Савикова Зинаида Степановна ,учитель русского языка и литературы МОУ ООШ с.М.Хомутерь МО «Барышский район».
Статья в журнал «Изучение мифов народов мира».
Изучение мифов народов мира входит в программу по литературе под редакцией В.Я. Коровиной в 6 классе. В программе 6-го класса в разделе «Зарубежная литература» представлены мифы Древней Греции, а также славянские мифы, которые являются народными корнями русской культуры. На изучение этого материала отводится 3 часа .
Знакомство школьников с мифами и легендами древних народов является неотъемлемой частью их литературного образования. Считаю, что без знания таких источников, как Библия или древнегреческая мифология, невозможно полноценно воспринять большинство великих произведений классического и современного искусства.
Моя задача— приоткрыть обучающимся глубину идей и красоту образов древней мифологии, чтобы они и в дальнейшем обращались к этому прекрасному источнику искусства.
В свою очередь, это поможет использовать огромные образовательные и воспитательные возможности, заключенные в художественном наследии древних.
Изучая данный материал, рассматриваю и другие мифы народов мира : древнейшие предания Индии, скандинавские мифы или мифы североамериканских индейцев. Вполне понятно, что для этого требуется больше времени. С этой целью использую уроки внеклассного чтения.
Раздел требует небольшого вступления. Готовлю познавательный материал для вводного слова или предлагаю прочитать соответствующую статью в хрестоматии. Необходимо подчеркнуть, что миф — это произведение, созданное фантазией народа. В нем рассказывалось о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.
Далее следует подчеркнуть, что поэтическая фантазия каждого народа создавала образ особенно любимого героя. Таким героем в Древней Греции был Геракл.
Мифы Древней Греции представлены двумя подвигами Геракла: «Скотный двор царя Авгия» и «Яблоки Гесперид». В классе найдется немало ребят, которые самостоятельно прочитали летом «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна. Поэтому начинаю разговор с вопроса о том, какие подвиги Геракла произвели на них самое сильное впечатление: это победа Геракла над немейским львом, лернейской гидрой, погоня за ланью, путешествие за яблоками Гесперид.
Следующий этап работы — чтение учителем мифа «Скотный двор царя Авгия». После чтения возможен пересказ близко к тексту.
Далее читается миф «Яблоки Гесперид».
Вопросы и задания в хрестоматии ориентированы на прочтение всех 12 мифов о подвигах Геракла, поэтому дома обучающимся предлагаю прочитать эти мифы.
2 урок начинается с беседы по вопросам:
1. Объясните происхождение и смысл следующих выражений: «авгиевы конюшни», «прикоснуться к земле, как Антей».
2. Когда и при каких обстоятельствах были учреждены Олимпийские игры? Где и как они проходили?
3. Почему двенадцатый подвиг Геракла был самым трудным? Какие препятствия пришлось преодолеть Гераклу, прежде чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас? Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас?
4. Какой подвиг Геракла вы считаете самым великим?
5. За что же греки почитали героя, почему он завоевал бессмертие?
6. Что означает имя Геракл?
В хрестоматии дана иллюстрация, изображающая все 12 подвигов Геракла. Предлагается рассмотреть эту иллюстрацию и рассказать, в какой момент и как изображен Геракл.
Не менее важна и работа со словом. Так, можно обратить внимание учащихся на хорошо знакомые слова : арифметика, тетрадь, библиотека, фонетика, морфология, мелодия, оркестр, космос, атом и др., которые пришли из античного мира.
Продолжить эту работу можно, обратившись к именам, названиям, образным выражениям, которые вошли в нашу речь из древнегреческой мифологии. Так, можно предложить объяснить происхождение крылатых выражений: яблоко раздора, ахиллесова
пята, сизифов труд, бочка данаид; привести другие выражения и указать, с каким мифом они связаны (троянский конь, танталовы муки, панический страх и др.).
Домашним заданием может быть подготовка урока внеклассного чтения по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции».
Можно предложить шестиклассникам нарисовать рисунки к подвигам Геракла
3 урок по изучению мифов отводится на урок внеклассного чтения по книге «Легенды и мифы Древней Греции» (составитель Н. А. Кун).
Учащиеся в классе прочитали о двух подвигах героя Древней Греции Геракла в главах «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг) и «Яблоки Гесперид» (двенадцатый подвиг). Урок внеклассного чтения можно посвятить знакомству с другими подвигами Геракла.
На уроке внеклассного чтения знакомлю обучающихся с другими легендарными героями Древней Греции. В этом случае дома учащиеся читают всю главу книги «Легенды и мифы Древней Греции» — «Герои». С отдельными героями знакомлю обучающихся в классе. С этой целью предлагаю школьникам выразительное чтение некоторых легенд, например: «Прометей», «Сизиф», «Тантал» и др. Чтение и обмен мнениями о прочитанном завершаются беседой по вопросам типа литературной викторины, например:
— За что Прометей был наказан Зевсом?
— С каких пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень?
(«Прометей».)
— Что обозначает слово «Пандора» (наделенная всеми дарами) и каково было
ее предназначение? («Пандора».)
— Кто и почему после смерти стал по воле богов судьей в подземном царстве?
(За свою справедливость. Эак.)
— Каким образом удалось Персею избежать взгляда горгоны Медузы и победить ее?
(«Персей убивает горгону Медузу».)
— Как Атлас (Атлант) превратился в гору, которая держит весь небесный свод
со всеми его созвездиями? («Персей и Атлас».)
— Почему на груди, на сверкающем панцире Афины Паллады появилась голова
горгоны Медузы? (Подарил Персей.) («Персей в Аргосе».)
— Какое наказание и за что несет Сизиф в загробной жизни? («Сизиф».)
— «У царя Тантала был избыток во всем. Он мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление». Чем навлек на себя Тантал кару богов? («Тантал».)
— Какой сон приснился Европе и в чем был его смысл? («Европа».)
Урок внеклассного чтения можно провести и по главе «Боги», содержание которой представляет большой интерес для понимания многих произведений мирового искусства.
Вот примерные вопросы для беседы.
— Кто был одним из первых правителей в мире (Уран) и чем кончился его конфликт с детьми?
— Каким образом Крон (время) низверг своего отца Уранa и отнял у него власть?
(«Происхождение мира и богов».)
— Чем закончилась борьба богов-олимпийцев с титанами за власть над миром? Что помогло Зевсу в этой борьбе? («Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами».)
— Как распределили боги-олимпийцы свою власть над миром после окончательной победы над Тифоном? (Зевс взял небо , Посейдон — море, Аид — подземное царство душ умерших, Земля осталась в общем владении. Над всеми царит повелитель неба Зевс, он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.) («Борьба Зевса с Тифоном».)
— Кто из богов самый могучий в царстве Аида? (Гипнос.) («Царство мрачного Аида».)
— Почему Ио в бешеном беге неслась из одной страны другую и как освободилась она от преследования Геры? («Ио».)
— Кем, когда было произнесено заклинание: «Пусть же венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!»? («Дафна».)
— Покровителем чего считался бог Гермес и как называли его римляне? («Гермес».)
— «Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды». Что произошло потом ? («Нарцисс».)
— Когда и при каких обстоятельствах был нарушен заведенный в мире порядок и не выезжал бог Солнца, чтобы светить людям?
— «Это тебе не по силам. Ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице». Чьи это слова и к кому они обращены? («Фаэтон».)
В заключительной части урока провожу работа с иллюстрациями. С этой целью можно обратиться к различным альбомам, а также к книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» или энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1980—1981).
Древнегреческая мифология питала творчество поэтов художников многих народов мира. Русские писатели, художники, композиторы и скульпторы тоже обращались к этому источнику. К уроку внеклассного чтения обучающиеся подбирают репродукции разных художников на сюжеты древнегреческой мифологии, а затем устраивают из них выставку.
При изучении темы «Мифы народов мира» в рамках ФГОС планирую проведение мастерской по защите творческих проектов по визуальному видению сюжетов мифов Древней Греции, при этом опираться на следующие универсальные учебные действия :
Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Познавательные УУД: продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться монологической и диалогической формами речи.