СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курсовая работа по методике обучения литературы. В данной работе представлены методические аспекты изучения творчества Н.В. Гоголя, цикл уроков по произведению "Вечера на хуторе близ Диканьки", а также обособленный урок по рассказу "Ночь перед рождеством".
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет филологический
Кафедра литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика обучения литературе»
на тему: ИЗУЧЕНИЕ ЦИКЛА ПОВЕСТЕЙ Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
обучающейся 4 курса
очной формы обучения
направления подготовки
45.03.05 Педагогическое образование
направленности (профиля)
Преподавание русского языка и литературы
Романюк Любови Сергеевны
Руководитель:
Доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры литературы
Ачкасова Галина Леонтьевна
Оценка______________________
Дата________________________
Подпись_____________________
Курск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения цикла Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в условиях современного образования…………..6
1.1. Об особенностях изучения творчества Н.В. Гоголя в школе…………6
1.2. Литературная концепция (критика, биография, история)…………….10
Выводы к 1 главе……………………………………………………………..17
Глава 2. Методическая модель изучения цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» на основе культурологического подхода………..18
2.1. Анализ УМК……………………………………………………………..18
2.2. Методика изучения «Вечеров…» (цикл уроков)……………………...23
Выводы ко 2 главе……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя…
И.Ф.Анненский
Николай Васильевич Гоголь – один из величайших и выдающихся писателей Золотого века русской литературы. Каждый читатель находит у Гоголя что-то особенное, интересное для себя. Круг его тем неограничен: вторжение в человеческую жизнь демонического начала и борьба с ним («Вечера на хуторе близ Диканьки»), разрыв между «мечтой» и «действительностью» («Миргород», «Ревизор»), нравственная проблематика («Мертвые души»), историческая тема («Тарас Бульба») и, конечно, тема России, которой пронизано каждое произведение Гоголя.
Именно в творчество Николая Васильевича позволяет нам встретиться с частыми обращениями к мистическим мотивам. В данной курсовой работе мы представим свою методику преподавания мистических произведений писателя на примере цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и каждый писатель, переосмысливающий в ходе творческой работы первоначальный материал, взятый за основу, Гоголь не просто переносит на бумагу народные сказания (хотя и сам писатель утверждал, что не изменял малороссийского предания), но создает на их основе новое художественное произведение.
Актуальность исследования заключается в том, что мистические мотивы имеют широкое распространение в русской классической, а также современной литературе. Будучи гораздо древнее письменного слова, мотивы эти уходят своими корнями в фольклорные и мифологические системы славянских и других народов. Анализируя популярные социальные сети (ВКонтакте, Инстаграмм, ТикТок), мы пришли к выводу о том, что эта темя достаточно интересна школьникам. Тема колдовства, магии, мистических существ находит воплощение в их публикациях, видео и т.д. В школе, по моему мнению, данную тему могут предоставить только два учебных предмета: «Литература» и «Мировая художественная культура (МХК)». Как было сказано ранее, самым ярким представитель мистицизма в нашей дисциплине является Николай Васильевич Гоголь, именно на это мы опирались при выборе темы исследования.
В первую очередь мы опирались на биографию писателя, с чем именно связана тема мистицизма у Гоголя. Наиболее полно это представлено в книге ВоронскогоА.К. «Жизнь замечательных людей: Гоголь». Здесь мы и нашли корни магического начала творчества великого писателя. Так как наша работа методическая, мы опирались и на учебник «Методика преподавания литературы» Богдановой О.Ю., Маранцман В.Г., помимо этого нами будут разобраны учебные программы, согласно ФГОС.
Предмет – процесс изучения творчества Н.В. Гоголя в школе.
Объект выявление возможности формирования эстетического восприятия в изучении цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Цель: разобрать методическую модель изучения цикла рассказов Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
познакомиться с теоретическим материалом по теме;
изучить методику преподавания эпических произведений;
описать методику изучения повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»:
проанализировать УМК по литературе с позиций заявленной темы.
Элементом новизны в работе является систематизация материала по изучению цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» в рамках культурологического подхода.
Практическая значимость заключена в возможности использования материалов работы в практической деятельности учителя.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цели, задачи, методы исследования, элемент научной новизны и практической значимости работы.
В первой главе «Теоретические основы изучения цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в условиях современного образования» рассматриваются важнейшие вопросы изучения Н.В. Гоголя в школе, анализируется его биография. В результате анализа мы находим основные черты раннего творчества, обращение к мистицизму, рассматривается система методов и приемов включения биографии писателя в контекст урока.
Во второй главе – «Методическая модель изучения цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» на основе культурологического подхода» речь идет о путях практического решения заявленной проблемы, наше представление изучения произведения на уроках литературы.
В Заключении сделаны выводы, в Библиографии представлен список литературы, к которому мы обращались при написании курсовой работы.
Аннотация. Курсовая работа посвящена изучению цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Дикиньки» в школе в рамках культурологического подхода, т.е. с использованием искусства кино, живописи, театра и т.д.
Глава 1. Теоретические основы изучения цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в условиях современного образования
В данной главе мы рассмотрим биографию Н.В. Гоголя, его место в отечественной литературе, а также место цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки в контексте всего творчества писателя.
Помимо этого мы затронем тему изучения Гоголя в школе на уроках литературы, вспомним произведения, которые изучаются.
1.1. Об особенностях изучения творчества Н.В. Гоголя в школе
Первая половина XIX века в России ассоциируется со многими великими поэтами и писателями (А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, А.С. Грибоедовым и другими), именно поэтому данную литературную эпоху называют Золотым веком. Однако в русской литературе принято считать, что с 40-х годов XIX века начинается «гоголевский» период русской литературы. Это формулировка Н. Г. Чернышевского, который приписывает Гоголю заслугу прочного введения в русскую изящную литературу сатирического - или, как справедливее будет назвать его, критического направления.
Очень высоко ценил Гоголя С.А. Есенин. Великий поэт выражал свое восхищение словами: «С течением времени всё больше и больше моим любимым писателем становится Гоголь. Изумительный, несравненный писатель. Думаю, что до сих пор его ещё недостаточно оценили» [Розанов, 1990: 451].
Творчество Н.В. Гоголя по учебной программе В.Я. Коровиной изучается в 5-10 классах, за исключением шестого. «В итоге у обучающихся должны сложиться представления об идиостиле писателя, особенностях его формирования, тем более что начинают они с изучения так называемых фантастических повестей из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», где сочетаются предания, фольклорные элементы, комическое и лирическое, реальное и фантастическое, а заканчивают знакомство с писателем изучением «Петербургских повестей» - «Нос» и «Портрет», где уже стилистика совсем иная» [Зыряева, 2012: 75]. Таким образом, согласно данной программе, Изучение творчества Гоголя начинается именно с цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Исследованию творчества Гоголя посвящены многие литературоведческие труды, накоплен значительный методический опыт, разнообразный по трактовкам и способам осмысления материала. Хочется отметить, что школьники, находясь в поисках главного смысла, «целостности», сталкиваются с одним мотивом таинственности, пронизывающим все тексты писателя, особенно это ощущается в цикле «Вечера..». «Эстетическая, поэтическая сложность художественного мира писателя XIX века создает при чтении содержательные и стилистические барьеры, без преодоления которых невозможно постичь «парадоксы» творчества Н.В. Гоголя, полный противоречий и очарования внутренний мир» [Ляпина, 1999].Стилистическая неуравновешенность, метафоричность гоголевского письма в первую очередь настораживают учащихся, забавляют, а иногда вызывают чувство неприятия.
Целью изучения биографии писателя в школе является освещение лучшего в каждом писателе через его произведения, отзывы о нем, документы и письма. В среднем школьном звене мы представляем лишь основные сведения жизни и творчества писателя, которые помогут лучше понять произведение. Например, изучение повести «Тарас Бульба» связано с Украиной, из биографии Гоголя мы узнаем, что он сам связан с этой страной. Не следует забывать и о нравственном и эстетическом воздействии на психику школьников определенного возраста тех биографических сведений, которые будут представлены о писателе. Жизнь Гоголя необычна, специфичны его взгляды, убеждения. Нужно тщательно отбирать материал, статьи, учебные пособия и книги о жизни и творчестве Гоголя. Необходимо с осторожностью преподносить информацию о писателе. Большинство учащихся 5-6, а иногда и 7 классов, как подчеркивают нам психологи, это «наивные реалисты», которые очень активно «переживают через себя» все увиденное, услышанное и прочитанное[Богданова, Маранцман, 1994: 91]. Образное мышление учащихся этого периода позволяет им изображать в своем подсознании яркие картины всего того, о чем идет речь на уроке. Готова ли психика наших школьников к такой информации как легенды о смерти Н.В. Гоголя, о мистике, связанной с ней и т.д. Этот вопрос находится без ответа.
Что касается того перечня произведений Н.В. Гоголя по федеральному стандарту, который изучается в школе, то в процессе многолетней практики в программах разных лет для школ разных типов фигурируют такие произведения, как «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель». Обратим внимание, что повесть «Тарас Бульба» и поэму «Мертвые души» уже можно считать постоянными произведениями школьных программ. Но мы обратим внимание на мистические произведения Н.В. Гоголя, а именно цикл рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», который изучается в 5 классе, т.е. второй год изучения предмета.
В начале своего творческого пути Гоголь – мистик. Тема мистицизма занимает чуть ли не главное место в его творчестве. Рассказы полны мотивов из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил Белинский, возникает особый мир «поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль».
Повести Гоголя раскрывают обучающимся новые возможности ощутить эпоху данного исторического периода. Романтическому миру Гоголя присуща двойственность, т.к. в тревожных интонациях повествования печальные ноты дают напомнить о кратковременности человеческого счастья. «Вечера на хуторе близ Диканьки» – жизнерадостная книга. Она пронизана позитивными эмоциями: ночи – «божественны и очаровательны», дни – «роскошны» [Гоголь, 2015: 9].
Фантастическое у Гоголя выражается по средствам представления народа, его веры в сверхъестественные существа. Автор рисует перед нами Украину во всем ее национальном своеобразии, утверждает позитивное, радостное восприятие окружающего мира. Рядом со словом фольклорным соседствует слово литературное.
Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» является первым сборником рассказов Н.В. Гоголя. Всего в цикл входит восемь рассказов: в первую часть – «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»; во вторую – «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
Сам Гоголь писал в предисловии к первой части: «Да, вот было и позабыл самое главное: как будете, господа, ехать ко мне, то прямехонько берите путь по столбовой дороге на Диканьку. Я нарочно и выставил ее на первом листке, чтобы скорее добрались до нашего хутора. Про Диканьку же, думаю, вы наслышались вдоволь» [Гоголь, 2015: 6]. Писатель предлагает читателю перенестись в это замечательное место, пройти вместе с героями их путь со всеми препятствиями.
В образовании важных человеческих качеств школьника творчество Н.В. Гоголя играет роль исключительную. Начала в детях проистекают из многих источников, но лучше всего закрепляются и определяются в строй души благодаря Гоголю. Идеи, герои, конфликты выдающихся творений писателя волнуютсовременных читателей так же, как волновали своих современников. Ведущий при прочтении творчества Гоголя принцип –историзм, который позволяет объективно оценить произведение, рассмотреть его в рамках эпохи, перенести юного читателя в прошлое, чтобы он одновременно увидел в произведении непреходящее, то, что сохраняет значение для наших дней [Кузьмина, 2012].
Гоголь писал: «Я, помнится, обещал вам, что в этой книжке будет и моя сказка. И точно, хотел было это сделать, но увидел, что для сказки моей нужно, по крайней мере, три таких книжки. Думал было особо напечатать ее, но передумал. Ведь я знаю вас: станете смеяться над стариком. Нет, не хочу! Прощайте! Долго, а может быть совсем, не увидимся. Да что? ведь вам все равно, хоть бы и не было совсем меня на свете. Пройдет год, другой — и из вас никто после не вспомнит и не пожалеет о старом пасичнике Рудом Паньке» [Гоголь, 2015: 82]. Писатель ошибался, прошло почти 200 лет, но мы до сих пор читаем и восхищаемся его творчеством. Несомненно, вклад Гоголя в мировую литературу будет заметен еще не одну сотню лет, а поможет ему в этом именно школа.
1.2. Литературная концепция (критика, биография, история)
Важные вехи биографии Н.В. Гоголя будут взяты из книги ВоронскогоА.К. «Жизнь замечательных людей: Гоголь» [Вронский, 2012].
Свое детство великий писатель провел в родном гнезде Васильевке-Яновщине, Полтавской губернии. Васильевка, крепостное поместье средней руки, была окружена невероятно прекрасными украинскими степями, богатыми сочными, острыми травами, пышными цветами, дичью, зверьем. Некогда по этим степям вместе со свободными ветрами, с грозовыми тучами гуляла буйная казацкая вольница, гремевшая набегами, грабежами, разбоем, песнями. Территорию эту давно подчинили себе русские цари, разделив Украину между панами.
Мать Гоголя, Мария Ивановна, урожденная дворянка Косяровская, вышла за Василия Афанасьевича в четырнадцать лет, отец писателя был старше ее почти вдвое. Про свою семейную жизнь она писала:
«Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам. Сначала меня беспокоила болезнь мужа. До женитьбы у него два года была лихорадка. Потом он был здоров, но мнителен…»[Вронский, 2012].
Николай Васильевич Гоголь родился в марте 1809 года. Точной даты его рождения нет, сам писатель праздновал его 19 марта. До него Мария Ивановна имела двух детей, но они родились мертвыми. Появился на свет Гоголь в Сорочинцах, куда Мария Ивановна отправилась в ожидании родов. Николай рос хилым, болезненным, впечатлительным ребенком. Его мучили страхи; уже тогда он узнал угрызения совести.
С самого детства Гоголь чувствовал что-то неладное, мистическое, это мы узнаем из его воспоминаний. «Стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность» [Вронский, 2012]. Тишину нарушала кошка. Мяукая, она с осторожностью пыталась прокрасться к Гоголю. Ее когти постукивали о половицы, глаза искрились злым зеленым светом. Ребенок сначала прятался от кошки, потом схватил ее, бросил в пруд и стал ее топить, а когда кошка утонула, ему показалось, что он утопил человека, он горько плакал, признался в проступке отцу. Василий Афанасьевич высек сына. Только тогда маленький Гоголь смог успокоиться.
Эта кошка встретится потом в «Майской ночи», в ее образе мачеха будет подкрадываться к падчерице с горящей шерстью, с железными когтями, стучащими по полу. Это воспоминание прекрасно передает детские страхи Гоголя.
Пугающая предрасположенность к страхам укреплялась благодаря рассказам старших о том, что «боженька накажет» [Вронский, 2012], об аде и мучениях грешников, о дьяволе и нечистой силе. Именно эти мотивы станут основой для начального этапа становления Гоголя как писателя. Детскую религиозность, ожидание вечных мук Николай Васильевич перенесет через всю свою жизнь и увековечит в своих произведениях.
Читать и писать будущее светило русской литературы научилось рано. Начальным обучением занимался отец. Он сам задавал сыновьям, старшему Николаю и младшему Ивану, сочинения на разные сельские темы. Мальчиком Гоголь принимал участие в театральных постановках отца и помогал ему. Для подготовки в школу был нанят семинарист. В 1818 году поступил в полтавскую гимназию.
Учился он вяло, любил проказничать. В гимназию он поступил вместе с братом, но тот умер, это повлияло на Николая Васильевича, поэтому ему пришлось бросить. В мае 1821 года Гоголя удалось поместить в Нежинский лицей своекоштным воспитанником. Хилый, болезненный, золотушный, с глазами, обрамленными красными кругами, в пятнах, причем у него текло из ушей, — так он выглядел в те годы.
В отрочестве и юности Гоголь большой любитель сладкого. Некоторые его современники вспоминают, что писатель всегда носил в кармане что-нибудь сладкое.
Гоголь был очень скрытным человеком, одиноким. Его часто сравнивали с могилой, т.к. он постоянно молчал. Гоголь искал развлечений по душе: то он намеревался учится на скрипке и на фортепиано, то начинал танцевать, заниматься рисованием и просил мать прислать рамы и полотна. Еще в Васильевке Гоголь интересовался театром, а в последних классах лицея увлечение театром сделалось еще более сильным. Другим занятием, чтобы уйти от мира суматох, была литература и художественное слово, которые впоследствии сделают из него величайшего писателя России.
Еще в подростковом возрасте Гоголь зачитывается книгами Эдипа, за тем его привлекает творчество набирающего в то время популярность Пушкина, а именно «Цыгане», главы романа «Евгений Онегин», «Полтава» и другие.
В «Авторской исповеди» Гоголь сообщает о своих первых опытах: «Первые мои опыты, первые упражнения в сочинениях, к которым я получил навык в последнее время пребывания моего в школе, были почти все в лирическом и серьезном роде. Ни я сам, ни сотоварищи мои, упражнявшиеся также вместе со мной в сочинениях не думали, что мне придется быть писателем комическим и сатирическим, хотя, несмотря на мой меланхолический от природы характер, на меня часто находила охота пошутить и даже надоедать другим моими шутками…»[Вронский, 2012].
В июне 1828 года Гоголь окончил лицей с правами на чин четырнадцатого класса. Осенью он уезжает в Петербург.
В это время Гоголь писал: «На меня напала хандра или другое подобное, и я уже около недели сижу, поджавши руки и ничего не делаю. Не от неудач ли это, которые меня совершенно оравноддушили ко всему (1929 год, 3 января)» [Вронский, 2012]. Жизнь была полна разочарований. Нужда преследовала литератора.
В августе 1829 года Гоголь неожиданно уезжает за границу в Любек при странных обстоятельствах, это будоражило умы современников, ведь должных причин у него не было. Гоголь писал об этом, что пытался сбежать от самого себя. Его везде преследовали неудачи, нужда в деньгах, разочарование, все свои первые произведения он безжалостно сжигает.
В апреле 1830 года Гоголь устраивается на службу в департамент уделов, где скоро прослыл нерадивым чиновником, хотя сам он сообщал, что служба у него идет хорошо, но жил он убого, такая обстановка окружала его.
В «Отечественных записках» 1830 года в февральской книжке появляется его рассказ «Басаврюк, или вечер накануне Ивана Купала» без имени автора, настолько переделанный издателем Свиньиным, что позже Гоголь в предисловии к «Вечерам» написал о барышниках, которые выманывают рукописи и печатают затем такое, что рассказчики совсем не узнают в напечатанном своих рассказов. С этого небольшого рассказа начинается работа над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В это время сбывается давняя мечта Николая Васильевича, он знакомится с А.С. Пушкиным. «Вечера на хуторе близ Диканьки», как издание пасечника Рудого Панько, получают цензурное разрешение и печатаются. Гоголь с гордостью пишет матери: «Письма адресуйте ко мне на имя Пушкина, в Царское село» [Вронский, 2012].
Сентябрь 1831 года ознаменован выходом из печати первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Гоголь доволен, его книга нравится всем, включая и императора.
Пушкин писал: «Сейчас прочел „Вечера на хуторе близ Диканьки“. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Вот это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился (Письмо к Воейкову, 1831 год)» [Вронский, 2012].
Этот цикл не прозаическое произведение – поэтическое. С первых страниц узнается любовь Гоголя к музыкальности, песенности, высокая впечатлительность его натуры.
Мир маэстро живописен, молод, в нем изображено буйство чувств и эмоций. Все сверкает – река обнимает серебряную грудь, на которую роскошно падают зеленые кудри дерев. Блестят лилейные плечи, пестрят яркие ленты, звенят бусы, зовут розовые губы, обольщают здоровые девушки и юноши, все напоено молодым сладострастием, движется, несется в беспечном, удалом плясе, в песнях. Немного грубовато, олеографично, но ярко и сильно.
Писатель рисует перед нами чудесный сказочный мир колдунов, ведьм, мертвецов и чертей. Вспомнить только сказочность рассказа «Ночь перед Рождеством». Кого мы там видим? Корыстную дивчину Оксану, которой нужно богатство, а не любовь от парубка Вакулы. А также проделки ведьмы Солохи черта. Ведь это и есть настоящая сказка!
В богатствах и деньгах у Гоголя угадывается что-то близкое к чертовщине и бесам, которых олицетворяют Пацюк, Шпонька и другие. Фантастическое у Гоголя вовсе не внешний прием. Удалив черта, колдуна, ведьм, мерзостные свиные рыла, повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу. Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей, — вот в чем этот смысл.
В «Вечерах» Гоголь не стремится обвинить человека во всех его грехах и проделках, он это делает под действием посторонних сил. Мир у Гоголя еще светел, прозрачен; но внутри его, точно в ведьме-утопленнице, что-то чернеет.
Творчество Гоголя, как и вся его жизнь, овеяно загадками и тайнами. Слабый по состоянию здоровья мальчик смог стать великим человеком XIXвека.
В конце своей жизни он начал жаловаться на припадки тоски. В январе 1852 года умерла давняя знакомая Гоголя, Екатерина Хомякова. Писатель перестал есть, признался духовнику, что его «охватил страх смерти» [Вронский, 2012], и прекратил писать. В ночь с 11 на 12 февраля этого же года писатель сжег все свои рукописи, включая почти восстановленную версию «Мертвых душ». Последние дни он не выезжал из дома. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Его похоронили на Даниловском кладбище в Москве. В 1931 году могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище.
Смерть Гоголя – загадка. Существует версия, что писатель впал в летаргический сон, т.е. его похоронили заживо.
Известно, что тело Гоголя было обнаружено в неестественном положении: голова лежала не ровно, а была наклонена вбок, обивка же гроба оказалась изодранной, словно ее разрывали когтями. Эти слухи и создали устоявшуюся теорию об ужасной смерти классика, очнувшегося в гробу от летаргического сна и погибшего в попытках оттуда выбраться.
Сам писатель страдал от сомнамбулических состояний и часто на несколько дней впадал в кому. Писатель сильно боялся быть похороненным заживо, поэтому в своем завещании писал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться...» [Гоголь, 1847].
Творчество Гоголя интересовало выдающегося русского критика Г.В. Белинского. Он писал: «Отличительный характер повестей г. Гоголя составляют — простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния» [Панаев, 1988].По мнению великого критика, Гоголь изображал в своих произведениях реальную жизнь народа. Герои Николая Васильевича переносят на себе весь трагизм историй. Они смешны, в некоторой степени страшны, но отличаются тем, что порождены уродливостью действительности. Поэтому Гоголь и считается мастером русской сатиры.
«Комическое у Гоголя определяется «горькими опытами жизни или вследствие грустного взгляда на жизнь; оно смешно, но в этом смехе много горечи и горести». Для Белинского Гоголь — реалист, и в этом разгадка его комического дарования» [ЛитМир].
Выводы к 1 главе
Николай Васильевич Гоголь – один из величайших метров отечественной литературы XIX столетия. Слабый с детства мальчик смог обрести мировую популярность и признание благодаря своему писательскому таланту. Вопреки неудачам и разочарованиям, Николай Васильевич смог внести огромный вклад в развитие нашей литературы.
Многие его произведения вошли в школьную программу, и по сей день изучаются и интересуют обучающихся основной школы. Мистицизм Гоголя завораживает читателя любого возраста, именно поэтому знакомство с этим легендарным человеком начинается с цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Глава 2. Методическая модель изучения цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» на основе культурологического подхода
В данной главе мы будем анализировать рабочие программы по литературе под редакцией Коровиной В.Я., Коровина В.П.; Абелюк Е. С., Павловой М. А., Смирновой О. В., Шапиро Н. А.; Ланиной Б.А.; Чертовой В.Ф.; Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. Из анализа можно узнать, что творчество Николая Васильевича Гоголя изучается во всех классах, а именно цикл рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» – в 5 классе. По программе Коровиной В.Я. обучающиеся проходят рассказ «Заколдованное место» обязательно, а «Ночь перед Рождеством» на внеклассном занятии. По всем оставшимся программам изучается только «Ночь перед Рождеством».
2.1. Анализ УМК
Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — совокупность учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых для дисциплины. УМК включает полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины.
В данном параграфе мы будем рассматривать учебные программы по литературе для 5-классов. Всего их будет 5, из них 4 мы взяли из федерального стандарта: Коровиной В.Я., Коровина В.П.; Ланиной Б.А.; Чертовой В.Ф.; Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. Также для анализа мы будем использовать еще одну программу под редакцией Абелюк Е. С., Павловой М. А., Смирновой О. В., Шапиро Н. А.
Как было сказано в главе первой, необходимый нам цикл изучается в 5 классе, поэтому и мы бы рассматривать творчество Н.В. Гоголя только для этого класса.
«Н.В. Гоголь. Сведения о жизни и творчестве писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Смысл названия повести. Изображение народного быта и нравов. Мотивы народных сказок и поверий в повести. Образ кузнеца Вакулы как воплощение народного таланта и удали. Сочетание реального и фантастического в повести. Народный юмор, комизм положений и характеров. Авторские сравнения и речевая характеристика героев» [Приложение 1].
Федеральный стандарт предлагает нам изучение рассказа «Ночь перед Рождеством» в контексте эпохи. Мы изучаем не только литературное произведение, но и быт, и нравы того времени. Например:
«Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади»
(«Ночь перед Рождеством») [Гоголь, 2015: 97].
Помимо описания колядования, в рассказе встречаются реальные исторические личности, а именно императрица Екатерина Вторая и ее фаворит Потемкин. Эти исторические реалии свидетельствуют о том, что Гоголя писал об Екатерининской эпохе, т.е. XVIII веке.
В рассказе Гоголя узнается Гофмановскоедвоемирие: реальный мир, в котором живет Вакула, Оксана, Чуб, Екатерина, Потемкин и другие герои и мир фантастический, который наполнен ирреальными существами такими, как ведьма Солоха, черт и знахарь Пацюк. Но, в отличии от Гофмана, Гоголь ставит реальный мир выше фантастического, ведь магическое происходит на фоне реального места и времени: реальное село Диканька и столица «Петембург», XVIII век:
«Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головой труб и крыш»[Гоголь, 2015: 113].
Теперь проанализируем, что нам предлагают методисты литературы, составители рабочих программ.
Коровиной В.Я., Коровина В.П. предлагают такие темы:
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил [Коровина, Коровин, 2014: 12].
Данные темы предполагаю лишь посредственное изучение данного цикла на уроках литературы. Дети знакомятся только с двумя рассказами.
Учебная программа под редакцией Ланиной Б.А предполагает такое изучение творчества Гоголя в 5 классе:
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Повесть «Ночь перед Рождеством». Из биографии писателя (к истории создания цикла). Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н. В. Гоголя. Картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья).
Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. 30 Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Комическое у Гоголя. Сочетание юмора и лиризма.
Связь между видами искусства. Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. А. Роу, 1961)[Ланина, 2017: 29-30].
В данной программе мы видим взаимосвязь двух видов искусства: литературы и кино. По моему мнению, это удачное предложение, ведь обучающиеся 5-х классов смогут лучше понять произведение, если оно будет визуализировано.
Что касается программы Чертова В.Ф., она преполагает следующие темы:
Н. В. ГОГОЛЬ Слово о писателе.
Повесть «Ночь перед Рождеством». Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческое и христианское начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции.
Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика. Сочетание лиризма и юмора в повести. Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика. Развитие речи.
Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его 23 выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала» [Чертов, 2015: 22-23].
Москвин В.Г. предлагает аналогичные темы: слово о писателе, повесть «Ночь перед Рождеством», ее волшебные и фольклорные основы, художественные средства, юмор [Москвин, 2017: 12].
Программа Н.А. Шапиро предполагает изучение биографии Гоголя и теоретические основы по средствам рассказа «Ночь перед Рождеством». Теория литературы заключается в понятиях: вымысел, правдоподобие, гипербола, фэнтези, речевая характеристика персонажей, сравнение как прием. Помимо этого у обучающихся развивается речь, они учатся объяснять авторские сравнения, находить речевые характеристики персонажей, отделять реальное от фантастического. После полного изучения рассказа, автор предлагает завершить прохождение проектом: прочитать «Ночь перед Рождеством» полностью, описать авторскую манеру повествования, найти связь с другими искусствами, в этом поможет мультфильм «Ночь перед Рождеством» (режиссёры Зинаида и Валентина Брумберг, 1951). Эта программа также предлагает нам визуализировать это произведение. Все это Шапиро предлагает вместить в 4 общих урока и 1 во внеклассном чтение.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что цикла Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» начинают знакомство школьников с творчеством великого писателя и фантастической литературой, а учителю необходимо стать проводником и вести за собой детей в этот чудесный мир.
2.2. Методика изучения «Вечеров…» (цикл уроков)
Учитывая замечания и рекомендации методистов, рассмотренных в параграфе 2.1, мы разработали свой цикл уроков по «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.
Таблица 1.
Тематический план
Тема урока | Форма урока | Часы | Технология, задание |
Мистицизм в творчестве Гоголя (по биографии), взаимосвязь с циклом | урок-экскурсия | 1 | ИКТ – мультимедиа (презентация), фильм И. Скворцова «Птица Гоголь» 2008г. |
«Вечера на хуторе близ Диканьки»: знакомство с рассказами | урок-диалог | 1 | ИКТ – мультимедиа (презентация) Текст |
Воплощение героев цикла в кино (на примере рассказа «Ночь перед Рождеством») | урок-семинар | 2 | ИКТ – мультимедиа (мультфильм В. Брумберга «Ночь перед Рождеством», 1951 г.) |
Театрализованное представление понравившихся рассказов |
урок-игра |
1 |
ИКТ – презентация |
Урок 1. Мистицизм в творчестве Гоголя (по биографии), взаимосвязь с циклом.
Вид урока: урок-экскурсия с элементами мультимедиа.
Методы проведения урока: мультимедийная беседа.
Задачи:
1. Обучающие:
формирование навыков выразительного чтения;
развитее умения вычленения главного;
формирование умения составления конспекта лекции;
формирование представлений о фантастическом в литературе;
2. Воспитательные:
развитие толерантного отношения друг к другу.
На уроке учитель предложит ученикам ознакомиться с биографией Н.В. Гоголя, делая особый акцент на мистических фактах жизни писателя. В момент чтения учителем лекции ученики будут записывать наиболее интересные для них моменты, в то время как на экране мультимедийной доски будет идти презентация и отрывки из фильма «Птица Гоголь». В конце урока обучающиеся поделятся своими впечатлениями друг с другом.
Домашнее задание: выбрать по одному рассказу из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», прочитать и кратко о нем рассказать (выбор будет проходить тайно: каждый ученик из коробки вытянет листок, на котором будет написано название рассказа).
Урок 2. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: знакомство с рассказами.
Вид урока: урок-диалог.
Методы проведения урока: беседа, ктд.
Задачи:
1. Обучающие:
познакомить учащихся с классическим произведением;
ознакомится с особенностями прозы Н.В. Гоголя;
развивать воображение и мышление, обогащать словарный запас учащихся;
развитее навыка синтеза ранее полученных знаний с новым материалом;
2. Воспитательные:
развитие индивидуальной деятельности обучающихся;
содействовать воспитанию эстетического вкуса.
К данном уроку учитель подготовит лист формата А1, который будет поделен на семь частей. Каждая часть будет носить название одного из рассказов: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка и Заколдованное место» («Ночи перед Рождеством» не будет, т.к. этот рассказ будет изучаться отдельно). Каждый из учеников будет подходить и писать свои впечатления о прочитанном рассказе. После этого учитель будет по очереди читать отзывы о каждом рассказе, а ученики будут их комментировать, рассказывая о наиболее понравившихся моментах. В конце будут подведены итоги.
Домашнее задание: прочитать рассказ «Ночь перед рождеством».
Урок 3, 4. Воплощение героев цикла в кино (на примере рассказа «Ночь перед Рождеством»).
Вид урока: урок-семинар.
Методы проведения урока: беседа, мозговой штурм.
Задачи:
1. Обучающие:
ознакомится с особенностями прозы Н.В. Гоголя;
развивать воображение и мышление,
развитие навыка сопоставительного анализа;
развитее навыка синтеза ранее полученных знаний с новым материалом;
2. Воспитательные:
развитие индивидуальной деятельности обучающихся;
содействовать воспитанию эстетического вкуса.
На первом уроке данной темы учитель предложит посмотреть ключевые моменты из мультфильма «Ночь перед Рождеством» (Оксана и Вакула, Солоха и Черт, Солоха и Вакула, Вакула и Черт, на балу Екатерины, финальная встреча), параллельно комментируя с учениками эти сцены.
Домашнее задание: сделать сопоставительный анализ мультфильма и рассказа (чем похожи и чем отличаются).
На втором уроке ученики будут делиться своими анализами друг с другом, в конце учитель сделать вывод.
Урок 5. Театрализованное представление понравившихся рассказов.
Тема: Творческие искания Н.В. Гоголя при написании цикла.
Данный урок может проводиться в рамках внеклассного чтения или внеклассного мероприятия.
Вид урока: урок-игра
Задачи:
1. Обучающие:
развитие умения актуализации и систематизации знаний;
2. Воспитательные:
развитие умений работать в команде.
Учащиеся сами делятся на группы и предлагают свое виденье мира рассказов Гоголя (инсценируют наиболее понравившиеся моменты).
Таким образом, в рамках данного цикла уроков можно увидеть культурологический подход в изучении «Вечеров…»: взаимосвязь литературы с кино и театром.
Теперь предложим план-конспект одного из уроков. Мы возьмем третий урок и представим, как можно с помощью «диалога искусств» (литература и кино) привить ученику любовь к художественному слову.
План-конспект
Тема: Воплощение героев цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» в кино (на примере рассказа «Ночь перед Рождеством»).
Урок №3.
Тип урока: урок – открытие нового знания.
Цель: изучить рассказ «Ночь перед Рождеством» в рамках культурологического подхода.
Задачи:
1. Обучающие:
ознакомится с особенностями прозы Н.В. Гоголя;
развивать воображение и мышление,
развитие навыка сопоставительного анализа;
развитее навыка синтеза ранее полученных знаний с новым материалом;
2. Воспитательные:
развитие индивидуальной деятельности обучающихся;
содействовать воспитанию эстетического вкуса.
Оборудование к уроку: мультимедийная доска, презентация, наглядный материал (портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к рассказу), учебник.
УМК: Коровина В.Я., Коровин В.П. «Рабочая программа по литературе для 5-9 классов». Коровина В.Я. «Литература. 5 класс» Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 Ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2015. 305с.
Ход урока
На доске расположен портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к рассказу.
Мотивационный этап.
–Добрый день, ребята! Сегодня такой замечательный зимний день, совсем скоро наступит Новый год и Рождество, мы все будем наряжать елку, кушать мандаринки, наслаждаться старыми добрыми фильмами и мультфильмами. Так давайте же перед каникулами плодотворно поработаем!
Этап актуализации знаний.
– «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Ребята, как вы считаете, почему именно так я начала наше с вами сегодняшнее занятие? Как думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Ученики, учитывая свое домашнее задание, отвечают, что тема урока связана с рассказом «Ночь перед Рождеством».
Этап целеполагания.
– Верно, тема нашего урока, связана с этим рассказом, а звучит она так: Воплощение героев цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» в кино (на примере рассказа «Ночь перед Рождеством»). Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
Ученики предлагают свои варианты ответов (смотреть мультфильм, пересказывать рассказ, анализировать и т.д.)
– Сегодня мы с вами посмотрим мультфильм и попытаемся проанализировать его, учитывая особенности рассказа. Как думаете, зачем нам это надо?
Ответы учеников.
– Для того чтобы проследить взаимосвязь разных видов искусства.
Этап решения поставленной проблемы
– Итак, сейчас мы начнем с вами смотреть фрагменты мультфильма. Первый фрагмент, который я хочу вам предложить – похищение месяца(1.52-3.44 мин), но на ней одной мы не остановимся, сразу посмотрим момент, связанный с картиной Вакулы (4.42-5.05 мин). А кто такой Вакула? (варианты ответов учеников: кузнец, главный герой, сын Солохи).
Теперь ответьте мне на такой вопрос: почему Черт похитил месяц? (чтобы Вакула не смог встретиться с Оксаной)? А почему Черт так не хотел этой встречи? (из-за разногласий с Вакулой, чтобы насолить Вакуле)
Давайте с вами вспомним, кто такая Оксана. (возлюбленная Вакулы) Что она попросила у него? (черевивички, которые носит сама царица) Теперь мы с вами посмотрим, как перед нами изображает эту картину мультипликатор (15.46-16.59 мин).
Кто помнит, как в дальнейшем развивались события в рассказе? (ученики отвечают) Предлагаю вам посмотреть, как же Черт оказался у Вакулы (17.10- 17.41 мин, 22.26-23.20 мин) Давайте обратим внимание на достаточно важный образ рассказа – образ Солохи, кто она? (ведьма, мать Вакулы) Как думаете, какую роль она выполняет в рассказе? (ответы учеников) Какие качества присущи этому персонажу? (хитрость, смекалка, харизма и т.д.) Что ее связывает с Чертом? (взаимосвязь с нечистой силой)
Сейчас бы мне хотелось сделать небольшое лирическое отступление и вспомнить об авторе. Ребята, откуда родом Н.В. Гоголь? (из Украины, из Полтавы) Ознакомившись с циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки», вы можете ответить, использовал ли писатель украинские мотивы в своем творчестве? (использовал) Приведите примеры. (ученики приводят свои примеры, можно из других рассказов) Я бы хотела продемонстрировать вам пример из этого замечательного мультфильма, а именно колядования (23.21-25.04 мин). А кто знает, что такое колядования? (ученики отвечают)
Именно во время колядования Вакула собирается уходить из Диканьки (25.26-26.05 мин). Вы можете описать чувства Оксаны и Вакулы в данный момент? (ученики описывают) А теперь давайте вспомним Пацюка, кто он такой и как связан с Вакулой? (знахарь в Диканьке, он сказал Вакуле, что сидит Черт на его спине)
Теперь посмотрим отрывок из мультфильма (28.17-29.30 мин). Какие эмоции у вас вызвал этот фрагмент? Что произойдет в Петербурге с Вакулой? (встреча с запорожскими казаками и императрицей) Вот как изображает нам мультипликатор встречу Вакулы и Екатерины (41.55-43.07 мин) А кто найдет нам этот момент в рассказе и зачитает? (дети ищут, затем зачитывают)
Вот мы и подходим к финалу рассказа. Что происходило в дальнейшем, я предлагаю вам посмотреть (44.20-45.44).
Этап закрепления и систематизации знаний
Давайте же теперь вспомним, какие герои нам встречались на протяжении рассказа? (Вакула, Оксана, Черт, Солоха, Чуб, Кум, Дьяк, Одарка, Пацюк, Екатерина, Потемкин, казаки) Что фантастического мы встретили? (Черт, ведьма, знахарь, нечистая сила) Какова роль фантастического в рассказе? (ответы учеников)
Игра «Ассоциации»
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть в ассоциации. Каждый должен назвать существительное, прилагательное, глагол, который ассоциируется с проанализированным произведением, а я буду записывать их на листе.
Теперь этот лист мы положим в папку ассоциаций и будем использовать его не только на уроках литературы, но и русского.
Этап объяснения домашнего задания
Дома вам надо будет полностью посмотреть мультфильм и найти в тексте произведения те моменты, которых в мультфильме не было. Например, в мультфильме не было помощника Екатерины Потемкина, вам надо сказать, какова роль этих фрагментов и почему, по вашему мнению, мультипликатор вырезал их. А на следующем занятии мы с вами проанализируем эти моменты.
Этап подведения итогов
Сегодня у нас на уроке самыми активными были: … Давайте все вместе решим, какие оценки мы могли бы им поставить.
Рефлексия
У вас на столе лежат смайлики: веселый, нейтральный и грустный. Я предлагаю вам выбрать по одному из них в соответствии с вашим впечатлением от урока.
Что вам больше всего понравилось?
А что не понравилось?
Спасибо вам большое за сегодняшний урок, мы с вами хорошо поработали, вы большие молодцы! До свидания.
Выводы ко 2 главе
Согласно рабочим программам, соответствующих ФГОСу изучение цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» является обязательным. Особо методисты выделяют рассказ «Ночь перед Рождеством», именно он, по их мнению, является центральным.
«Вечера…» – первое произведение Гогогля, с которым ученики сталкиваются при знакомстве с творчеством писателя. Это 5 класс.
Ученикам предлагается помимо знакомства с рассказом изучить такие понятия как сюжет, фантастическое в литературе, композиция и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несомненно, Николай Васильевич Гоголь – один из наиболее выдающихся писателей XIX века. Без этого имени мы не можем представить уроков литературы в школе. Его произведения вселяют в нас надежду, учат добру, иногда пугают и, конечно, заставляют задуматься.
Для каждого читателя Гоголь свой: романтик, мистик, нравоучитель, историк, мечтатель и т.д. Мир этого писателя необычайно велик, можно найти любую тему для прочтения.
Первое его значительное произведение – цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем он отобразил жизнь украинского народа, его обычаи, традиции; читая рассказы, невольно возникают образ утопленницы, колдуна, черта, Солохи, страх наводит красная свитка. В школе эти произведения способствуют развитию воображения и абстрактного мышления обучающегося.
Большое внимание методистов привлекает к себе рассказ «Ночь перед Рождеством» – легкое незамысловатое произведение, основанное на старинных украинских традициях, воспринимается школьниками с глубоким интересом. В данном рассказе переплетается история и фантастическое начало, любовь и сверхъестественные силы, добро и зло. По моему мнению, «Ночь перед Рождеством» является примером классического литературного произведения, направленного на воспитание в читателе таких моральных качеств как вера в добро, любовь, надежда, умение противостоять злу, обдумывание своих поступком (взвешивание всех «за» и «против») и т.д.
Этот рассказ открывает уже перед обучающимся основной школы творческий мир Гоголя, именно с него начинается знакомство наследием великого писателя. Открывая учебник литературы 5 класса, мы сталкиваемся с рассказом «Ночь перед Рождеством». По мнению многих методистов (Ланина Б.А., Шапиро Н.А.) считают, что пятиклассникам легче постичь мир Гоголя через просмотр фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. А. Роу, 1961) или мультфильма «Ночь перед Рождеством» (режиссёры Зинаида и Валентина Брумберг, 1951). Мы же в данной курсовой работе рассматривали взаимосвязь мультфильма и рассказа. По моему мнению, детям легче воспринимать мультфильм нежели фильм, т.к. это для них, чаще всего, интереснее и захватывающее.
При написании работы мы рассматривали процесс изучения творчества Н.В. Гоголя в школе, а именно процесс эстетического восприятия цикла. Я считаю, что нам удалось доказать, что «Вечера…» являются частью всеобщей литературы, которая положительно влияет на становление обучающего как личности, развивая у него прекрасное виденье мира.
В ходе нашей работы разработали цикл уроков для 5 класса, связанных с изучением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Это было целью нашей курсовой работы. Он состоит из 5 уроков (один из них предусмотрен как внеклассное чтение). Мы предложили такие темы:
Мистицизм в творчестве Гоголя (по биографии), взаимосвязь с циклом
«Вечера на хуторе близ Диканьки»: знакомство с рассказами
Воплощение героев цикла в кино (на примере рассказа «Ночь перед Рождеством»)
Театрализованное представление понравившихся рассказов
Эти темы помогли нам полностью охватить все рассказы, входящие в цикл. Особое внимание, согласно рекомендация методистов, мы сделали на рассказе «Ночь перед Рождеством», на него мы отвели 2 урока по 3 теме.
Таким образом, мы достигли главной цели нашего исследования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Москва: Школьная библиотека, 2015. 189 с.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абелюк Е. С., Павлова М. А., Смирнова О. В., Шапиро Н. А. «Рабочая программа по литературе для 5 класса». [Электронный ресурс]. URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/b935f4575d26ef54f687a8471a36d557aa6129d4.pdf (дата обращения 16.10.2021)
Архангельский А.Н. «Рабочая программа по литературе для 5-9 классов». [Электронный ресурс]. URL: https://slovesnik.org/images/docs/uchebniki-
zadania/arhangelskiy.pdf (дата обращения 16.10.2021)
Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. «Методика преподавания литературы». Ч.1. М: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. 288с.
Вайскопф М.«Сюжет Гоголя». М., 1993. 592 с.
Воронский А.К. «Жизнь замечательных людей: Гоголь». [Электронный ресурс]. URL:https://www.rulit.me/books/gogol-read-198223-1.html (дата обращения 27.10.2021)
Гоголь Н.В. Завещание, 1847 [Электронный ресурс]. URL: https://diletant.media/articles/39912263/ (дата обращения 23.11.2021)
Зырянова О.Н. «Формирование у обучающихся представления об авторском стиле писателя при изучении «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя на уроках литературы в школе». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-predstavleniya-ob-avtorskom-stile-pisatelya-pri-izuchenii-peterburgskih-povestey-n-v-gogolya-na (дата обращения 28.10.2021)
Коровина В.Я., Коровин В.П. «Рабочая программа по литературе для 5-9 классов». [Электронный ресурс]. URL: https://prosv.ru/_data/assistance/51/371454b5-e839-11e0-85ca-001018890642.pdf
(дата обращения 16.10.2021)
Коровина В.Я. «Литература. 5 класс» Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 Ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2015. 305с.
Кузьмина Г.Н. Нужно ли в современной школе изучать Гоголя? [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/06/17/nuzhno-li-v-sovremennoy-shkole-izuchat-proizvedeniya-nv-gogolya (дата обращения 23.11.2021)
Ланина Б.А. «Рабочая программа по литературе для 5-9 классов». [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/6af/6afa28df6ca02813cec74674f14f0d26.pdf (дата обращения 16.10.2021)
ЛитМир. Электронная библиотека. «Гоголь в русской критике». [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=110985
Ляпина А.В. «Эволюция отношения учащихся к творчеству Н. В. Гоголя в школьном курсе литературы». [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-otnosheniya-uchashchikhsya-k-tvorchestvu-n-v-gogolya-v-shkolnom-kurse-literatury (дата обращения 20.10.2021)
Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. «Рабочая программа по литературе для 5-9 классов». [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/efa/efab585972813f16cf766a53c1097d36.pdf (дата обращения 16.10.2021)
Панаев И.И. Гоголь в воспоминаниях современников. [Электронный ресурс]. URL: https://imwerden.de/pdf/panaev_literaturnye_vospominaniya_1988_text.pdf (дата обращения 26.11.2021)
Розанов И.Н.«Литературные репутации». М.: Сов.писатель, 1990. с. 464
Тимофеев Н.В.«Изучение творчества Гоголя в школе».М., 1954.
Чертова В.Ф. «Рабочая программа по литературе для 5-9 классов». [Электронный ресурс]. URL: https://prosv.ru/_data/assistance/48/21092e60-4057-11e3-bd2c-0050569c0d55.pdf (дата обращения 16.10.2021)
Приложение 1 Первый год обучения (5 класс) | |
В результате первого года изучения учебного предмета «Литература» ученик научится: определять свои читательские предпочтения; внимательно, с пониманием читать художественный текст, эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении; выразительно читать вслух целые произведения и фрагменты текста, соблюдать правильную интонацию в соответствии с лексико-синтаксическим строением текста и его смыслом; выразительно читать наизусть не менее 10 поэтических произведений по программе, верно передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм; вычленять и формулировать тему и основную мысль произведений, изученных и прочитанных самостоятельно; понимать образную природу литературы как особого вида искусства, отличать художественный текст от научного, делового, публицистического; рассуждать о произведениях, включенных в программу, с опорой на простейшие приемы анализа, обосновывать свои суждения текстом, использовать отдельные теоретико-литературные понятия, включенные в программу; различать основные жанры фольклора и художественной литературы (фольклорная и литературная сказка, загадка, пословица, поговорка, летопись, басня, рассказ, повесть, лирическое стихотворение, поэма), отличать прозу от поэзии; характеризовать героя произведения, создавать его портрет на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его поступки, сопоставлять персонажей по сходству или контрасту; определять (в целом) авторское отношение к изображаемому в произведении, в частности к героям и их поступкам; выделять ключевые эпизоды или сцены в тексте произведения; сопоставлять персонажей одного произведения, эпизоды, сравнивать произведения, посвященные одной теме; создавать отзыв о лирическом стихотворении, определять выраженное в нем настроение; создавать собственные рисунки к прочитанному тексту; соотносить произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства; комментировать музыкальные, живописные произведения, связанные с литературой; обогащать собственную речь в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы (составлять словарь новых слов, афоризмов); пересказывать художественный текст подробно и сжато; составлять простой и сложный план художественного произведения (или фрагмента); участвовать в беседе о прочитанном, формулировать свою точку зрения и понимать чужую; создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 70 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения; задавать вопросы по содержанию и проблематике произведений; исправлять свой письменный текст по замечаниям учителя; пользоваться с целью освоения предмета «Литература» энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете | Н.В. Гоголь. Сведения о жизни и творчестве писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Смысл названия повести. Изображение народного быта и нравов. Мотивы народных сказок и поверий в повести. Образ кузнеца Вакулы как воплощение народного таланта и удали. Сочетание реального и фантастического в повести. Народный юмор, комизм положений и характеров. Авторские сравнения и речевая характеристика героев. |