Внеклассное чтение произведений Н.М.Карамзина в Троицко-Сунгурской средней школе
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. Мария Александровна Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни педагог Нинель Владимировна Мирецкая убеждает: “Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие”.
В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку и литературе, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.
Содержание предметной недели определяется школьной программой с учетом интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.
Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка и Литературы – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предметам «русский язык» и «литература». Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.
Так как 12 декабря 2016 года Россия отмечает 250-летие великого писателя, историка, реформатора литературного языка, гражданина и патриота земли русской Николая Михайловича Карамзина, поэтому Неделю русского языка и литературы мы назвали «Страницы из жизни Н.М.Карамзина». Эпиграфом стали слова самого Карамзина: «Богатство языка есть богатство мыслей».
Цели предметной недели:
Развитие интереса к предметам русский язык и литература.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
Воспитание патриотизма.
Задачи:
Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся, расширению знаний по русскому языку и литературе, формированию творческих способностей.
Сроки проведения предметной недели: 26.09.2016-30.09.2016
План предметной недели:
26.09 – Открытие недели «Творческие проекты, посвященные 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина» (9-11 кл.)
27.09 – Книжная выставка «И будет имя жить его в России вечно»» (5-11 кл.), посещение библиотеки,
конкурс «Самый грамотный ученик» (словарный диктант по словам Карамзина) (8-9 кл.)
28.09 – Путешествие в сказку «Детское чтение для сердца и разума» (1-4 кл.), викторина по сказкам, иллюстрации к сказкам
29.09 – Конкурс чтецов «Стихотворения Н.М.Карамзина» (1-11 кл.)
30.09 – Просмотр фильмов, мультфильмов по творчеству Н.М.Карамзина (9 кл.), закрытие недели, подведение итогов.
Творчество Н.М. Карамзина практически не изучается. В лучшем случае учащимся знакома его повесть «Бедная Лиза», которая входит в программу по литературе. На уроках истории обучающиеся получают некоторые сведения о фундаментальном труде Н.М. Карамзина «История государства Российского». Вместе с тем, это удивительный человек, поэт, писатель, реформатор русского языка, журналист, историограф. Поэтому в преддверии юбилея Н.М. Карамзина следует обратить особое внимание на его культурное наследие.
26.09. Творческий проект – это самостоятельная творческая работа учащихся. Формы таких проектов разнообразны: реферат, доклад, презентация, стенгазета и др. В данной работе представлен титульный лист одной из творческих работ ученицы 9 класса Гурьяновой Дарьи «Н.М.Карамзин как основоположник русского сентиментализма»
27.09. Книжная выставка была организована в школьной библиотеке, где ребята могли познакомиться с творчеством Н.М.Карамзина, а школьный библиотекарь еще раз подробно поведала о жизни самого автора. В этот же день был организован конкурс «Самый грамотный ученик», победителя не оказалось, так как все учащиеся 8-9 классов допустили ошибки в словарном диктанте. Ребята на своём опыте пришли к выводу, что важно знать историю своего языка, и если каждый из них будет хорошо владеть родным языком, то сможет грамотно, чётко и точно излагать свои мысли.
28.09. Путешествие в сказку было организовано для учащихся начальных классов, после прочтения были заданы вопросы викторины. Ребятам сказки понравились, особенно о богатыре Илье Муромце, об этом свидетельствуют красочные и яркие иллюстрации.
29.09. Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия: Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников. Основной целью мероприятия было развивать навык выразительного чтения, воспитывать интерес к русской поэзии. Дети проникновенно читали стихи поэта, с интересом слушали своих товарищей. В подготовке конкурса охотно приняли участие даже слабые учащиеся. Организованный конкурс чтецов ещё раз позволил убедиться, что в нашей школе много талантливых и творческих учащихся, любящих читать и умеющих достойно декламировать понравившееся произведение.
30.09. Как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Предметная неделя завершилась просмотром фильмов.
«Бедная Лиза». Кукольный мультфильм 1978г.
«Poor Liza». фильм, снятый в 1998 г. известным американско-русским режиссером Славой Цукерманом и отмеченный несколькими престижными премиями. В том, что рассказанная Карамзиным история способна сегодня привлечь к себе живое внимание, упомянутый режиссер убедился еще на стадии обдумывания будущего фильма, когда знакомые поделились с ним своими впечатлениями от прочтенного сценария "Бедной Лизы". Их реакция вдохновила Цукермана на то, чтобы создать ленту, максимально сохраняющую классический текст и в то же время максимально приближенную к современному зрителю. Так по сюжету русской повести была снята кинокартина на английском языке, в которой наряду с российскими актерами были задействованы актеры американские. Фильм полностью снят в Москве и старательно передаёт атмосферу городской старины, описанной русским прозаиком-сентименталистом и историком Николаем Карамзиным. В процессе работы над фильмом режиссер прочел ряд сочинений знаменитого русского сентименталиста и поразился высокому мастерству, с которым тот передавал "нежные чувства". Поэтому немаловажное место в своей картине Цукерман отвел самому автору "Бедной Лизы". "Для меня, - признался позже режиссер, - этот фильм был о любви, но не о любви Лизы и Эраста, а о любви Карамзина к Лизе". Главный же акцент в своей киноверсии повести он поставил на идее трагизма человеческой жизни, в которой царят жестокие законы, обрекающие любовь на разрушение и гибель.
«Бедная Лиза». Телеспектакль по одноименной повести Н.М.Карамзина (1967)
Итоги недели
Программа предметной недели была разнообразной, учитывались пожелания обучающихся и их способности. Подготовительная работа велась заранее. Цели и задачи предметной были недели достигнуты.
Предметную неделю следует проводить ежегодно, так как она развивает читательские способности обучающихся и развивает интерес к русскому языку и литературе.
Выводы
При подготовке мероприятий и разработке творческих заданий учитывались возрастные особенности детей, каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных целей.
Предметная неделя позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Учащиеся показали хорошие знания предметных ЗУН, умение применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.
Неделя выявила наиболее активных учащихся. Они показали не только любознательность, артистизм, но и большую активность и самостоятельность. Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и взаимовыручки.