировать питательные вещества в животном организме? (заносим в кластер «кровеносная система»)
Целью нашего сегодняшнего урока является изучение транспорта веществ в животном организме.
Давайте вместе составим план урока: (составляем на доске)
транспорт веществ в животных организмах;
система, которая обеспечивает транспорт веществ у животных;
строение и состав этой системы;
сравнение транспорта веществ в растениях и животных;
Усвоение новых знаний:
Обратитесь к материалу учебника и прочтите его (стр 66-первый абзац, 5 минут).
Заполняем таблицу «Состав крови»:
Название клеток | Выполняемая функция |
| Бесцветная жидкость крови |
| Содержат гемоглобин |
| Транспортируют кислород |
| Выполняют защитную функцию |
| Участвуют в свертывании крови |
Разбор кейс-задания:
На уроке биологии учитель сказал детям что кровь выполняет дыхательную функцию. Как же так, подумал Дима. «Я дышу легкими!» Определите кто из них прав. Ответ поясните.
(Заполняем кластер новыми словами: кровь, эритроциты-гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты)
Прочитайте материал учебника на странице 67. (4-5 минут)и заполните таблицу «Строение сердца у позвоночных»
животное | Строение сердца |
жаба | |
карась | |
тигр | |
гадюка | |
человек | |
Кейс-задание: У позвоночных животных кровеносная система одного плана. Состоит из сердца и сосудов. Сосуды: артерии, вены, капилляры. Сердце: 2,3,4 камерное. У птиц и млекопитающих, у которых 4 камерное сердце, самый высокий уровень обмена веществ.
Ваша задача: выявить взаимосвязь между обменом веществ и строением кровеносной системы.
(Заносим в кластер: сердце и его камеры. Артерии, вены, капилляры)
Разбор кейс- заданий:
Не обращая внимание на замечания бабушки что нож очень острый, Дима продолжал точить карандаш ножом. Вдруг Дима почувствовал сильную боль в пальце, и теплая кровь потекла из раны. Он сжал палец и испуганно посмотрел на бабушку. А бабушка схватилась за голову и быстро кинулась к аптечке. Она обработала рану и наложила стерильную повязку. При этом она все время причитала: это же опасно, вдруг серьезный сосуд повредился. Нужно немедленно остановить кровь. Дима перепугался: «почему это опасно? Какой такой серьезный сосуд? И что такое вообще кровь?»
Ваша задача помочь Диме ответить на вопросы. (Делаем при разборе задания акцент на функциях кровеносных сосудов. Разбираем механизмы остановки кровотечения в зависимости от поврежденного сосуда)
Контрольный этап:
Совместно с детьми завершаем кластер по теме «Транспорт веществ в организме».
Рефлексия: Понравился урок? Остались вопросы? К следующему уроку составить кейс-технологию по данной теме.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По учебнику страницы 66-68, подготовить ителлект-карту к изученной теме. Итог урока: Мы изучили транспорт веществ в организме животных. Цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты.
Литература:
Учебник «Биология 6 класс». Н.И.Сонин, В.И.Сонина. «Дрофа» 2016 год
https://studopedia.ru/19_63476_pedagogicheskie-podhodi-metodi-tehnologii-organizatsii-uchebnogo-protsessa.html