Изучение внимания учащихся 4,5,6 классов МБОУ «Североонежская СОШ»
Автор: Бызова Полина,
учащаяся 6а класса
Руководитель:ТимошенкоЕ.А., учитель русского языка и литературы
Цель: изучение возрастного изменения уровня внимания.
Гипотеза: с возрастом уровень внимания повышается.
Задачи:
1) Изучить литературу по данной теме.
2) Провести психологические тесты.
3) Сформулировать рекомендации по повышению внимания.
Предмет исследования: психология
Объект исследования: внимание учащихся
Методы исследования:
1.Социалогическое исследование.
2.Сбор информации из книг, сайтов Интернета.
3.Обработка информации.
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.
Свойства внимания.
- Переключение
- Распределение
Виды внимания
Условия возникновения
Непроизвольное
Основные характеристики
Действие сильного, контрастного или вызывающего эмоциональный отклик раздражителя
Произвольное
Лёгкость возникновения (без усилий) и быстрота переключения (мгновенность)
Постановка (принятие) задачи
Постпроизвольное
Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, вызывает утомление
Возникновение интереса к деятельности
Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение
Выделяют внешнее внимание , обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание - подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.
)У ребёнка можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.
8
В процессе работы гипотеза подтвердилась и можно сделать следующие выводы:
- В процессе работы гипотеза подтвердилась и можно сделать следующие выводы:
1. Учащиеся младшего звена не слишком внимательны, их средний уровень внимания характеризуется ниже среднего.
2.Среднее звено школы обладают средним уровнем внимания, но у них есть проблемы с непониманием собеседника.
3. У всех учащихся встречается проблема с терпением и владением собой.
4. Уровень внимания увеличивается с возрастом.
5. Уровень внимания зависит от темперамента учащегося.
6. Чтобы определить уровень внимания школьников необходимо изучить темперамент каждого учащегося в отдельности и только тогда мы сможем показать степень сосредоточения внимания в целом.
Использованная литература:
1.Зиглар З. Идеальное исполнение – Мн.: ООО «Попурри», 2003 – 288 с.
2.Книга психологических тестов./Сост. А. Ланская – М.: ООО «Мир книги», - 2004 – 448 с.
3.Кудряшова С.В., Юнина Е.А. Психология человека: учебно-методическое пособие. Часть 3. – Пермь: изд-во Припип. 2003. – 68 с.
4.Маленкова Л.И. Человековедение. Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 230 с.
5.Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или искусство нравится себе и другим. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000 – 368 с.
Чарный Б.М. Воспитай себя сам. – Пермь: Кн. изд-во, 1990 – 149 с.
6.http://www.effecton.ru/
Спасибо за внимание !
8