СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение экологического состояния пришкольной территории с целью озеленения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Цель программы: изучить состояние озеленения пришкольного участка МАОУ СОШ № 148 г. Челябинска и выработать рекомендации по его улучшению.

2. Задачи программы:

-активизировать внимание школьников к экологическому состоянию окружения;

-формировать знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

-сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;

-мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории;

-составить схему пришкольного участка и характеристику общего состояния его озеленения;

-выработать рекомендации по улучшению озеленения пришкольного участка.

 

Просмотр содержимого документа
«Изучение экологического состояния пришкольной территории с целью озеленения»

Научно-практическая конференция «Человек на Земле»

















Изучение экологического состояния

пришкольной территории с целью озеленения

Секция «Экология жизненной среды»







Автор:

Жукова Ангелина Павловна

МАОУ «СОШ № 148 г.Челябинска»

класс 9А


Научный руководитель:

Пименова Елена Борисовна,

Учитель биологии

МАОУ «СОШ № 148 г. Челябинска»











Челябинск, 2016

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………………………. 3

Изучение экологического состояния пришкольной территории……………………………..4

Заключение………………………………………………………………………………………9

Использованная литература…………………………………………………………………....10


































Изучение экологического состояния пришкольной территории с целью озеленения

Ведение

Термин экология образован от двух греческих слов, означающих дословно "наука о местообитании". Это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания.

Большое значение экологии стали понимать, когда рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа.

На заре развития науки внимание исследователей было сосредоточено на образе жизни живого организма с условиями его обитания. Человек невольно стремился внести гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым, с последствиями неразумной хозяйственной деятельности, приводящими к разрушению природной среды, в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека.

Сроки жизни и здоровье человека напрямую связаны с качеством окружающей среды, т.к. это все приводит, особенно в промышленных городах, к генетическим уродствам, резкому ухудшению здоровья детей и взрослых. Поэтому необходимо создать условия для безопасного существования всего живого. Для этого необходим новый уровень экологических знаний людей на всем пути воспитания и обучения, от детского сада до ВУЗа.

Мы решили исследовать пришкольный участок: оценить состояние природы и дать оценку степени антропогенного воздействия на него и здоровье учащихся и учителей.

Для начала необходимо изучить литературу по выбранной теме. Дать экологическую характеристику пришкольного участка. Провести мероприятия по улучшению экологического состояния пришкольного участка.

Для этого нами была выбрана доступная методика. Мы описали расположение школы. Подсчитали количество автомобилей, проходивших по ближайшей автостраде за 1 час, за сутки, и высчитать какое количество выхлопных газов от автомобилей поступает в атмосферу. Изучили степень запыленности воздуха. Изучили растительность участка и ее роль для экосистемы и человека, подсчитать количество деревьев на пришкольном участке и сколько приходится на одного ученика. Измерили площадь газонов. Оценили экологическое состояние пришкольного участка и определить мероприятия по формированию культурного ландшафта и его благоустройству.


Изучение экологического состояния пришкольной территории

В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 148 (филиал) обучается1400 учащихся. Школа расположена во дворе среди жилых домов, на северо-западе г.Челябинска в Центральном районе.

В непосредственной близости к МАОУ СОШ №148 (филиал) находится - детский сад «Какаду». Неподалеку прилегает автомобильная дорога. Местонахождение школы соответствует санитарно - гигиеническим нормам. Дворы в микрорайоне оборудованы детскими и спортивными площадками. Специфика микрорайона школы - нахождение вне промышленной зоны, создает проблему организации досуга школьников, которые после уроков длительное время находятся без контроля родителей, которые работают в других районах. (Рис.1. Вид со стороны школы. Приложение А)

Досуг детей и подростков микрорайона обеспечивают сама школа № 148 (филиал), на базе которой работает множество кружков спортивной и художественно- эстетической направленности, имеется хорошо оборудованная спортивная площадка. Освещение школьного участка хорошее. (Рис. 2. Спортивные площадки. Приложение А)

Дорога к зданию школы лежит через школьный участок. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты. (Рис. 3. Газоны школы. Приложение А)

Большой проблемой для школы пагубно влияет употребление жевательной резинки, которую стараются прилепить везде, выбрасывание мусора, бумаг, использованных упаковок и бутылок. Администрация нашей школы приложила усилия, чтобы убедить учащихся изменить свои привычки. Это сделало школьный двор более приятным местом для жизни.

Земли занимающие МАОУ «СОШ» №148(филиал) составляют9844м2.

Застроенная часть 2955,2 м2.

Асфальтированная часть 2100м2.

Чувствительность населения к действию загрязнения атмосферы зависит от большого числа факторов. Проблема состава атмосферного воздуха и его загрязнения от выбросов автотранспорта становится все более актуальной. Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 600 млн. штук автомобилей.

Среди факторов прямого действия загрязнение воздуха занимает 1 место, поскольку воздух — продукт непрерывного потребления организма.

Дыхательная система человека имеет ряд механизмов, помогающих защитить организм от воздействия загрязнителей воздуха. Волоски в носу отфильтровывают крупные частицы. Липкая слизистая оболочка в верхней части дыхательного тракта захватывает мелкие частицы и растворяет некоторые газовые загрязнители. Механизм непроизвольного чихания и кашля удаляет загрязненные воздух и слизь при раздражении дыхательной системы.

Тонкие частицы представляют наибольшую опасность для здоровья человека, так как способны пройти через естественную защитную оболочку в легкие, вызывая кашель, одышку, повреждение легочных тканей и ослабляя иммунную систему.

Влияние загрязнения воздуха на здоровье населения состоит в следующем.

Взвешенные частицы. Частицы пыли размером от 0,01 до 100 мкм классифицируются следующим образом: частицы первого типа (более 100 мкм — осаждающиеся) - безвредны, поскольку быстро осаждаются либо на поверхности земли, либо в верхних дыхательных путях; частицы второго типа (менее 5 мкм — практически не осаждающиеся) -попадают глубоко в легкие. Установлено, что оксиды азота, диоксид азота и фитохимические производные являются побочными продуктами нефтехимических производств и рабочих процессов дизельных двигателей. Оказывают влияние на легкие и на органы зрения. Оксиды азота раздражают слизистую оболочку глаз и носа, разрушают легкие. Они способствуют разрушению озонового слоя.

Повышение концентрации оксидов азота и углеводородов под действием солнечной радиации порождает фотохимический смог, наблюдается заметное негативное воздействие на организм человека. При сжигании топлива в условиях недостатка воздуха, CO генерируется в процессе работы автомобильных двигателей. Соединяясь с гемоглобином (НЬ), из вдыхаемого воздуха попадает в кровь, препятствуя насыщению крови кислородом, а следовательно, и тканей, мышц, мозга, что вызывает ослабление зрения, ориентации в пространстве, реакций. СО вызывает нарушение нервной системы, головную боль, похудение, рвоту. Основными представителями альдегидов, поступающих в атмосферный воздух с выбросами автомобилей, являются формальдегид и акролеин. Действие формальдегида характеризуется раздражающим эффектом по отношению к нервной системе. Он поражает внутренние органы, нарушает обменные процессы в клетке путем подавления цитоплазматического и ядерного синтеза. Биологическое действие фотооксидантов на клеточном уровне подобно действию радиации, вызывает цепную реакцию клеточных повреждений. Углеводороды (СxНy) имеют неприятные запахи. СxНy раздражают глаза, нос и очень вредны для флоры и фауны. СxНy от паров бензина также токсичные, допускается 1,5 мг/м3 в день.

Для оценки загрязнения атмосферы были выбраны два фактора: выбросы автотранспорта и пылевое загрязнение. Транспорт - это одна из ведущих отраслей, развивающаяся гигантскими темпами. Автотранспорт загрязняет окружающую среду и пагубно влияет на здоровье человека, поэтому так важно знать, как растущий поток автомобилей влияет на окружающую среду, на людей, живущих и работающих вблизи дорог, какие последствия вызывает. Для нашей школы этот раздел исследований очень актуален, так как недалеко от пришкольного участка расположена дорога, по которой движется автотранспорт. Так же родители, провожающие своих детей в школу, зачастую оставляют машины с включенными двигателями. В связи с чем, идет загрязнение воздуха вредными для организма веществами (соли тяжелых металлов и др.).

Исследование показало, что за 1 час по улице Университетской набережной проезжает - 7440 машин. За 6 часов –44640 машин. Известно, что в течение суток один легковой автомобиль выбрасывает 1 кг выхлопных газов. Значит, за 1 час 7440машин выбрасывают –305,04кг выхлопных газов, а за 6 часов –1830,24кг.

Отчасти с автотранспортом связано и пылевое загрязнение воздуха. В настоящее время так называемый чистый воздух в населенных пунктах практически можно показывать лишь в виде экспоната. Значительное количество пыли в воздухе так же связано с нарушением травяного покрова на большей части территории. Почвенная пыль поднимается в воздух снизу, в результате перемещения воздушных масс. Этому особенно способствует движение транспортных средств. Преобладающие направления движения воздушных масс приносят на территорию школы пыль. В связи с этим изучение уровня запыленности проводилось на нескольких контрольных площадках. Для этого собрали 3 листка растений с разных участков школы: у дороги, у забора школы и в самом дворе на территории школы. (Рис.4. Результаты исследования запыленности листьев с ярко выраженными контурами. Приложение В)

На поверхность этих листьев приложили клейкую прозрачную пленку. Затем сняли пленку с той стороны, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, и прикрепили ее на лист белой бумаги. Далее сравнили степень запыленности листьев разных мест. (Рис. 5. Результаты исследования запыленности листьев. Приложение Б)

Из исследования видно, что у дороги, где ездит огромное количество машин степень загрязненности листьев гораздо сильнее, чем на пришкольном участке.

Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата школы условий и занятия отдыха на открытом воздухе, предохраняют стены школьного здания и асфальтированные дорожки от перегревания. Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха городов. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.

Под пришкольный участок отводится довольно значительная площадь до 1 – 1,5 га. На участках предусмотрены спортивные площадки для подвижных игр, остальная площадь отводится под озеленение. Растения размещают в определенном порядке, случайное размещение деревьев, кустарников и цветов не желательно, так как они будут изменяться в процессе роста, разрастаться в разные стороны.

Расстояние между деревьями и школой должно быть не менее 10 м, а между кустарником и школой – 5 м. На 1 га должно располагаться от 90 до 120 деревьев. Чтобы деревья были здоровыми и жизнеспособными, светолюбивые породы сажают друг от друга на расстоянии 6 м, теневыносливые 2 – 3 м, кустарники 3 м, цветы 0,7 м.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться 50 м2 зеленых насаждений. На одного человека примерно 2 – 3 дерева. Так как школа достаточно новая и находится в молодом микрорайоне зеленых насаждений по периметру гораздо меньше, чем должно быть, в основном – это саженцы, но растут они на правильном расстоянии. В школе учатся в 2 смены, примерно 1400 учащихся, а деревьев и кустарников пока насчитала только 90 штук, т.о. 90/1400=0,064 часть 1 дерева приходится на 1 школьника. Летом идет высадка на клумбы цветов в огромном количестве, поэтому, считаю это небольшой помощью в очищении воздуха.

Запрет курения на пришкольном дворе, обеспечил нам свежесть воздуха и чистоту окружающего мира. При курении 50% никотина уходит в окружающую атмосферу, 25% - разрушается при сгорании, 5% - остается в окурке, дымящемся на тротуаре или в пепельнице, а 20 % - попадает в организм курящего. Например, злостный курильщик совершает в день до 10 перекуров. Его и наши легкие находятся в задымленном состоянии около 2 часов. Выявлю и подсчитаю, какой вред себе и окружающей среде наносят они в течение года. Если сложить все эти проценты вместе, получается 100% никотина - это находится в одной сигарете. Сумма никотина в организме за год составляет 36500. Злостный курильщик совершает в день до 10 перекуров. Его и наши легкие находятся в задымленном состоянии около 2 часов. В течение года он и окружающие его люди будут дышать 760 часов, это составит до 3650 перекуров.

В качестве мер по борьбе с курением можно предложить методы: разъяснительный ограничительно – запретительный.

Создание зеленого газона — одна из многих функций, которые выполняет ландшафтное проектирование.

Для того чтобы зеленые посадки были красивы, необходимо регулярно проводить стрижку кустарников и деревьев. Оптимальными сроками обрезки являются периоды с середины февраля до середины апреля, и вторая половина лета, когда рост побегов полностью завершен. На участке можно устроить цветник или розарий. Все это придаст красочность школьному двору.

Я предлагаю свой эскиз розария пришкольного участка. (Рис. 6. Мои представления о школе будущего. Приложение В)

Газоны на школьном дворе очень полезны для окружающей среды, как с медицинской, так и с эстетической точки зрения. Современные медицинские исследования подтверждают, что зеленый цвет газонов благотворно влияет на нервную систему, уменьшает усталость, восстанавливает работоспособность.

Известно, что с 1 кв. м газонной травы в час испаряется до 200 г воды, это значительно увлажняет воздух на дорожке у газонов температура воздуха там на 2-5 градусов ниже, чем на асфальте. Газон осаждает и задерживает пыль, приносимую ветром с других территорий. Он обладает фитонциды действием, очищающим почву и воздух от вредных микроорганизмов. Кроме того, газоны обладают некоторой шумозадеживающей и газопоглащающей способностью. Вблизи зеленого ковра легко дышится.

В нашей школе газоны имеются. Они входят в общую площадь земель, занятых зелеными насаждениями – 2350,4м2 и соответствуют стандартам. Уход за газонами начинают ранней весной. Равняют снег, чтобы он равномерно таял. После просыхания почвы граблями удаляют остатки отмершей травы, мусора. Рыхлят почву. Осенью газон очищают от мусора и опавших листьев. Зимой на него не складывают сваленный в кучу снег. (Рис. 7. Клумбы школы. Приложение Г)

Так как наша школа еще молодая, зеленых насаждений на территории еще не так много, выпускники придумали традицию каждый год высаживать деревца. В этом году посадили молодую рябинку, предоставленную одним из родителей выпускницы 9 класса.

Я принимала активное участие в посадке и уходе за саженцами. (Рис. 8. Высадка саженцев. Приложение Г)

Также рядом со стенами школы есть клумбы. Ранее почва для роста цветов была не пригодная - твердая, глинистая, окаменелая. Директор принял активное участие. При его содействии была привезена земля, на которой уже прижились ранее посаженные деревья и елочки. (Рис. 9. Молодые деревья и елочки школы. Приложение Г)

Сейчас прекрасно растут цветы- петуньи, бархатцы, диморфотека, хризонтемы, астры, циннии, георгины. (Рис. 10. Полученный результат. Клумбы пришкольного участка. Приложение Г)






























Заключение

Наше исследование - это результат важной трудоемкой работы, в результате которой в итоге были задействованы учащиеся школы, их родители и сотрудники школы во главе со мной. Они предлагали свои идеи и варианты решения важных экологических вопросов. Исследование стало предпосылкой для дальнейших действий по облагораживанию пришкольной территории. Это эффективное продолжение и дополнение учебно-воспитательного процесса.

На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы, линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования.

В любое время года ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки; зимой ребята подкармливают птиц; весной проводятся экологические субботники по очистке территории, обновление растений; в летний период на школьной территории учащиеся проходят трудовую практику- уход за растениями.

Зеленые насаждения улучшают микроклимат, улавливают пыль, газы, благотворно влияют на психологическое состояние человека. Растения, в том числе и цветы, имеют большое эстетическое и декоративное значение.

Ландшафтное проектирование - один из видов архитектурного творчества. В ходе проектирования максимально был разрешен вопрос об их слиянии, о разработке планировочного решения в зависимости от основных функций и особенностей территории.

При создании проекта был проведен мною предпроектный анализ - исследование состояния пришкольной территории. В результате, которого далее осуществлялось озеленение. В процессе озеленения был подобран ассортимент с учетом климатических условий и особенностей озеленения объектов общего пользования.

Помимо эстетической функции, очень важна была практическая. Школа ориентировала всех нас, в том числе и меня, на то, чтобы мы получали не только теоретические знания, но и практические навыки. Поэтому, тому, чему научились мы при проектировании, пригодиться в жизни.







Использованная литература

  1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

  2. Вакуленко В.В., Труевцева Н.Ф. « Декоративное садоводство ». – М., 1995 г.

  3. Винокурова Н.Ф., Николаева В.В. «Углубленное изучение социальной экологии в школе « Углубленное изучение социальной экологии в школе» - Нижний Новгород, 1991 г.

  4. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М., Сиротин В.И. Природопользование. 10-11 класс: учебное пособие для учащихся. – М., 1994 г.

  5. Вронский В.А. Прикладная экология: учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

  6. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002 г.

  7. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.

  8. Захлебный А.Н., Реброва Л.В. « Экологическое образование: проблемы, решения ». – М.,1992г.

  9. Небел «Наука об окружающей среде», в 2-х томах, Москва, 1993 г.

  10. Научно-методический журнал «Химия в школе», № 2, 2008

  11. Научно-методический журнал «Биология в школе», № 3, 2007 г.

  12. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. М.: Просвещение , 1996 г.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!