Просмотр содержимого документа
«Мотивационно-установочная ситуация как один из этапов изучения эпического произведения в 6 классе (на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский»)»
Этапы изучения эпического произведения в 6 классе (на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский»)
Мотивационно-установочная ситуация
1. Заострение внимания ребят на эмоциональной тональности произведения, что «помогает им ещё раз пережить чувства, которые волновали их во время чтения и осмыслить эти чувства»
2. Фиксация внимания ребят на композиционной роли того или иного эпизода, то есть опора учителя «на их первые читательские реакции, на их естественный интерес к событийной линии произведения»
3. Постановка в центр внимания литературных героев (расскажите о герое, который вызывает сочувствие или заслуживает резкого осуждения; расскажите, как проявляется внутренний мир героя в той или иной ситуации и т.п.)
А. С. Пушкин «Дубровский»
«В основу сюжета «Дубровского» положен сообщённый Пушкину его другом П. В. Нащокиным эпизод из жизни «одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге» («Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П. И. Бартеневым в 1851-1860 годах». Л., 1925. С. 27).
Входят в роман и образы крепостных крестьян, враждебно настроенных против помещиков. Такова фигура кузнеца Архипа. Он выступает не только против исправника. Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. На просьбу разжалобившейся Егоровны пожалеть погибающих в огне приказных он твёрдо отвечает: «Как не так». После расправы он заявляет: «Теперь всё ладно». Крепостнический гнёт, жестокость помещиков вынуждают народ бунтовать –– таков идейный смысл образов крестьян, раскрывающих глубокое сочувствие поэта крепостному крестьянству. «Дубровский» предваряет «Капитанскую дочку».
Среди дворянских персонажей романа выделяется образ Дубровского. Он оказывается отщепенцем по отношению к помещичьей среде. Дубровский –– бунтарь. Образ бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма, встречается во многих произведениях Пушкина, начиная с его романтических поэм. В «Дубровском» он приобретает конкретное социальное содержание. Дворянина-бунтаря Пушкин связывает в романе с бунтарскими настроениями крепостного крестьянства. Однако поэт не делает своего героя вождём крестьян как их единомышленника и подчёркивает личные мотивы бунтарства Дубровского. Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским, Дубровский покидает своих товарищей, заявляя им: «Вы все мошенники». Крепостной массе он остаётся чужим».
Вопросы и задания
1. Сопоставьте образ Дубровского с его прототипом –– Островским.
2. Покажите связь образа Архипа с идейным смыслом романа.
3. Является ли Владимир Дубровский вождём бунтующих крестьян?
Обоснуйте своё мнение