Просмотр содержимого документа
«Изучение ценностных ориентаций личности по методики В.А. Ядова, Р. Рокича»
Адаптированный вариант методики М. Рокича для исследования ценностных
ориентаций школьников
(составлен Е. Хмелевым; Обсуждаем проблемы воспитания /под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. С. 37-39)
Инструкция. Перед Вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей жизнедеятельности. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список, сделать следующее:
а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры:
1 – самое главное в моей жизни;
2 – чуть менее, чем главная ценность;
3 – чуть менее, чем вторая ценность.
б) выбрать две ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив них поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;
в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.
Место | Список ценностей (ценности-цели) |
| 1. Активная, деятельная жизнь |
| 2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемый жизненным опытом) |
| 3. Здоровье (физическое и психическое) |
| 4. Интересная работа |
| 5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) |
| 6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
| 7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
| 8. Хорошие, верные друзья |
| 9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе |
| 10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников) |
| 11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
| 12. Равенство (братство, равные возможности для всех) |
| 13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках |
| 14. Свобода как независимость в поступках и действиях |
| 15. Счастливая семейная жизнь |
| 16. Творчество (возможность творческой деятельности) |
| 17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
| 18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) |
Обработка результатов. При обработке полученных данных используется качественное сравнение и количественный анализ, в котором учитываются две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1,2,3 местах в индивидуальных анкетах, и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека.
Данные отдельных бланков сводятся в таблицу:
№ уч-ся | Номер ценности-цели (по списку) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
1 2 … п | |
Сумма 1,2,3-го мест | |
Сумма 17, 18-го мест | |
Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивается к 100%. По количеству выборов, сделанных учащимися, находится процент каждой ценности-цели по формуле: Цi (%)=(Ri /3п) Х 100 %, где Цi (%) – процентное содержание выборов i-той ценности; Ri – суммарное количество выборов i-той ценности; п – объем выборки (количество учащихся), 3 - коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.
Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.