СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ СВОЕГО И ДРУГИХ НАРОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глубокие изменения социально-экономических условий жизни и деятельности членов современного общества, в которых формируются характеры и мировоззрение подрастающего поколения, настоятельно требуют поиска новых подходов как к образованию в целом, так и к поиску педагогических технологий, повышающих качество знаний, умений, навыков, как результата функционирования образовательных систем.

Просмотр содержимого документа
«ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ СВОЕГО И ДРУГИХ НАРОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

СВОЕГО И ДРУГИХ НАРОДОВ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Учитель технологии I катекогрии

МБОУ СОШ №1 с.п. «Село Пивань»

Мельник Елена Владимировна


Глубокие изменения социально-экономических условий жизни и деятельности членов современного общества, в которых формируются характеры и мировоззрение подрастающего поколения, настоятельно требуют поиска новых подходов как к образованию в целом, так и к поиску педагогических технологий, повышающих качество знаний, умений, навыков, как результата функционирования образовательных систем.

В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается обучение и воспитание школьников в условиях национального образования. Оно играет важнейшую роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения школьников к национальной культуре и традиции народов, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.

Комплексный подход к постановке всего процесса воспитания является на современном этапе развития школы методологическим принципом организации ее воспитательной работы. Важнейшим условием всестороннего развития личности школьников. Это практическая задача нашего времени, определяющая важность и необходимость постоянного совершенствования и таких важнейших составных частей всестороннего развития личности, как эстетическое и трудовое воспитание. Существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового воспитания младших школьников, в их духовном развитии имеют значение занятия декоративно-прикладным искусством, основанные на народном творчестве.

Необходимость изучения педагогических технологий, средств, методов обучения, технологии обновления и содержания образовательной области «Технология» с использованием национально-регионального компонента на I ступени обучения, которые обеспечивали бы качество обучения.

Национально-региональный компонент образования в последнее десятилетие занимает заметное место в исследованиях проблемы совершенствования педагогических систем, в поиске подходов к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса (А.Ю. Белогуров, В.А. Ивановский, С.Буторина, М.М. Карданова, В.И. Порошин и другие).

С достаточной полнотой подходы к педагогической технологии воспитания школьников показаны в исследовании А.Г.Голева. Автор подчеркивает важность процесса формирования знаний о национальных особенностях региона у младших школьников. В обучении таким учебным дисциплинам, как ОРКиСЭ и ИЗО, декоративно – прикладное творчество, имеются широкие возможности воспитания в условиях национальных традиции. ОРКиСЭ- один из школьных учебных предметов, где раскрываются особенности традиции, обычаев и культура народов.

Место национально – регионального компонента в начальном образовании обусловлено системным подходом к учебно-воспитательному процессу. Он предполагает последовательность накопления основополагающих, базовых знаний, их преемственность. В этой связи проблема внедрения национально – регионального компонента в начальную школу нам представляется достаточно важной. Роль национально – регионального компонента в обучении младших школьников изучена мно­гими учителями и дидактами.

Внимание дидактов к национально – региональному компоненту, по нашему мнению, результат понимания этого компонента как части педагогической системы. С позиции системного подхода национально – регионального компонента должен органично сочетаться с содержанием, средствами и ме­тодами обучения. В определенной степени национально – регионального компонент влияет и на формы обучения (типы уроков, в том числе и инновационные). Не случайно делаются попытки разработки стандарта национально-регионального компонента: И.П. Корнев, В.Г. Капустин, С.Н. Поздняк. Стандартизация образования с включением в него национально-регионального компонента обусловлена как Российскими, так и местными (республиканскими) законами и другими нормативными до­кументами.

Поскольку региональный компонент образования является частью педагогической системы, следует определить подходы к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в целом и отдельных его составляющих. В современных педагогических исследованиях системный подход к образованию и эффективность педагогических технологий занимают видное место: А.В. Батаршев - преемственность педагогических систем разного уровня, В.П. Беспалько - слагаемые педагогической технологии, И.В. Блауберг и дру­гие - о сущности системного подхода, Блинов В.М. - педагогическая эффек­тивность, ИЛ. Лернер - критерии педагогической эффективности.

Таким образом, в современной системе школьного образования с достаточной полнотой освещены вопросы теории и практики реализации национальных традиций разных народов в обучении ряду школьных предметов.

Декоративно-прикладное искусство - это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала.

В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Повышение эффективности трудового воспитания при изучении национальных традиции своих и других народов на I ступени обучения в процессе трудового обучении возможно, если при работе над определенными заданиями будет применяться национальный компонент, так как: его использование оптимизирует деятельность учеников; применение национальной культуры позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся; он позволяет усилить познавательные интересы младших школьников.