СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение словарных слов в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке показана структура изученияя словарных слов в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Изучение словарных слов в начальной школе»

МОУ Школа № 6 г. Черемхово

Антоновская Марина Николаевна,

учитель начальных классов















«Изучение словарных слов в начальной школе»



























«Лучше усваиваются те знания,

которые поглощаются с аппетитом».

Анатоль Франс



В начальной школе, в курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой ученики усваивают написание слова с непроверяемыми гласными в корне слова. Программой начального обучения по русскому языку для любого УМК, для каждого класса предусмотрен специальный список слов.

Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой стороны –изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизаций словаря учащихся. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.

Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. С каким трудом даётся изучение словарных слов знает каждый педагог.

Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности. А значит у детей необходимо развивать все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, укрепляются навыки мыслительной деятельности, формируются навыки самостоятельной работы. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, абстрагировать и обобщать, составлять, сравнением словосочетания и предложения, Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка.

За время моей работы, я сталкивалась с различными проблемами, основные из которых являются:

  • Плохо развитая орфографическая грамотность;

  • Низкий уровень внимания.

  • Низкий уровень словарного запаса;

Я использовала разные методы и приемы повышения уровня развития речи учащихся на уроках русского языка, но они оказались недостаточно эффективными. Ученики продолжали допускать значительное количество ошибок в выполнении письменных работ.

Необходимо было найти пути решения этих проблем. Моей целью стало - теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность наглядно – репродуктивного метода, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников.

Цель метода - разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся и повысить процесс запоминания «трудных» слов и

Задачи:

  • Развивать произвольное внимание.

  • Обогащение словарного запаса.

  • Формирование грамотного письма.

В ходе применения наглядно – репродуктивного метода на уроках русского языка были видны положительные сдвиги.

По результатам применения этого метода наблюдается:

  • Формирование произвольного внимания.

  • Увеличение словарного запаса.

  • Повышение уровня речевого развития.

Этот метод работы я применяю уже не один год. За это время он показал себя, как действительно эффективный способ словарной работы. Выделяя 5 минут на уроке для такой работы, способствует безошибочного написание слова с непроверяемыми гласными в корне слова.


































Приложение 1.





План работы при изучении словарных слов.


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

  1. Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.


1 Графическая ассоциация.

Игра «Угадай слово».

1 Игра «Угадай - ка».

Составление слов из букв.

1Логическое значение словарных слов







Словарный диктант(аудиодиктанты, картинные)

2 Наглядное объяснение и разбор новых словарных слов.


2 Наглядное объяснение и разбор новых словарных слов.

2 Наглядное объяснение и разбор новых словарных слов.

2 Наглядное объяснение и разбор новых словарных слов.

3 Упражнения в нахождении ошибок в словосочетаниях со словами из словаря.


3 Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.

3 Упражнения в составлении предложений со словами из словаря.

3 Подбор однокоренных слов.




















Приложение2.

Практический материал.

Горох




  1. Отгадай загадку.

В зелёной палатке
Колобки спят сладко,
Их довольно много.
Что это?

  1. Что такое горох?

Травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами (горошинами). Семена этого растения употребляют в пищу.


3)Составь из слогов родственные слова, запиши их.

ши

шек

вый

го

рох

хо

шин

на

ро

ка


4)Допиши прилагательные

Суп … .

Поле … .

5) Подумай и объясни, когда так говорят.

Как об стенку горох. ( Ничего не действует на кого – либо)

При царе Горохе. (Было)

6) Сочетаемость слов.

Какой бывает горох? (мелкий, крупный, ранний, зелёный, вкусный, сладкий).



Приложение 3.

Жёлтый


  1. Какое слово рассыпалось?

Ё, Й Т, Ы, Л, Ж.

2)Назови синонимы.


(золотой, лимонный, канареечный, янтарный, соломенный, яичный)

4)Допиши пропущенные слоги.

… тенький

…товатый

…тизна

…теть ( становиться жёлтым)

… тить ( окрашивать в жёлтый цвет)


5) Отгадай загадки.

А) Он и жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Песок)








Приложение 4

Потом, после.

  1. Какие слова спрятались на рисунке?


м

О

О



Т

П







О

С

Л

П

Е





  1. Что можете сказать об этих словах?

(Слова – синонимы. Означают – спустя некоторое время.)


  1. Придумай предложение со словом после.

4) Запишите предложения.

Сначала долго шёл снег, а потом засверкало солнце.


Приложение 5.


Тренажёр « Словарные слова» https://learningapps.org/myapps.php











10

10

10

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!