СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изучение синтаксиса и пунктуации в основной и средней школе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа составлена в соответствии с требованиями, предъявлемыми к проектным работм Ленинградским областным институтом развития образования, и содержит анализ типичных ошибок, допускаемых обучающимися при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, в работе представлены рекомендации по сокращению количества допускаемых ошибок.

Просмотр содержимого документа
«"Изучение синтаксиса и пунктуации в основной и средней школе"»

ПАСПОРТ

проектной работы


      1. Название работы: «Изучение синтаксиса и пунктуации в основной и средней школе».

      2. Автор работы: Валышкова Светлана Владимировна.

      3. Учебный предмет: русский язык.

      4. Тип проекта: практико-ориентированный.

      5. Заказчик проекта: МБОУ «Отрадненская средняя общеобразовательная школа №3».

      6. Цель проекта: обобщить педагогический опыт в области методики преподавания синтаксиса и пунктуации в основной и средней школе на основе анализа результатов обучения детей в МБОУ «ОСШ №3».

      7. Задачи проекта:

      • анализ результатов выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ, связанных с синтаксисом и пунктуацией;

      • выявление типичных ошибок обучающихся;

      • поиск способа ликвидации выявленных ошибок на основе обобщения педагогического опыта в данной области языкознания.

      1. Гипотеза: на основе обобщённого педагогического опыта можно составить рекомендации по снижению количества ошибок, связанных с синтаксисом и пунктуацией, при подготовке к ГИА.

      2. Аннотация: данная тема является актуальной для современной школы, так как в связи с развитием ИКТ и всеобщей компьютеризацией значительная часть обучающихся подчас забывает или не считает нужным использовать правила пунктуации в письменной речи, что ведёт к различного рода ошибкам в письменных высказываниях. Изменилась и устная речь подрастающего поколения: наблюдается упрощение высказываний, снижение процента употребления в устной речи простых осложнённых и сложных предложений, что свидетельствует о снижении способности подростков точно и грамотно формулировать свои мысли.

В представленной работе автор попытается выявить наиболее распространённые ошибки, допускаемые обучающимися, и найти возможные пути к снижению их количества.

Работа состоит из трёх частей. В первой части представлены теоретические сведения, необходимые для понимания сути проблемы, во второй части содержится анализ выявленных типичных ошибок обучающихся, а в третьей части сформулированы рекомендации по повышению уровня практической пунктуационной грамотности среди обучающихся.

      1. Предполагаемый продукт: рекомендации по снижению количества ошибок обучающихся при подготовке к сдаче ГИА.


      1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СИНТАКСИСА В ШКОЛЕ.


Содержание изучения синтаксиса в школе.


Синтаксис (от греч. — построение, строй) языка — его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей и правил, регулирующих построение речи. Синтаксис как наука — это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Синтаксические единицы — это конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями. Синтаксис рассматривается как замыкающий ярус языковой системы, который использует единицы всех уровней системы языка для реализации его коммуникативной и познавательной функций.

Содержание обучения синтаксису составляют синтаксические понятия. Словосочетание, предложение – основные синтаксические понятия. Члены предложения, главные, второстепенные члены предложения, грамматическая основа – синтаксические единицы. Виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Цели обучения синтаксису и пунктуации в школе:

  • дать представление об устройстве синтаксической системы русского языка;

  • выработать навык постановки знаков препинания,

  • развивать речь школьника, используя в речи (письменной и устной) сложные синтаксические конструкции;

  • развивать навыки устного связного высказывания (монолога);

  • развивать навыки связной речи на письме (высказывание мыслей, сочинение).

Синтаксические умения:

- отличать словосочетания от предложений;
- находить грамматическую основу предложения;
- различать простые и сложные предложения;
- производить синтаксический разбор предложений и словосочетаний;
- составлять схему предложения;
- составлять предложения по схемам;
- использовать изучаемые синтаксические конструкции в собственной речи.


Принципы в изучении синтаксиса:
- морфолого-синтаксический: сопоставление членов предложения и частей речи. Для того, чтобы учащиеся научились различать части речи и члены предложения необходимо предлагать им предложения с нетипичными случаями выражения того или иного члена предложения;
– интонационный: сопоставление синтаксической структуры предложения и интонационного оформления.

Место синтаксиса в курсе русского языка.

Синтаксис традиционно изучается в школьном курсе грамматики. Методисты (А. В. Текучев, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов и другие) отмечают необходимость изучения синтаксиса во взаимосвязи с другими разделами науки о языке. На синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование речевых и языковых умений, орфографических навыков.

Задачи изучения синтаксиса в школе:

1) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий;

2) совершенствовать речь учащихся в направлении ее соответствия синтаксическим нормам языка;

3) обогащать синтаксический строй речи учащихся;

4) создать базу для усвоения школьниками правил пунктуации.

В программах синтаксис представлен в первой содержательной линии курса "Русский язык", предполагающей получение учащимися основ лингвистических знаний из области синтаксиса. Основу содержания школьного курса синтаксиса составляет система синтаксических понятий.

Методы изучения синтаксиса:

- метод наблюдения и анализа языковых явлений: учащиеся под руководством учителя внимательно рассматривают синтаксические явления, отмечают отдельные признаки, наблюдают за интонацией, делают выводы и обобщения;
- лингвистический эксперимент: сопоставление, противопоставление, соотносительный анализ, трансформация;
- метод самостоятельной работы: самостоятельное изучение теоретического материала, решение синтаксических задач;
- алгоритмизация.

Содержание изучения словосочетания:


1) формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса;

2) формирование умений:

— определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопросов;

— выделять словосочетания в предложении;

— устанавливать связи между словами в словосочетании;

— различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Методически правильная организация процесса освоения школьниками данной синтаксической единицы предполагает учёт её характерных признаков. Словосочетание как единица синтаксиса представляет собой непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности. В составе словосочетания имеется грамматически господствующее слово (главный компонент) и грамматически подчинённое слово (зависимый компонент). Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами (согласования, управления и примыкания).

Отличия словосочетания от предложения:

1) словосочетанию не свойственна функция сообщения, оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения;

2) словосочетание не выражает суждения, ему не свойственна категория модальности (выражение отношения автора предложения к действительности или к высказыванию);

3) словосочетание не имеет интонации;

4) в словосочетании используется только подчинительная связь, тогда как в предложении используется и сочинительная, и подчинительная связь.

Данные признаки словосочетания необходимо учитывать в процессе формирования у учащихся умения различать словосочетание и предложение.

Этапы работы над словосочетанием выделены Г. А. Фомичевой. Первый этап предполагает первичное усвоение синтаксических отношений между словами при изучении раздела "Предложение". Второй этап связан с формированием умений устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов предложения с второстепенными членами предложения. На третьем этапе происходит формирование умения определять часть речи на основе учёта лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи. Предусмотрено усвоение норм согласования и управления. На четвертом этапе учащиеся усваивают правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Виды упражнений над словосочетанием методисты выделяют на разных основаниях. Т. Г. Рамзаева указывает упражнения, которые направлены на осознание учащимися сущности зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Виды таких упражнений:

1) распространение предложения на основе указания члена предложения, который требуется распространить;

2) восстановление деформированного предложения (начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов выделяются словосочетания);

3) деление сплошного текста на предложения (в каждом предложении выделяются главные члены и словосочетания);

4) анализ предложения и составление его схемы (выделяются грамматическая основа, затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее, затем второстепенные члены, которые поясняют сказуемые, далее второстепенные члены, поясняющие другие второстепенные члены предложения).

Г. А. Фомичева указывает упражнения, предполагающие конструирование различных типов словосочетаний с целью предупреждения возможных ошибок в употреблении падежных форм имен существительных и прилагательных. Виды таких упражнений:

1) составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова;

2) составление словосочетаний по данному главному слову путём подбора подходящих по смыслу зависимых слов;

3) составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагательному, наречию) путём подбора главного слова;

4) составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имён существительных в разных падежах;

5) составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определённого предлога;

6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.

Значение работы над словосочетанием как единицей языка заключается в следующем:

1) усвоение моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения, оказывает положительное влияние на развитие логического мышления;

2) работа над словосочетанием подготавливает школьников к осознанию синтаксических отношений между словами внутри предложения;

3) работа над словосочетанием позволяет организовать изучение частей речи на синтаксической основе (например, ознакомление младших школьников с категорией падежа имён существительных осуществляется на основе установления связи между словами, входящими в словосочетание);

4) изучение словосочетания способствует формированию орфографического навыка школьников.


Содержание изучения предложения.


Работа над предложением значима в реализации социокультурной цели обучения русскому языку, которая предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие их устной и письменной, монологической и диалогической речи.

Предложение трактуется как "главное средство выражения и сообщения мысли". В работе над предложением необходим учёт его многоаспектности (грамматической организованности, семантической завершённости, интонационного оформления).

Значение работы над предложением состоит, во-первых, в том, что в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка — познавательная, экспрессивная и коммуникативная. Во-вторых, в процессе изучения теоретического материала о предложении как единице синтаксиса происходит обогащение знаний учащихся о языке, что повышает уровень их языковой компетенции. В-третьих, при выполнении упражнений формируется умение осознанно использовать предложения в устной и письменной речи. В-четвёртых, на синтаксической основе осуществляется усвоение лексики и морфологии, фонетики и орфографии. Предложение как единица речи дает возможность детям осознать роль в языке имён существительных, прилагательных, глаголов. В-пятых, работа над предложением развивает внимание и интерес учащихся к интонационно-смысловой стороне высказывания, что оказывает положительное влияние на формирование пунктуационных умений школьников. В-шестых, предложение располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых повышает уровень культуры речи школьников, способствует развитию их творческих способностей. В-седьмых, происходит развитие речи учащихся на всех уровнях: произносительном (формируется умение правильно интонировать предложение); лексическом (в составе предложения раскрывается лексическое значение слова; предложение имеет большие возможности для уточнения и активизации словаря); грамматическом (формируется умение употреблять в речи различные синтаксические конструкции); на уровне связной речи (предложение используется в качестве "строительного материала" для создания текста). Наконец, при ознакомлении школьников с особенностями синтаксических понятий при выполнении упражнений, предполагающих анализ различных синтаксических конструкций, развивается логическое мышление учащихся, овладение универсальными учебными действиями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по окончании девятого класса обучающийся должен владеть пунктуационными навыками, а также навыками грамотного построения устных и письменных высказываний. Выпускник средней школы должен уметь составлять объёмные устные и письменные тексты, расставляя знаки препинания с учётом правил и интонационных особенностей текста. Но на практике мы сталкиваемся с большим количеством ошибок, речь о которых пойдёт ниже.


2. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 — 11 КЛАССОВ.


Рассмотрим ошибки, наиболее часто встречающиеся в работах выпускников 9-х и 11-х классов на примере работ обучающихся МБОУ «ОСШ №3».

Как известно, в контрольной работе для 9-го класса задания 7 — 14 проверяют знания учащихся в области синтаксиса и пунктуации. Обратимся к таблице 1.






Таблица 1.

Дата

Кол-во обучающихся, выполнявших работу

Количество обучающихся, выполнивших задания

7

8

9

10

11

12

13

14

10.09.15

22

4

13

13

15

10

4

2

3

08.10.15

22

11

11

18

9

6

16

7

12

30.11.15

20

18

9

16

17

13

1

8

7

16.12.15

21

8

10

12

12

13

5

9

6

29.01.16

23

15

13

13

18

14

6

8

11

10.03.16

18

17

14

15

18

17

0

13

12

14.04.16

21

17

15

11

20

9

5

12

12

03.06.16

25

16

20

19

19

21

9

21

19

Как видно из приведённых данных, определённая положительная динамика есть, хотя ошибок допускается достаточно много.

В таблице 2 приведены результаты выполнения заданий по синтаксису и пунктуации в 11 классе.


Таблица 2.


Дата

Кол-во обучающихся, выполнявших работу

Количество обучающихся, выполнивших задания

15

16

17

18

К8

10.11.15

13

12 (5 чел. - 1 б., 7 чел. - 2 б.)

9

10

9

0 б. - 3 чел., 1 б. - 3 чел., 2 б. - 7 чел.

15.12.15

13

12 (7 чел. - 1 б., 5 чел. - 2 б.)

12

7

7

0 б. - 6 чел., 1 б. - 0 чел., 2 б. - 3 чел., 3 б. - 4 чел.

13.01.16

12

10 (4 чел. - 1 б., 6 чел. - 2 б.)

10

10

10

0 б. - 4 чел., 1 б. - 5 чел., 2 б. - 1 чел., 3 б.- 1 чел.

25.02.16

14

14 (8 чел. - 1 б., 6 чел. - 2 б.)

7

6

8

0 б. - 3 чел., 1 б. - 1 чел., 2 б. - 9 чел., 3 б. - 1 чел.

22.03.16

15

13 (6 чел. - 1 б., 7 чел. - 2 б.)

8

12

9

0 б. - 5 чел., 1 б. - 4 чел., 2 б. - 1 чел., 3 б. - 3 чел.

ЕГЭ

16

13 (5 чел. - 1 б., 8 чел. - 2 б.)

11

7

12

0 б. - 5 чел., 1 б. - 3 чел., 2 б. - 6 чел., 3 б. - 2 чел.


Анализируя данные, приведённые в таблицах, можно прийти к выводу, что к моменту окончания средней школы учащиеся имеют определённые пунктуационные навыки и знания в области синтаксиса русского языка.

Каковы же причины допускаемых учащимися ошибок? Опираясь на опыт работы, могу сказать, что одна из основных причин — небрежное прочтение учащимися формулировок заданий и невнимательное отношение к критериям оценки заданий. Например, в 11 классе требуется многократное напоминание о том, что за задание 15 можно получить максимум 2 балла, а не 1.

Вторая причина — слабая теоретическая подготовка обучающихся. К сожалению, зачастую подростки не считают необходимым вникать в теорию языка, что приводит к большому количеству ошибок как в 9, так и в 11классах.

Третья причина — отсутствие системы в выполнении домашних заданий. Опыт показывает, что усидчивый ребёнок со средними способностями к обучению, регулярно и тщательно выполняющий задания дома, показывает подчас более высокий результат на экзамене, чем способный к обучению, но ленивый.

Для того, чтобы повысить результативность своей работы, учитель, на мой взгляд, должен вести планомерную работу в нескольких направлениях:

  • уметь заинтересовать обучающихся теорией языка в период обучения в 5 — 8 классах;

  • настаивать на проговаривании пунктуационных правил в период изучения синтаксиса и пунктуации в 8 — 9 классах;

  • акцентировать внимание на грамматических основах простых и сложных предложений;

  • максимально увеличить количество письменных заданий в процессе изучения синтаксиса и пунктуации русского языка;

  • предлагать обучающимся старших классов задания для синтаксического и пунктуационного анализа сложных предложений.


3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ


В 5 — 7 классах, когда изучению синтаксиса уделяется немного времени, необходимо обращать внимание детей на:

  • грамматические связи слов в словосочетании;

  • грамматические основы простых предложений;

  • синтаксическую роль причастия, причастного оборота и краткого причастия;

  • синтаксическую роль деепричастия;

  • расстановку знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах;

  • роль союзов в предложениях;

  • отличия простых предложений от сложных.

Если к моменту окончания седьмого класса обучающиеся будут иметь ясное представление о причастии и деепричастии, то в восьмом классе предложения с обособленными определениями и обстоятельствами будут усваиваться ими гораздо легче, а при выполнении задания 9 в ОГЭ ошибок будет меньше.

Одна из распространённых ошибок — неправильное выделение грамматической основы в простом предложении (задание 8 в ОГЭ). Для уменьшения количества ошибок я прошу учащихся 8 и 9 классов выделять основы в каждом предложении, которое они пишут в классной или домашней работе. Мы не просто их подчёркиваем, но определяем вид сказуемого, способ выражения подлежащего, вид односоставного предложения. Практика показывает, что дети путаются в терминологии, что является ещё одной причиной ошибок в ОГЭ.

При изучении синтаксиса простого и простого осложнённого предложения в 8 классе мы работаем следующим образом:

  • выделяем грамматические основы предложений, определяем вид сказуемого и способ выражения подлежащего;

  • подробно рассматриваем, чем предложение осложнено (задания 9, 10 в ОГЭ);

  • объясняем пунктуационные правила;

  • выполняем контрольные домашние упражнения с целью закрепления полученных знаний;

  • отрабатываем синтаксис словосочетания (задание 7) на примере конкретных предложений: выписываем, определяем способы связи, производим замену синонимичными конструкциями.

В 9 классе всё внимание отдаётся сложным предложениям. Учащиеся должны чётко знать виды сложных предложений по способу связи простых частей (задания 12, 13, 14), уметь определять количество грамматических основ в них. Для достижения этих целей мы делаем следующее:

  • определяем виды связи простых частей в составе сложного предложения;

  • работаем с правилами пунктуации на конкретных примерах сложных предложений;

  • выделяем грамматические основы;

  • составляем схемы предложений;

  • определяем виды придаточных в СПП и способы подчинения придаточных в СПП с несколькими придаточными (задание 13);

  • не забываем о простом осложнённом предложении, концетрируя внимание обучающихся на количестве основ в предложении.

В 10 — 11 классах повторяем учебный материал, продолжая отрабатывать практические умения на примере как отдельных предложений, так и текстов. Серьёзно работаем с пунктуацией в сочинении ЕГЭ, разбирая конкретные пунктуационные ошибки, выполняем и тематические тестовые задания, и задания в формате ЕГЭ.

Таким образом, задача учителя заключается не только в том, чтобы «натаскать» обучающихся на сдачу ОГЭ и ЕГЭ. Главная задача — привести учащихся к осознанному применению правил, изученных ими в процессе работы над синтаксисом. И для решения этой задачи нужны не только тесты и контрольные работы, но и выразительное слово, яркие примеры, которые в нужный момент помогут учащемуся вспомнить то, что он, как ему иногда может показаться, «забыл».































Список источников


1. http://www.bestreferat.ru/referat-406623.html

2. http://studopedia.ru

3. http://www.studfiles.ru/preview/2548761/

4. http://studme.org

5. http://www.dissercat.com












Скачать

© 2018, 7669 26

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!