СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение русскому языку детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько педагогических правил, которые будут полезны педагогам в работе с детьми с ЗПР 

Просмотр содержимого документа
«Обучение русскому языку детей с ЗПР»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»













Выступление на семинаре учителей начальных классов (03.11.16)





Обучение детей с ЗПР русскому языку















Выступление подготовила

учитель начальных классов

Седунова Т.В.





Дети, имеющие задержку психического, речевого, моторного развития, способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя и родителей.

Детям с ЗПР следует давать задания, небольшие по объему, и не переходить к изучению нового материала, пока ребенок не усвоит старые правила, надо повторно возвращаться к пройденному, поощрять за малейший успех, вселять уверенность в свои силы. 
Отдайте ребенка в различные секции: танцевальные, спортивные, художественные, музыкальные… Это пойдет ему только на пользу!

Из-за высокой утомляемости и неустойчивой работоспособности такие дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале, хуже - на последнем уроке, чем на первом, не успевают за темпом работы в классе. Постепенно увеличивается объем неусвоенного учебного материала, растет педагогическая запущенность, что делает их хронически неуспевающими учениками.

На первый план выступают энцефалопатические проявления. Чаще всего это церебрастенический синдром (церебро - мозг, астения - слабость), обусловленный органическим поражением головного мозга, проявляющийся в виде повышенной психической истощаемости, неустойчивости внимания и работоспособности, эмоциональной ранимости, двигательной расторможенности, головных болей, непереносимости духоты, шума.

Наличие у ребенка грамматических ошибок, неусвоенные правила, словарные слова требуют дополнительного объяснения, тренировок, повторения (однако помните о необходимости дозирования работы). Если же в письме стойко встречаются замены букв (б - п, д - т, г - /сит. д.), пропуски гласных звуков, неправильные окончания, искажения слов или целых фраз и т. д., это может быть проявлением недоразвития речи - нарушения фонетико-фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа. В подобных случаях поможет ребенку логопед.

Простое же повторение правил, переписывание упражнений совершенно бесполезны.

Если малыш очень медлителен, неловок (а это бывает при задержке моторного развития), ни в коем случае нельзя торопить его и тем более снижать оценку или критиковать за то, что он не успел выполнить все задание или не очень качественно его выполнил. Просто предоставьте ребенку возможность работать в свойственном ему темпе. Лучше дать ему задание в меньшем объеме и по достоинству оценить то, что он успел сделать, а после урока или дома (в зависимости от ситуации) доработать остальное. В противном случае чем больше ребенок будет торопиться, тем хуже выполнит задание.

Не скупитесь на похвалу даже за самый незначительный успех: "Молодец! Вот видишь, сегодня ты сделал меньше ошибок! Еще постараешься - и совсем будет хорошо!" Увидите, что у ребенка сразу прибавится сил, появится желание выполнить задание лучше. Самое плохое - "забивать" неуспевающего ученика восклицаниями типа "Плохо!", "Опять плохо!", "Не стара-ешься!" и т. д. Тогда малыш совсем теряет веру в свои силы: "Старайся не старайся - все равно двойка!" А вы похвалите его даже тогда, когда он сделал чуть меньше ошибок, и посмотрите, как он будет стараться! И запомните простое правило: "Хвалить - при всех, ругать - только наедине".

Необходимо учитывать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, отличаются от умственно отсталых именно тем, что они хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно переносят понятое ими решение на задачи аналогичного характера, правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют.

В рамках работы по развитию речи с детьми с ЗПР нужно использовать разнообразные приемы и средства, ведь в ходе таких специализированных занятий будет происходить изменение мотивов речи, в также учебной ситуации в целом. Детям предоставляется возможность свободно высказывать свои мысли, а также выполнять задания по предлагаемым картинкам. При этом именно ребенку с ЗПР нужно предоставить роль увлекательного рассказчика. В этом случае его речь станет наиболее эмоциональной и живой. Такое воспитание должно быть в любом случае настойчивым и целеустремленным, а также радостным для каждого из особенных учеников.

С учетом особенностей детей с ЗПР обычно коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

- обогащение словарного запаса;

- развитие фонематического слуха;

- коррекция звукопроизношения;

- работа над формулировкой предложений и связной речью.

В рамках каждого из перечисленных направлений активно используются игры для детей зпр на развитие речи, а также прочие методы и средства.

Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

слова – предмет – кто? что? – это существительное

слова – одинаковый корень – это родственные слова

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные  словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.

Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.

Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу






Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Как я написал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

 

 

 

 


 Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.


Памятка для вычленения окончаний

1.     Читаю слово.

2.     Изменяю слово по числам или вопросам.

3.     Часть слова, которое изменяется и есть окончание.

4.     Обозначаю окончание


Вот несколько педагогических правил, которые будут полезны педагогам в работе с детьми с ЗПР

1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить  отчетливо, неторопливо,  по возможности не повышая голоса,  когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение.

2.Необходимо помнить,  что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых.

 3.Спокойные,  уверенные движения,  отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости.

4.Помните, что у таких  детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения.

5.Твердость и уверенность суждений,  замечаний и советов детям. Замечания  и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.

6.Педагог должен выступать  перед детьми как личность с сильным характером

7.Всегда и во всем умейте до конца доводить  начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость.

8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение.

9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко,  ясно, простым языком.

10.Соблюдайте полное  беспристрастное отношение к детям.

11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей,  о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми.

12.Не верьте детским россказням, помня о неточности  показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.

Меры педагогического воздействия

I Минимизация внимания: 
- делайте письменные замечания; 
- знак; 
- формулируйте «Я- высказывание», содержащее объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: называет чувства учителя в этот момент, описывает эффект от плохого поведения, содержит просьбу. 

II Делайте неожиданности: 
- включите свет; 
- издайте музыкальный звук любым музыкальным инструментом; 
- начните говорить тихим голосом; 
- измените ваш голос; 
- временно прекратите урок. 

III Отвлекайте ученика: 
- задавайте прямые вопросы; 
- попросите об одолжении; 
- измените деятельность. 

IV Обращайте внимание всего класса на примеры хорошего поведения: 
- благодарите учеников; 
- пишите имена примерных учеников на доске; 

V Пересаживайте учеников: 
- меняйте места.





























Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1. Класс отправляется в путешествиеУчитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания.

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.





Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура



Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!