СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К. Бальмонт «Поспевает брусника».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Цель урока: познакомить с творчеством К. Бальмонта  и его произведением.

Просмотр содержимого документа
«К. Бальмонт «Поспевает брусника».»

Тема: К. Бальмонт «Поспевает брусника».

Цель урока: знакомство с творчеством К. Д. Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника».

Задачи:

- образовательные: познакомить с биографией К.Д. Бальмонта; формировать умение анализировать текст, отвечать на вопросы и находить нужный ответы в тексте;

- развивающие: развивать память, речь, мышление;

- воспитательные: воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примере произведения К.Д. Бальмонта.

 Методические приёмы: беседа, работа с книгой, обучающий контроль, иллюстрирование.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.

 Оборудование урока: 

- учебник;

- компьютер;

- проектор;

- демонстрационный экран;

- листы-заготовки со словами для работы с классом;

- рабочие листы с заданиями для индивидуальной работы и работы в парах;

- презентация к уроку;

- аудиозапись стихотворения «Поспевает брусника»

Межпредмеиные связи: ИЗО, музыка, окружающий мир.

Планируемые результаты (ПР):

- предметные (Пр): определять главную мысль и героев произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; формировать умения выразительно читать;

- метапредметные:

* познавательные (П): строить сообщения в устной форме;

* регулятивные (Р): принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

* коммуникативные (К): формулировать собственное мнение; работать в паре;

- личностные (Л): способность к оценке своей учебной деятельности; участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других.


Структура урока.

I.      Организационный момент.

                         Улыбнёмся солнышку:

                       Здравствуй, золотистое!

                       Улыбнёмся друг другу,

                       Посмотрим ласково!

                       Пусть сегодня в каждом сердце

                       Солнышко прибавит тепла!

                       А мы с вами улыбнёмся,

                       Пожелаем друг другу добра.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: ребята, какое домашнее задание вам было задано?

Дети: читать стр. учебника 58. Выразительное чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной», Ф.Тютчева.

Учитель: ребята, понравилось ли вам это стихотворение?

Дети: да.

Учитель: о чем это стихотворение?

Дети: стихотворение об осени, об ее дивной поре.

Учитель: кто готов прочитать стихотворение выразительно?

( дети поднимают руки).

Учитель: Даша, читай. Все остальные молча слушают и не перебивают.

( ученица с места читает стихотворение).

Спросить 2-3 учеников.

Учитель оценивает чтение учеников.

3.  Актуализация знаний. Речевая разминка. Слайд №2


Смотрим на экран, урок литературного чтения мы начинаем с речевой разминки.

РА – РА – РА – вышла славная игра;

КИ – КИ - КИ – мы с тобой ученики;

АХ – АХ – АХ – победили мы свой страх;

РОК – РОК – РОК – продолжается урок.


А сейчас поработаем со скороговоркой, смотрим на экран.


Под ногами в листопад листья желтые шуршат. На экране

Читаем вместе со мной, как обычно три раза: медленно по слогам, быстрее и ещё быстрее.



Для того что бы узнать тематику стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся, отгадайте загадку: Слайд №3

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

- О каком времени года говорится? (об осени)

- Верно, об осени.

- Как вы догадались? (начался листопад)

- Осень…Несмотря на слякоть и холод, пропитана какой-то волшебной атмосферой. Буйство красок, свежий, кристально чистый воздух, и каждый луч солнца на вес золота. Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

- Сегодня мы продолжаем работу с произведениями русских поэтов.

- Чтобы узнать с каким автором мы сегодня познакомимся, нам нужно разгадать кроссворд.

1) В синем небе, Как по речке, Белые плывут овечки. Держат путь издалека Как зовут их?…(Облака)

2) Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Туча)

3) Листья осенью летят,

Наступает…(Листопад)



4) В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

5) Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)

6) Пришла без красок и без кистей

И разукрасила все листья. (Осень)

7) Висит в небе высоко, Светит ярко, далеко. Всех увидит, обогреет, Темноту везде рассеет, Прыгнет зайчиком в оконце. Догадались? Это …(Солнце)

8) Кто написал стихотворение « Есть в осени первоначальной»? (Ф.И. Тютчев)



1.

О

Б

Л

А

К

О




2.

Т

У

Ч

А











3.

Л

И

С

Т

О

П

А

Д

Д

О

Ж

Д

Ь

4.










5.

М

О

Л

Н

И

Я






6.

О

С

Е

Н

Ь




7.

С

О

Л

Н

Ц

Е









8.

Т

Ю

Т

Ч

Е

В







2.

Т



Д

О





7.

С



- Как фамилия поэта с которым мы сегодня познакомимся? (Бальмонт)

- Молодцы!

- Откройте учебники на странице 59 и с помощью учебника сформулируйте тему нашего урока. (К. Д. Бальмонт «Поспевает брусника».)

У вас на парте карточки со словами, обведите те слова, которые могут быть связаны с нашим стихотворением. К этому заданию мы вернёмся, кода познакомимся со стихотворением.

- Какова цель нашего урока? (Познакомиться с биографией писателя и научиться выразительно читать стихотворение «Поспевает брусника»)



Знакомство с творчеством поэта.


Слайд №4


К.Д.Бальмонт - русский поэт, переводчик, критик. Он родился и вырос в интеллигентной семье, где очень любили поэзию и родную природу. Константин Дмитриевич Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Поспевает брусника”, с которым мы познакомимся на уроке.


- Где родился поэт? (Во Владимирской губернии, в деревне Гумнищи) Слайд №5

- О чем писал? (Поэт писал о природе.)

- Как назывался первый сборник стихов Бальмонта? (Первый сборник стихов назывался «Фейные сказки») Слайд №6

- В каком году был выпущен? (Был выпущен в 1905 году)

- Молодцы, ребята!


2. Знакомство со стихотворением «Поспевает брусника» Слайд №7

1)Словарная работа

- В стихотворении вам встретятся слова, со значением которых вы не знакомы.

Благовонье – аромат, приятный запах.

Убор – наряд, одежда.

Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относится к семейству брусничных.

2)Первичное чтение стихотворения

- Сейчас мы с вами прослушаем аудиозапись этого стихотворения, как его читает сам автор.

Учитель: Понравилось вам стихотворение?

Дети: да.

Учитель: о чем это стихотворение?

Дети: о наступлении осени.

Учитель: Как меняется настроение автора с приходом осени?

Дети: возникает чувство грусти.

Учитель: как меняется природа осенью.

Дети: дни становятся холодней, птицы улетают за синее море

Учитель: Какие чувства испытали вы?

Дети: испытали чувства грусти, одиночества, тоски.

Учитель: Какие картины осени представили?

Дети: осенний лес, тишина, в небе слышен крик птиц, которые улетают в теплые страны; солнце слегка проглядывает через затянутое небо; в воздухе веет прохладой, холодом, возникает чувство одиночества и грусти.

- Как будем читать данное стихотворение? (медленно, неторопливо, с интонацией грусти и нежности)

- Давайте вспомним, что означает одна вертикальная палочка? Две? (небольшая пауза и пауза подольше)

- Расставьте паузы карандашом, как показано на слайде. Слайд №8

3) Вторичное чтение стихотворения

- Положите перед собой учебник. Прочитайте стихотворение самостоятельно, соблюдая интонацию.

Давайте опять вернёмся к нашей карточке и посмотрим, какие слова вы подчеркнули.

Встретились нам такие слова в стихотворении или нет? (Ответы детей)

Молодцы ребята, с работой справились.

- Кто готов прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт?

(читают 2-3 ученика)

- Молодцы!

4) Анализ стихотворения

- Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)

- Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)

-Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)

- Какой литературный прием он использует? (Олицетворение)

- Как вы думаете, для чего поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ? Слайд №9

(Поэт оживляет природу, показывает, что у нее, как и у человека может меняться настроение, наряд. Олицетворение помогает создать яркий образ у читателя.)

- Подчеркните олицетворения в стихотворении .

- С кем сравнивает автор осень? (С маленьким ребёнком)

Как называется этот приём?  (Приём называется  «сравнение»).

Молодцы ребята!

Физкультминутка


Мы листики осенние,

На ветках мы сидим(поднимают руки).

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели(движения руками из стороны в сторону)

И на землю тихо сели(присаживаются).

Ветер снова набежал

И листочки все поднял(закружились на месте).

Закружились, полетели

И на мести тихо сели(садятся на место).


5) Знакомство с художниками, рисовавшими осень. Слайды № 10,11,12

Многие художники изображали это прекрасное время года на своих холстах (демонстрация картин художников).

- Что объединяет эти картины? (на всех картинах изображена осень)

- Чем они отличаются? (на одних картинах яркая, солнечная погода, а на последней - пасмурно, ветер, холодно)

- Верно! Художники видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.

6) Словесное рисование

- Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта.

- Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (Осень)

- Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить?

(девочки – плачет)

-Почему девочки ?(ответы детей)

- Какое выражение лица? (грустное, печальное, заплаканное)

- От чего может заплакать девочка - Осень?

( от одиночества – покидают птицы, цветы, солнце)

- Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?

(Осенний дождик.)

Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.

- Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.

Слайд №13

Поспевает брусника – бордовый,

Синее море – синий,

Солнце реже смеется – желтый,

В разноцветном уборе – другие



-Итак, главный персонаж на рисунке - девочка-Осень.

- Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

( по тексту: ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)

- Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?

(С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)

- Такое стихотворение мог написать только человек, который по настоящему любит свой край, свою родину.

Творческие задания.

- А теперь проверим вашу внимательность к художественному слову в стихотворении, я даю вам одну минуту, чтобы вы прочитали и запомнили признаки осени, а то в задание они куда- то пропали и вам необходимо их будет дописать.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.


- А сейчас мы с вами проверим, как вы справились с этим заданием.

- Если вы верно написали слово, поставьте рядом плюс и посчитайте сколько плюсиков у вас получилось.

Критерии:

7-9 «плюсов» - вы были очень внимательны при работе на уроке;

4-6 «плюсов» - вы тоже были внимательны, но стоит ещё прочитать стихотворение;

Менее 3 « плюсов» - не растраивайтесь, ребята, это наша первая работа, а впреде ещё много будет других.

Подведение итогов.

- Итак, ребята, с каким стихотворением мы познакомились на уроке? «Поспевает брусника»


Кто написал это стихотворение? Это стихотворение написал К. Д. Бальмонт

- Какова тема стихотворения? ( Осенние изменения в природе.)

Рефлексия.        

- Везде побывала Осень с кисточкой и красками в руках, заглянула в каждый уголок, не оставила без внимания ни деревца, ни цветочка, ни травинки. Только вот одно деревце не заметила. На нём остались ещё зелёные листочки. Сейчас вы раскрасите листочки, лежащие на вашей парте.

Если вам было интересно на уроке , если вы всё поняли, тогда раскрасьте свой листочек жёлтым цветом. Если что-то было не совсем понятно, то раскрасьте красным цветом.

Если вы довольны своей работой, поднимите жёлтые листочки, если были трудности - красные. Посмотрите вокруг. Какая   осенняя картина у нас  получилась. Урок хочется закончить  стихотворением. (Звучит музыка)


Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой-

Как хорош ты, лист, цветной!

Ветер щёки толстые надул,

Красный, жёлтый, золотой

Полетел наш лист цветной!


У нас листопад!


- Молодцы ребята.

Оценивание учащихся

Домашнее задание: Открываем дневники и записываем домашнее задание стр. 59 выучить наизусть.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!