Просмотр содержимого документа
«ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В 5—9 КЛАССАХ КАК СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ХУДОЖНИКА»
Изучение биографии писателя в 5—9 классах как способ постижения творческого пути художника
Изучение биографии писателя не является прерогативой литературного образования старшеклассников. Уже в основной средней школе обучающимся необходимо осознавать, что «произведение создается писателем, наблюдающим жизнь, размышляющим над пестротой ее явлений, старающимся внушить читателям добрые чувства, сказать им что-то важное» [15, 145].
Как указывает исследователь В.В. Голубков, «Биография писателя в 5—9 классах — это прежде всего подступ к чтению текста. Ближайшая ее задача — дать сведения, необходимые для изучения произведений» [3, 82]. Но значение изучения биографии писателя в основной средней школе этим не ограничивается. Обращение к писательской биографии имеет и более самостоятельную роль. Выпускники девятого класса должны вынести из школы не только знания отдельных произведений, но и сведения о наиболее выдающихся писателях. Не случайно именно с рассказа о писателе предлагают начать работу при изучении художественного произведения авторы современных программ по литературе уже с пятого класса.
Однако в основной школе учитель прибегает лишь к небольшим биографическим экскурсам перед началом работы над произведением. Это «Слово о писателе» — «особый жанр монологической речи, строящийся по принципу эссеистики, то есть свободного изложения материала, его личностно окрашенной (но не исключающей фактов) трактовки» [14, 83].
Биографический рассказ для обучающихся этого этапа литературного образования должен отличаться конкретностью, представлять собой ряд ярких эпизодов из жизни писателя, связанных общей мыслью. Учитель может остановиться на тех эпизодах из жизни писателя, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому затем произведению. Например, в пятом классе можно рассказать обучающмися об увлечении А.С. Пушкина сказками Арины Родионовны, о военной службе Л. Толстого на Кавказе. По мнению В.А. Никольского, «хорошо, если писатель сам расскажет что-то о себе детям, то есть учителем будут прочитаны отрывки из его писем или автобиографических произведений» [15, 145]. Особенное внимание уделяется детским и юношеским годам писателя, так как эта пора его жизни близка подросткам. Так, знакомя детей с баснями И.А. Крылова, словесник расскажет, как будущий баснописец, проводя свое детство в Твери, любил бывать на площадях, ярмарках, запоминал меткие народные пословицы и поговорки, впитывал богатство народной речи.
Часто биографический материал, необходимый для изучения того или иного произведения в 5—9 классах, представлен в учебниках-хрестоматиях для этих классов. Обычно это краткие, популярно написанные статьи составителей учебников, отражающие факты биографии, которые связаны с изучаемым произведением. Например, биографический рассказ о писателе О Генри, с которым знакомятся ученики в учебнике-хрестоматии «В мире литературы. 5 класс» А.Г. Кутузова или в учебнике-хрестоматии «Литература. 5 класс» В.П. Полухиной. Иногда приводятся фрагменты из работ литературоведов или воспоминания о писателе, например, в учебнике-хрестоматии «В мире литературы. 6 класс» А.Г. Кутузова биографические сведения об А.С. Пушкине даны в виде воспоминаний о нем современников.
Список использованной литературы
Амитиров Г.Е. Изучение поэтов в школе: А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов. В.В. Маяковский. Из опыта учителя литературы. — М., 1962.
Биография писателя в системе эстетического развития обучающихся: методические рекомендации / Н. И. Горобец, И. А. Новикова. - Арх-ск : ПГУ, 2006. - 140 с.
Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.
Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. — Киев, 2011.
Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2002.
Катай И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2004.
Колокольцев Е.Н. //Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова— М, 2011
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. — М, 2006
Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. —М , 1974.
Леонов С. А. Развитие устной речи обучающихся старших классов на уроках литературы. — М., 1988.
Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013. Ч.1 - 303с.; Ч.2 - 303с.
Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников.— М.; Л., 1968.
Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. —М , 2009
Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. — СПб, 2001.
Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М, 1971.
Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. — М, 1963.
Программно-методические материалы. Литература. 5—11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. — М, 2009.
Рез З.Я. Методика преподавания литературы. —М, 1977.