СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Чуковский. Федорино горе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К.Чуковский. Федорино горе»

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе».

Цели деятельности педагога

Создать условия для ознакомления с произведением К.И. Чуковского «Федорино горе», способствовать развитию образного и ассоциативного мышления.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты образования

Предметные: умение выразительно читать текст.

Личностные: формировать положительное отношение к урокам внеклассного чтения, опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение.

Метапредметные:

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи.

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, словесный.

Образовательные ресурсы

Дополнительная литература, презентация.



Сценарий урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения



Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Формы организации взаимодействия на уроке


Формируемые умения (универсальные учебные действия)


Промежуточный контроль

I. Организа-

ционный

момент






Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.


СЛАЙД 1

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение






Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуаль

ных принадлежностей на столе.


Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя.

Организация рабочего места.

II. Поста-

новка темы и цели урока.


СЛАЙД 2

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.

- Назовите имя этого человека?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского.



Фронтальная

Понимать смысл текста.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств и решение учебных задач, контролируют учебные действия,

Замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные:

Умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации.

Личностные: высказывают свое отношение к писателю.






Устные ответы

III.Актуали-зация знаний.


Биография



















СЛАЙД 3

- А что вы знаете о жизни писателя?

- Каким он был человеком?

(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. В этом году исполняется 134 года со дня рождения поэта. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием)

Отвечают на вопросы.




Осознанно строить речевое высказывание

Фронтальная.





Наблюдения учителя











IV. Работа

по теме

урока

Работа со словарем, подбор синонимов



















Выставка книг













Биография(продолжение)






























РАЗМИНКА






















Работа в группах

Проверка






























ФИЗМИНУТКА

Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе”



-Ираклий Андроников писал: “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”

(чтение одним учеником, хором)

- Как вы понимаете слово – неиссякаемый?

Толковый словарь Ожегова: неиссякаемый –обильный, непрекращающийся поток, неиссякаемая энергия.

- Блистательный? Блистательный – отличающийся выдающимися достоинствами, проявляющий исключительные способности.

- Подберите синонимы к слову блистательный. (великолепный, замечательный, блестящий, выдающийся, бесподобный)

- Праздничный? Синонимы - радостный, счастливый, оживлённый, ликующий.

СЛАЙД 4

- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.

- Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)

- Чему учат книги К.И.Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом)

- С какими произведениями вы знакомы ?



- К.И.Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно.

Помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".



- Какие ещё сказки К.И. вы знаете?

- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского?

  • Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) - Мойдодыр

  • Кто посмел украсть солнце? (Крокодил) - Краденое солнце

  • На чем ехали комарики? (на воздушном шарике) - Тараканище

  • Кто поджег море? (лисички)-Путаница

  • Как звали кровожадного и беспощадного персонажа? (Бармалей)

  • Кто спрятался от паука под мосток? - (кузнечик) - Муха-Цокотуха

  • Что просил крокодил по телефону? (калоши) - Телефон

  • Кто потушил пожар? (бабочка) - Путаница

Составить строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), узнать из каких произведений эти отрывки.

СЛАЙД 5

1) Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота. (Телефон)

СЛАЙД 6

2) Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр)

СЛАЙД 7

3) Пошла муха на базар
И купила самовар (Муха-Цокотуха)

СЛАЙД 8

4) Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)

СЛАЙД 9

5)Долго-долго крокодил
Море синее тушил (Путаница)

СЛАЙД 10

6) Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд (Тараканище)





СЛАЙД 11

- Сегодня мы познакомимся со сказкой “Федорино горе”. Послушайте как создавалось это произведение:

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.

- Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с Федорой?

Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".

Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).

Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Чтение учителя до окончания сказки.


Подбирать синонимы к словам.




Осуществлять поиск существенной информации (из словаря













Соотносят автора и его произведение





Рассматрива-

ют выставку книг.





































Выполняют задание.





















Работают с разрезными карточками





























Выполняют упражнения














Слушают содержание сказки.





Инсценировка.

































Коллективная,

фронтальная




































































Фронтальная





















Групповая





















































Групповая





































Познавательные:

Владеют способами решения задач поискового характера, навыками смыслового чтения текста.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Наблюдения учителя























Устные ответы












































Выполненное задание



















Выполненное задание




























Выполнение упражнений




















Выполненное задание























V. Закрепле-

ние

Анализ произведения



























Выборочное чтение












































































Работа с иллюстрациями

. - Какое же горе случилось с Федорой?

- Почему это произошло?

(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

- Для кого была написана эта сказка?

- Для чего она была написана, как вы думаете?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

- А почему это стихотворение названо сказкой?

- Назовите главных персонажей в этой сказке?

(Федора, посуда.)

- Как ведут себя эти предметы?

(Как люди)

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).

- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари.

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет передать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца.

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л]?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

(ленивая, неряшливая – заботливая)

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).

- Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (Художник)



- К каким строкам можно отнести данные иллюстрации?

Ответы на вопросы

























Находят и зачитывают ответы.






















Звуковое подражание.




















































Соотносят иллюстрацию со строчками из стихотворе

ния.

Фронтально


























Фронтально

Познавательные:

Осуществляют смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные:

Осуществляют волевуюсаморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативное:

Формулируют и аргументируют свое мнение.

Выполненное задание

























Выполненное задание










































































Проверка учителя

VI.Итог урока. Рефлексия.


СЛАЙД 12

-Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?

Выберите одно предложение и продолжите его:

Сегодня на уроке я смог…

Сегодня на уроке мне понравилось…

После урока мне захотелось…


- Спасибо всем за урок!

СЛАЙД 13



Самопроверка

Фронтально-индивидуаль

ная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные:

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные:прояв

ляют интерес к предмету.

Устные ответы