СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение ценностных ориентаций личности по методики В.А. Ядова, Р. Рокича

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение ценностных ориентаций личности по методики В.А. Ядова, Р. Рокича»

Адаптированный вариант методики М. Рокича для исследования ценностных

ориентаций школьников

(составлен Е. Хмелевым; Обсуждаем проблемы воспитания /под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. С. 37-39)

Инструкция. Перед Вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей жизнедеятельности. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список, сделать следующее:

а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры:

1 – самое главное в моей жизни;

2 – чуть менее, чем главная ценность;

3 – чуть менее, чем вторая ценность.

б) выбрать две ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив них поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;

в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.

Место

Список ценностей (ценности-цели)


1. Активная, деятельная жизнь


2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемый жизненным опытом)


3. Здоровье (физическое и психическое)


4. Интересная работа


5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)


6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)


7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)


8. Хорошие, верные друзья


9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе


10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)


11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)


12. Равенство (братство, равные возможности для всех)


13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках


14. Свобода как независимость в поступках и действиях


15. Счастливая семейная жизнь


16. Творчество (возможность творческой деятельности)


17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)


18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

Обработка результатов. При обработке полученных данных используется качественное сравнение и количественный анализ, в котором учитываются две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1,2,3 местах в индивидуальных анкетах, и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека.

Данные отдельных бланков сводятся в таблицу:

уч-ся

Номер ценности-цели (по списку)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

1

2

п


Сумма

1,2,3-го

мест


Сумма

17, 18-го

мест


Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивается к 100%. По количеству выборов, сделанных учащимися, находится процент каждой ценности-цели по формуле: Цi (%)=(Ri /3п) Х 100 %, где Цi (%) – процентное содержание выборов i-той ценности; Ri – суммарное количество выборов i-той ценности; п – объем выборки (количество учащихся), 3 - коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.