. VII муниципальная научно-исследовательская конференция
юных исследователей «Литвиновские чтения»
Тема. «Изучение особенностей леворуких учащихся МБОУ СОШ №135»
Автор: Кабанова Полина,
Тимофеева Лена ученицы 8Б
класса МБОУ СОШ №135
Научные руководители:
Емельянова Людмила Ивановна
Зав .предметной лаборатории МБОУ СОШ №135,
Студенников Евгений Александрович,
краевед
Снежинск, 2017
Актуальность темы
13 августа отмечается Международный день левши .Люди – левши всегда вызывают особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, удивление и любопытство.
« В средние века людей, которые все делали левой рукой, сжигали на кострах. В современном мире их пытались насильно лечить. И, тем не менее, с каждым годом левшей становится все больше. Если верить статистическим данным, сегодня их рождается в два раза больше, чем 24 года назад. И по прогнозам ученых к 2020 году их количество на Земле перейдет за миллиард». [1]
Актуальность темы заключается в том, что на протяжении времени сложилось неоднозначное отношение к леворукости, некоторые считают это серьезным недостатком, другие – проявлением гениальности. «Существование таких крайних точек зрения свидетельствуют о малой изученности этого явления. Леворукость – это та особенность, которая хорошо видна окружающим. Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой». [2]
Мы обратили внимание на то, что в нашей школе, почти во всех классах, есть ученики, которые пишут левой рукой. В нашем классе левшей двое.
Нам стало интересно, почему одни пишут правой рукой, другие – левой. Леворукий, в основном использует левую ,они преимущественно пользуется левой рукой для выполнения любой работы. Возникает вопрос, левша это норма, болезнь или одаренный человек? В дополнительной литературе, которую мы читали, было много интересного материала о леворукости. Вопросы, на которые мы искали ответ: как живется леворуким людям в праворуком мире? Когда становится известно человеку праворукий он или леворукий? Зависит ли это от генотипа родителей. Мы решили разобраться в данной проблеме.
Цель нашей работы : Выявить количество и особенности леворуких учащихся нашей школы
Задачи
1. Изучить материал по проблеме леворукости.
2.Выявить количество леворуких в начальной,средней и основной школе
3. Провести анкетирование леворуких, проанализировать полученные данные.
Объект: Леворукие учащиеся школы.
Предмет: Изучение особенности леворуких учащихся.
Гипотеза : Леворукость - это не патология и не недостаток развития, это норма
Гипотеза: Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность человека
Введение
«Однако отношение к левшам было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма. Во множестве языков прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Русский язык также предоставляет множество примеров подобного рода. "Левый товар" - товар, проданный незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.
В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.» К счастью, в современном мире, меняется отношение и к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества достаточно изучается, и постепенно меняться стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать правильные методики их обучения.
Почему появляются левши?
«Ученые выдвигают следующую гипотезу: в древние времена люди пользовались левой и правой руками в равной степени. Все изменилось, когда человек начал говорить. Работа мозга - та причина, по которой человек становится левшой либо правшой. Известно, что левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела, а правое - левую. Человеческая речь связана с работой левого полушария, поэтому, чем больше развивалась в человеке способность говорить, чем более значительную роль играла речь в его жизни, тем больше развивалось и становилось влиятельным левое полушарие его мозга, а соответственно и правая, контролируемая им часть тела. Правое полушарие же постепенно отставало в своем развитии от левого. Вот почему левши часто медленнее говорят и читают, хотя и они обладают рядом преимуществ.»
Рисунок 1
Мы можем предположить ,что организация мозговой деятельности у левшей должна быть такая же, как у правшей, но в зеркальном отражении. Но это не так! Левша устроен и развивается совершенно по другим законам.
«У правшей правое и левое полушария мозга имеют собственные функции и находятся в постоянном взаимодействии. Информация извне поступает сначала в правое полушарие, где узнается, «получает образ», а затем уже в левое, где конкретизируется и называется. Правое полушарие (у правшей) преимущественно отвечает за оценку пространственных отношений, воображение, целостное восприятие, оценку ритмов и одновременное восприятие нескольких стимулов.
Левое полушарие специализируется на оценке временных отношений, конкретизации словесных выражений, чисел, на аналитическом последовательном восприятии, абстрактном и обобщенном мышлении. Правое мозговое полушарие сопряжено в основном с чувствительной сферой, а левое сопряжено с двигательной и речевой сферой. Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое – за работу правой половины тела. У большинства людей доминирует «логическое», левое полушарие, а организующую роль играют энергетические, подкорковые структуры. Внутри полушарий компоненты психических функций тоже достаточно четко локализованы, например, что за пространственные представления и пространственную организацию психических функций отвечает теменная зона левого и правого полушария, а за понимание обращенной речи – височная область левого полушария. У левши оба полушария, как правило, более автономны по своей работе, межполушарные взаимодействия формируются гораздо позже, чем у правши. В повседневной жизни это проявляется так: ребенок часто не слышит обращенного к нему вопроса, часто не может объяснить смысл слова, обращенной к нему речи. Часто «левша» делает неправильные выводы из прочитанного рассказа или трактует нестандартно жизненную ситуацию.
Если ребенок-левша не получает должного воспитания и развития, по своей мозговой организации он остается «вечным ребенком». Может быть, отсюда нестандартные поступки, наивные суждения , жизненная неприспособленность некоторых левшей? Плюс ко всему у левши доминирует правое, образное, полушарие. Отсюда – богатое воображение, фантазии и страхи.
«Левша́ — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» — «правша».Ученые полагают, что каждый шестой человек может одинаково использовать как левую, так и правую руку. А около 20% всех людей считаются скрытыми левшами, т. е. они могут равноценно работать обеими руками, но предпочтение почему-то отдают правой.
Более того, люди, обладающие какими-либо экстраординарными способностями, тоже в основном леворукие. Отличительными чертами левшей считались: повышенная способность четко воспринимать звуки и интонации, а также отличать тончайшие оттенки цвета, что не дано правшам. Одной из возможных причин леворукости ученые считают избыток тестостерона (мужской гормон), который замедляет рост левого полушария при развитии внутри утроба плода, поэтому доминирующим оказывается правое полушарие, что и становится причиной данного явления. Это объясняет, почему у мужчин оно встречается чаще, чем у женщин». [3].
Предрассудки, связанные с леворукостью
«Существуют различные предположения о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Одно из них - предположение американского учёного К. Сагана. По его мнению, левая рука могла считаться «нечистой» из-за того, что использовалась для гигиенических процедур, а правая только для еды и приветствий, что в какой-то мере предохраняло людей от распространения болезней. Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждается лингвистическим анализом. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов со значением «неловкий», «неуклюжий», но и со значением «неискренний», «разбитый», «зловещий», то есть таких, которые имеют, как правило, отрицательное значение. Это выраженное даже средствами языка предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. Они считают её «нечистой».
Так же относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии - йоруба, которым категорически запрещено что-либо брать или передавать левой рукой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная демонстрация неуважения к человеку. К сожалению, и сейчас ещё бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований.» [4].
Причины леворукости
Одним из важнейших вопросов, обусловливающих подход к левшам, является вопрос о причинах леворукости. Они могут быть разными:
Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
Второй вид - левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. В случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям
Иногда возникает псевдолеворукость. У детей не формируется преобладание правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость, либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук. Возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки. http://practic.childpsy.ru/education/books.php?ID=22705
Сильно леворукие – выполняют все действия левой рукой, несильно леворукие - некоторые действия выполняют правой рукой, отдавая предпочтение левой. . «Однако существуют люди, которые одинаково могут совершать действия обеими руками. Их научное название звучит как "амбидекстры". Особенности этих людей заключаются в том, что во взрослом возрасте обработка информации, поступающей извне, происходит параллельно в двух полушариях. Взаимообмен импульсами может производиться поочередно или одновременно между долями головного мозга. Также люди с данными особенностями совершенно спокойно могут совершать любые действия, к примеру, есть пищу, удерживая ложку одинаково хорошо в правой и левой руке». https://www.syl.ru/article
Основная часть
Практические исследования.
На подготовительном этапе, для выявление леворуких среди учеников школы было проведено анкетирование. Анкета представлена в Приложении 1 .
Провели опрос учащихся 1 по 11 класс, выявили 73 леворуких ученика
Анкетирование было добровольным и анонимным. Полностью заполненными мы собрали 44 анкеты.
Нами были выделены следующие группы учащихся: с 7 до 12 лет, и с 13 до 18 лет 10 учеников. Проанализировали анкеты девочек и мальчиков.
Анализ I группы 10 анкет мальчиков с 7 лет до 12 лет.
Все работы левой рукой выполняют 80 %, 20 % могут и левой и правой рукой. Зеркально пишет 1 ученик, переучится бы хотел тоже 1 ученик. Замедленная реакция на происходящее у 1 ученика. Любознательными себя считают 70% учащихся, все леворукие хорошо ориентируются на местности. Часы на левой руке носят 50%,на правой-30 %,не носят часы 20 %.. Толчковая нога левая и правая 50%. Генетическое левшество у 50 %учащихся : по линии♀-30 %,по линии
-20%, 50 % отметили, что в семье не было левшей. 100 % учащихся отметили. что магазинная стандартная одежда не приносит им неудобств .
Учащиеся II группы с 13 по 18 лет, 9 учеников ,отметили, что в основном выполняют работы ,как и правой, так и левой рукой. Зеркально не пишет никто из учащихся. Замедленная реакция на происходящее у 1 ученика, также сложности с ориентировкой у 1 ученика. Любознательны 65 %.Часы носят на правой 45%, на левой 55%. Генетическое левшество
у 33 %учащихся, по линии♀ 20%,
50 % отметили, что в семье не было левшей. 100 % учащихся отметили, что магазинная стандартная одежда не приносит им неудобств.
Анкетирование I группы, 20 девочек с 8 до 12 лет, показало следующие результаты. Удобно работать левой рукой положительно отметили 75% девочек данного возраста, левой и правой могут работать 25% учащихся. Зеркально пишут15 % девочек. Переучиться писать правой рукой не выразили желание все опрашиваемые. Замедленная реакция на происходящее у 20 % девочек. На местности ориентируются 85 % опрошенных. Толчковая левая и правая нога 40%, и 35 % ,у 5 % что толчковые обе ноги. Часы носят на правой руке 55%, на левой 35 %.,не носят часы 10%. Генетическое левшество
у 25 % учащихся : по линии♀ 5% , 70 % отметили, что в семье не было левшей. Неудобства стандартная одежда доставляет только 5 % ,75 % девочек этого не замечают.
. Провели анкетирование II группы, 5 девочек возраста с 13 до 18 лет.
40% девочек отметили, что они выполняют работы левой рукой, а 60% могут работать правой и левой, предположительно они амбидекстры.60 % учащихся, считают, что они пишут буквы зеркально. Переучиться писать правой рукой не выразили желание все опрашиваемые, хорошо ориентируются на местности 80% девушек, также они носят часы на левой руке. Толчковая нога у 80 % левая. Генетическое левшество по линии
0% учащихся, по линии♀ 40% , у 60 % опрошенных в семье не было левшей. Всем девочкам удобна стандартная одежда из магазинов.
Проанализировав любимые предметы у девочек до 12 лет ,мы выяснили, что наиболее любимые предметы у учащихся данного возраста, входят в раздел «Искусство», «Филология» и «Математика». Наименьший интерес вызывают такие предметы, как чтение, обществознание. У девочек с 13 лет наибольший интерес вызывает литература, остальные предметы не вызывают интереса у опрошенных. У мальчиков до 12 лет наибольший интерес вызывает математика, физкультура, технология .У юношей с 13 лет наибольший интерес вызывает физика ,физкультура, слабо выражен интерес математике, английскому, литературе ,черчению.
Заключение и выводы.
Проанализировав анкеты мальчиков мы установили, что у учащихся I группы 80 % явных леворуких, 20% учащихся возможно амбидекстры или скрытые левши. У учащихся II группы 90% явных леворуких и 11% амбидекстры или скрытые левши. Но они все отметили,что левой рукой им работать удобней.. Зеркальность, следовательно проблемы с письмом, только у одного учащегося 1 группы. Часы удобнее носить на левой руке, хотя в литературе отмечают, что леворукие носят часы в основном на правой руке. Учащиеся считают себя любознательными. Толчковая нога встречается и правая и левая. Генетическое левшество в 1 группе встречается как по линии матери ,так и по линии отца. У 50 % родители не были левшами.. Всем опрошенным мальчикам удобна стандартная одежда .
Из анализа анкет 1 группы девочек мы видим, что 40% девочек леворукие а 60% предположительно амбидекстры или скрытые левши. Девочки испытывают проблемы при письме, в особенности во II группе. Также они в большинстве считают себя любознательными и не испытывают трудностей с ориентировкой на местности. Часы удобно носить на правой и левой руке. И в 1 и во второй группе генетическая леворукость в большинстве не наблюдалась у родителей. Возможно она встречалась у бабушек и дедушек. Стандартная одежда также не приносит неудобств.
Ни у кого из опрошенных не возникало желание переучиваться.
По опросу предпочтения к предметам трудно установить зависимость интереса у леворуких.
Так же сложно было установить приоритет у леворуких к выбранным специальностям в будущем. У опрошенных, выбраны разнообразные специальности.
На основании проделанной работы мы определили,что на данном этапе мы выявили количество и особенности леворуких учащихся. Для более глубокого анализа необходимо продолжить работу по данной проблеме.
Литература
1.М. М. Безруких «Если ваш ребёнок левша».
2. Брагина Н. Н. «Левши».
3. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».
4. Каппорт К. Д. «Определение ведущего парного органа у человека».
5.Л. Жаворонкова «Правши и левши»
6. Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница