СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение на уроках литературного чтения русских народных сказок

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье  содержится методика работы на уроках литературного чтения с русскими народными сказками.

Просмотр содержимого документа
«Изучение на уроках литературного чтения русских народных сказок»

Выступление

Развитие системы подготовки учителя начальных классов, расширение жанрово-тематического состава фольклорных произведений в современных программах и учебниках делают проблему изучения произведений устного народного творчества одной из приоритетных в методике литературного чтения.

Программа курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой разработана в контексте системы начального обучения Л.В. Занкова, нацеленной на развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика. Глубокому освоению учениками эстетических ценностей способствуют народные сказки, включенные в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий, обращенная, прежде всего к жизненному опыту и проблемам ребенка.

В русских народных сказках кроется для детей особое очарование. Они находят в них нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Поэтому так важно, чтобы ребенок как можно лучше проникся аурой фольклорного произведения, осознал его специфику, его непохожесть на остальные произведения.

Актуальность моего исследования определена тем, что изучение русских народных сказок на начальном этапе обучения предполагает овладение учащимися системой специфических читательских умений, требует умело подобранного текстового материала, использования методических приемов, позволяющих ребенку выявить важнейшие компоненты художественного мира фольклорного произведения и осознать их принципиальную взаимосвязь.

Цель исследованиявыяснить, какие литературоведческие знания, читательские умения и навыки приобретают младшие школьники в процессе изучения русских народных сказок, работая по системе Л.В. Занкова. (на слайде 2)

Цель работы определила ее конкретные задачи: (на слайде 3)

1. Выявить жанровые и языковые признаки русской народной сказки.

2.Определить психологические особенности восприятия сказки младшими школьниками.

3. Проанализировать учебник В.А. Лазаревой «Литературное чтение».

3. Описать методику работы над сказками разных типов.

4. Определить методические приемы.

5. Разработать виды творческих заданий.

Жанровый состав русского фольклора богат и разнообразен. Такие учёные как В.Е. Гусев, Н.И. Кравцов, Ю.Г. Круглов, В.Я. Пропп и многие другие занимались проблемой систематизации фольклорных жанров.

Одним из наиболее распространенных фольклорных жанров является сказка.

Именно сказка – благодатный материал для пересказа, при котором необходимо сохранять особенности сказочной речи. Сказка обладает едва ли не самым богатым арсеналом средств художественного воздействия на слушателей. Воспитательные и развивающие аспекты чтения сказок в начальной школе проявляются не только в отборе программного материала, но и в понимании общей направленности обучения и реализации его на уроке, отборе методов и приемов.

Сказка – гениальная способность народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нём всё сущее – небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть.

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определённых моментов, а также устойчивостью компонентов. Ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторение эпизодов, введение лиц, животных и предметов, обычно чудесных.

Классификация сказок на основании внутренних ее признаков помогает разобраться в сказочном материале, при этом выделяются:

1. Сказки-присказки. Это обычно очень коротенькие сказочки всего в несколько строк, часто рифмованные, всегда с обычным сказочным зачином («В некотором царстве», «Жил-был царь Картус»).

2. Сказки с чудесным содержанием (волшебные). Они отличаются тем, что в них обычный круг сюжетов – добывание жениха или невесты, выполнение трудных задач, здесь изображаются острейшие конфликты между положительным героем и враждебными ему силами.

3. Сказки о животных . В сказке животные приобретают человеческие черты – думают, действуют, говорят, здесь обычно нет отчётливого разделения персонажей на положительных и отрицательных.

4. Сказки бытовые. Главное здесь – не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

5. Кумулятивные сказки (присутствует элемент нарастания «Колобок», «Теремок»). Действие характеризуется нарастающим напряжением и усложнением.

Школьной программой предусмотрено изучение произведений устного народного творчества, в том числе и русских народных сказок.

Знакомство с народной сказкой происходит в первом классе. Дети читают сказки о животных «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк». В данный период изучается наибольшее число русских народных сказок о животных, так как они легко воспринимаются детьми этого возраста, невелики по объёму, в них много изобразительно-выразительных средств. Изучение сказок продолжается во втором классе. Дети изучают волшебные сказки «Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

В третьем классе знакомятся с волшебными сказками «Баба Яга», «Сивка-бурка», «Деревянный орел», «Бой на Калиновом мосту»; бытовые «Дочь-семилетка», «Каша из топора. В четвёртом классе в учебнике В.А. Лазаревой представлены авторские сказки.

Приведу пример заданий раздела «Предварительное чтение» перед чтением названной сказки. А также игры из раздела учебника «Литературное чтение» В.А. Лазаревой. Представленные задания в учебниках 1, 2 классов способствуют формированию навыков правильного и сознательного чтения, помогают учителю провести методически грамотно словарную работу перед чтением текста.

Одним из приемов работы над текстом сказки в процессе ее анализа является стилистический анализ. Виды деятельности, реализующие прием стилистического анализа, разнообразны.

1. Нахождение сравнений, эпитетов, олицетворений. Эта работа способствует развитию воображения. Ребенок учиться наблюдательности, видеть связи между предметами и явлениями окружающего мира. Анализируя способы и средства художественного изображения, учащиеся, начиная с 1 класса, пользуются термином, рисующие слова. Во 2 классе вводится вид тропа – сравнение, на практическом уровне дети учатся находить эпитет и олицетворение в тексте и пользоваться ими. В 3 классе, пользуясь термином художественные средства, учащиеся работают над эпитетом и сравнением. В 4 классе вводится термин – олицетворение (перенесение признаков живого существа на явления природы и неодушевленные предметы).

Эпитет подчеркивает функциональную значимость пространства сказки. Например, некоторое царство, некоторое государство входит в формулу сказочного зачина «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею». Особое внимание обращаем на сочетания чистое поле, дремучий, темный лес, золотое, серебряное, медное царства, которые встречаются в текстах волшебных сказок, предлагаем задания.

- Как сочетание чистое поле характеризует путь героя в сказке «Сивка-бурка»? (В чистом поле герой ищет, вызывает, достает себе богатырского коня, пасет чудесных лошадей: «Иванушка вышел в чистое поле, в чистое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком: Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»).

2. Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слов и осознания идеи сказки. Этот прием расширяет лексический запас слов школьника.

3. Нахождение глаголов действия. Обилие глаголов в тексте создает экспрессию, интенсивное движение, передает текучесть, изменяемость окружающего мира или человека. Например, «Тут под ним конь споткнулся, ворон встрепенулся, сзади пес ощетинился».

4. Стилистический эксперимент (термин А.А. Пешковского). Этот прием заключается в намеренном искажении текста (пропуск эпитетов, сравнений или других изобразительно-выразительных средств языка).

Анализируя сказку «Сивка-бурка», учащимся 3 класса нужно найти в тексте, какими словами, выражениями описаны герои сказки: «Иванушка – дурачок, молодец, суженый», «Сивка-бурка – вещий каурка, разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая – серебряная; бежит – земля дрожит, из ноздрей дым столбом валит, из очей пламя пышет».

При стилистическом анализе можно использовать прием стилистического эксперимента, где происходит замена названий, строк, определений. Например.

- Можем ли мы сказать, что народ с любовью относится к Иванушке, заменив собственное имя на - Иван? (Нет, так как теряется уменьшительно-ласкательный смысл. Одним из самых любимых героев русских народных сказок является Иванушка-дурачок. Текст сказки «Сивка-бурка» доказывает это).

Система нравственного воспитания, реализуемая в этом курсе, выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений, учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых; качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к государству, к добру и злу; особенностей русского характера, его патриотизма, гуманизма.

Система формирования нравственных представлений и качеств ребенка в процессе изучения сказок представлена на слайде 18.

С учащимися 3 класса МОУ Сухо – Берёзовская СОШ я провела исследовательскую работу на тему: «Загадочный образ Бабы-Яги». Цель работы – изучить образ Бабы-Яги в изученных сказках, познакомиться особенностями изображения портрета и внутренних качеств Бабы-Яги в сказках; изучить этимологию имени сказочного персонажа; выяснить возраст Бабы-яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.

Анкетирование проводилось в 2 этапа: (на слайде)

В ходе анкетирования у взрослых и детей выяснила: Баба – Яга – это вымышленный персонаж, обитающий в дремучем лесу, многие её называют ведьмой. Живёт она в избушке на курьих ножках. Одни считают, что она прибыла к нам с севера, другие, что она инопланетянин и прибыла к нам из космоса, поэтому она умеет летать. В русских народных сказках Баба – Яга выступает в разных образах: слайд 31(Яга – дарительница, Яга – воительница, Яга – похитительница). Жилище её описывали по – разному. Средний возраст Бабы – Яги взрослые определили – 310 лет, а в восприятии детей – примерно 176 лет.

В ходе исследовательской работы мы как бы побывали в гостях у Бабы – Яги, познакомились с ней поближе, изучили типы Бабы – Яги, узнали возраст героини. Дети с большим удовольствием и интересом работали: перечитывали сказки, рисовали рисунки, интересовались, находили материал, изучали образ Бабы – Яги. Такая работа положительно сказывается на развитии творческого воображения, логики, мышления и речи детей.

Проведенное исследование подтвердило необходимость целенаправленной поэтапной работы в процессе анализа сказок разных типов на уроках литературного чтения. Читая и анализируя сказки, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении традиционного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Таким образом, уже в самом процессе чтения сказки заложены развивающие и воспитывающие функции, оно формирует отношение ребенка к жизненным ситуациям, к окружающим людям, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, развивает связную речь.






























С учащимися 3 класса МОУ Сухо – Берёзовская СОШ я провела исследовательскую работу на тему: «Загадочный образ Бабы-Яги». Цель работы – изучить образ Бабы-Яги в изученных сказках, познакомиться особенностями изображения портрета и внутренних качеств Бабы-Яги в сказках; изучить этимологию имени сказочного персонажа; выяснить возраст Бабы-яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.

Анкетирование проводилось в 2 этапа: (на слайде)

В ходе анкетирования у взрослых и детей выяснила: Баба – Яга – это вымышленный персонаж, обитающий в дремучем лесу, многие её называют ведьмой. Живёт она в избушке на курьих ножках. Одни считают, что она прибыла к нам с севера, другие, что она инопланетянин и прибыла к нам из космоса, поэтому она умеет летать. В русских народных сказках Баба – Яга выступает в разных образах: слайд 31(Яга – дарительница, Яга – воительница, Яга – похитительница). Жилище её описывали по – разному. Средний возраст Бабы – Яги взрослые определили – 310 лет, а в восприятии детей – примерно 176 лет.

В ходе исследовательской работы мы как бы побывали в гостях у Бабы – Яги, познакомились с ней поближе, изучили типы Бабы – Яги, узнали возраст героини. Дети с большим удовольствием и интересом работали: перечитывали сказки, рисовали рисунки, интересовались, находили материал, изучали образ Бабы – Яги. Такая работа положительно сказывается на развитии творческого воображения, логики, мышления и речи детей.