СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изумрудная рыбка" Разработка урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Изумрудная рыбка" Разработка урока»

МАОУ «Умайская ООШ»

Учитель русского языка и литературы: Маринина Н.Б.

Урок по родной русской литературе по произведению Н.Назаркина «Изумрудная рыбка»

«Изумрудная рыбка» – символ дружбы, веры и надежды.





Задачи:

Обучающие:

  • Знакомство с биографией Н.Назаркина.

  • Актуализация знаний анализа текста.

  • Осуществить целостный анализ образов героев (мальчиков).

  • Сформировать навыки исследовательской работы с текстом.

Развивающие:

  • Развитие эмоций и воображения.

  • Развитие коммуникативных способностей.

  • Развитие творческого мышления.

  • Развитие навыков работы с текстом.

  • Развитие монологической и диалогической речи.

Воспитывающие:

  • Воспитать уважительное отношение к писателю.

  • Воспитать уважительное отношение к литературе.

  • Воспитать понимание прекрасного.

  • Воспитать уважительное отношение к людям, которые болеют.

  • Дружба – это очень важное в жизни каждого человека, современные дети и дети «из прошлого»





Оборудование: Текст, компьютер, презентация.











  1. Организационный момент. – Здравствуйте, ребята. Посмотрим друг на друга, улыбнемся, настроимся на хороший урок!

  2. Биография Н.Назаркина. Имя писателя, произведение которого мы будем сегодня изучать, вам, наверняка неизвестно.

Родился в Москве, в 1972 году, 1 апреля. Чему, естественно, до 2 апреля никто не верил. В 1979 году пошел в школу, куда честно отходил 10 лет по шесть месяцев в год: три месяца вычитались на каникулы и еще три – на пребывание в больнице. Школу окончил в 1989-м, с трудом выпросив тройку по литературе, русскому и иностранному языкам. Физика, алгебра и астрономия были на отлично, так что вопрос о дальнейших планах даже не стоял – конечно, заниматься книжками и языками! «Поболтался» по разным профессиям( от теплофизики до поварского дела) и работам (от диспетчера на телефоне до изготовления мягкой игрушки). Занимался всем, от написания статей до техобеспечения работы компьютеров в различных офисах. Параллельно от нечего делать пошел учиться в 1995-м в Московский государственный университет культуры на факультет библиотечной работы. По окончании в 2000-м году около полутора лет проработал в РГДБ. В 2001 – м женился и в 2002 – м уехал на родину жены в Нидерланды, где, собственно, сейчас и живет.

- Ребята, что необычного вы видите в биографии писателя?

- Почему эти факты заинтересовали вас?

- Как вы думаете, повлияла ли биография писателя на его произведения? Как?

3. Работа с текстом.

- Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем собирать пазлы, но не простые, а пазлы из текста. А вы знаете что такое пазлы и как их собирать? Текст разделен на 11 частей, каждый отрывок – это часть пазла. Давайте попробуем собрать наши отрывки в единое целое. Первый отрывок прочитаю я сама, а дальше вы попробуете сами определить, какая часть будет следующей.

Отрывок 1.

Пропала зеленка. И во всем виноват Серый. То есть он, конечно, не виноват. Но все равно. Кто дал зеленку Юрке? Серый и дал.

И сказать ему ничего нельзя. Потому что он посмотрит только – а как не дать, если человек серьезно просит? – и все. Я бы сам дал, и это самое обидное.

- Итак, что произошло?

- Кто является участниками событий?

- Почему ребята расстроились из-за зеленки?

- Как вы думаете, что могло бы произойти дальше?

Отрывок 2.

И Юрке тоже вмазать нельзя. Потому что он тоже не виноват. Он дурак просто. Оставил зеленку на тумбочке, прямо так, на виду, а Лине Петровне как раз приспичило зайти спросить про эту дурацкую температуру. Кто в больнице температуру меряет, я вас спрашиваю? Только тот, кому от градусника не уйти. Вон Шурик из четвертой палаты меряет, потому что бабушка рядом. А так — все равно ведь в больнице лежишь, вылечат, если надо. Еще им температуру мерить!

Вот так оно и случилось. Лина Петровна зеленку увидела — цап! — и в карман. Потому что медикамент. Не положено.

-Где происходят события?

- Зачем ребятам зеленка?

- Чем интересна речь детей? Понятна ли она вам?

Отрывок 3.

А нам что делать? Без зеленки — все, капец. Без зеленки над нами весь пятый этаж ржать будет. Потому что бесцветная рыбка — это позор. Это даже хуже, чем вообще не красить. Лучше бы, как малыши какие, сплели из «сырой» капельницы…

- Почему же никак не обойтись без зеленки?

- О какой такой рыбе идет речь?



Отрывок 4.

Рыбок из капельниц плетут, чтоб вы знали. Длинные, тонкие, желтые, почти прозрачные трубочки — давай, плети, если фантазия есть. А если еще уговорить новенькую процедурную сестру дать всю «системку»: с надутыми баллончиками фильтров, с манжетами-«резинками», с толстыми тупыми иглами-«воздушками»…

Только учтите, что если плести просто так, как первоклашка какой, то раздует вашу рыбку и перекосит — жуть. Тут подготовка нужна.

Ну вот, доподготавливались. Зря мы с Толиком эту дурацкую капельницу на спинку кровати натягивали, чтоб растянулась, просохла и побелела. Зря мы ходили на пятый тащить недостающее прям из-под носа у «пятачков»…

- Вы поняли, что это за рыбка?

- Как ее можно сделать? Зачем готовиться?

- Как вы думаете, почему герои придумали себе такое занятие? Вы сами никогда не делали такие вещицы ?

- Что такое капельница?. Посмотрите на трубочки ( учитель демонстрирует капельницу)



Отрывок 5.



— Может, рыцаря сплетем? — говорит Толик.

— Рыцаря… На рыцаря три фильтра нужны, а мы все фильтры уже променяли. Кто ж знал-то?

— А может… — говорит Серый и замолкает.

Кроме рыцаря и рыбки, мы умеем плести только чертиков. Но чертик — это даже не плетение, баловство одно: чурбачок — туловище, кубик — голова, подрежь торчащие концы до нужной длины — вот тебе и руки, и ноги, и рога с ушами. А уж вставить глаза да хвост и скрепить все это вместе толстой «воздушкой» — даже уметь не надо…

Поэтому Серый и замолкает. Ему нечего предложить, потому что предлагать нечего. А не предложить он не мог, потому что чувствует себя виноватым. И за зеленку, и за то, что нам не помогал. Хотя тут он ну совсем не виноват: у него левая рука в корсете, а с одной рукой — какой из него помощник?..

- Почему расстроен Серый?

- Почему герои не хотели плести рыцаря или чертика?

- Чем отличаются герои рассказа от обычных детей?

- Вспомните, о каких людях-инвалидах мы с вами говорили и когда?



Отрывок 6.

Мы сидим в коридоре, в тупичке за ординаторской. Здесь стоит какая-то пальма, а за пальмой — подоконник. Толик все время дергается — у него почки. И если Лина Петровна заметит, что мы тут на подоконнике сидим, сразу начнется: «Да ты простынешь, да тебя продует, да о чем ты только думаешь!..»

О рыбке он думает. С этими почками он уже почти двенадцать лет живет, потерпят они как-нибудь пять минут.

Но зеленки нет. А значит, покрасить капельницу нельзя. И вместо воображаемой нами в мечтах роскошной изумрудной рыбки — чешуя внахлест, глаза кругами, а плавники и хвост накрутить на карандаш! — получим мы дурацкого бесцветного карася. А тут какие-то почки да температуры…

Надо что-то решать.

- Ребята, почему герой называет пальму «какой-то», почки «какими-то»?

- Почему герои не боятся нарушить распорядок больницы?

- Как бы вы решили такую проблему?

Отрывок 7.

— Кажется, я в поликлинике зеленку видел, — говорит Толик.

Поликлиника — это первый этаж нового корпуса. Но днем нам туда нельзя: приспичит этим докторам, а нас на месте нету, — а вечером она закрыта.

— Давайте бабу Настю попросим? — в отчаянии предлагает Серый.

— Она скажет, что мы замажем этой зеленкой весь пол, а ей — оттирай, — говорю я.

Мрачно говорю, потому что положение наше ужасное. А в ужасном положении нужно решаться на крайние меры.

— Вот что, — говорю я. — Делать нечего. Надо добыть зеленку. Зеленка есть у той рыжей из двенадцатой палаты…

Все молчат. Потому, что двенадцатая палата — это пятый этаж. Идти в логово «пятачков» — даже в девчачью палату — не хочется.

- На какие меры идут герои?

- Как вы думаете, почему?



Отрывок 8.



— Я пойду, — говорит Серый.

Ему ужасно хочется что-нибудь сделать.

А мы молчим. Потому что нам не хочется идти к «пятачкам».

— Я пошел, — говорит Серый.

…Зеленку он приносит через полчаса. Хмурый.

— Вот, — говорит Серый. — Саша ее зовут. Красьте давайте и режьте…

-Где ребята достали зеленку?

-Почему Серый пришел хмурый?



Отрывок 9.

И мы стали красить и резать. Красить — ничего трудного: налей зеленку в капельницу, зажми концы да покрути, чтоб размазалось хорошенько. Ну, и лишнее слить и просушить.

Сушили мы тут же, за батареей. Тут никто не найдет и тепло.

Резать — хуже. Резать надо по длине, чтоб сделать из трубки ленту — длинную, гибкую ленту.

Изумрудную ленту.

Серый только смотрел и хмурился. Он все переживал, что из-за него чуть все не сорвалось.

— Не переживай, — сказал Толик. — Все равно это наша рыбка.

Серый промолчал.

— А чего ты той рыжей наврал, чтоб она тебе зеленку дала? — говорю я.

— Что живот расцарапал, — говорит Серый.

И лицо у него такое грустное, словно у него и впрямь живот болит.

Я молчу. В больнице нет хуже, чем про болезнь для выгоды соврать. Но ведь он для нас соврал! Без зеленки нам все! Капец!

Пока сплели — семь потов сошло, как говорит баба Настя. Не знаю, с меня, по-моему, вдвое больше. Но сплели.

- Что нельзя делать в больнице? Почему?

- Рады стали дети? Почему?



Отрывок 10.

Подвесили на ту же пальму — полюбоваться. Рыбка висит, покачивается, свет на боках играет…

А веселья нет. Не изумрудная рыбка у нас получилась. Так, зеленая просто…

А Серый вообще не смотрит.

— Нет, — говорит Толик. — Дурацкая какая-то рыбка эта…

И мы разошлись. Серый ушел последним.

- Почему же рыбка вышла не изумрудной, а зеленой?

- В чем отличие изумрудной рыбки от зеленой?

- Ребята, а вы знаете еще каких-нибудь необычных рыбок, упомянутых в литературных произведениях?

- Является ли Изумрудная рыбка каким-нибудь символом?

- Почему Серый ушел последним?



Отрывок 11.

Он сжимал эту дурацкую рыбку в кулаке, и я знал, о чем он думает: отнести ее той глупой рыжей Саше из двенадцатой палаты или просто поскорее выбросить…

- Как вы понимаете финал рассказа?

- Почему рассказ так назван?

- О чем произведение? Какова тема и основная мысль рассказа?



  1. Итог.

Ребята, мы с вами собрали все детали пазла воедино, с чем я нас и поздравляю! Помните, в начале урока я говорила, что Назаркин лежал часто в больнице? Так вот, в шесть лет Николаю Назаркину поставили диагноз – гемофилия. (Ребята, а вы знаете, что такое гемофилия?) Поэтому о больницах автор знает не понаслышке. Став взрослым, в 1993-м начал работать в общественной организации инвалидов, больных гемофилией. У Назаркина есть цикл рассказов, названный «Палатные рассказы», в который входит и наша «Изумрудная рыбка».

Я знаю, что некоторым из вас приходилось лежать в больнице. Вы знаете, что такое «больничная жизнь»

Ребята, а теперь давайте с вами напишем письмо ребенку, лежащему в больнице. Напишите ему свои пожелания, мысли . А я передам письма в больницу детям. Возможно, начнется переписка между вами.

5.Домашнее задание. К следующему уроку прочтите рассказы «Ах, миледи», «Про личную жизнь». Всем спасибо за урок. С вами было интересно!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!