I. Организа- ционный момент | Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. СЛАЙД 1 Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуаль ных принадлежностей на столе. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя. | Организация рабочего места. |
IV. Работа по теме урока | Работа со словарем, подбор синонимов Выставка книг Биография(продолжение) РАЗМИНКА Работа в группах Проверка ФИЗМИНУТКА Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе” | -Ираклий Андроников писал: “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный” (чтение одним учеником, хором) - Как вы понимаете слово – неиссякаемый? Толковый словарь Ожегова: неиссякаемый –обильный, непрекращающийся поток, неиссякаемая энергия. - Блистательный? Блистательный – отличающийся выдающимися достоинствами, проявляющий исключительные способности. - Подберите синонимы к слову блистательный. (великолепный, замечательный, блестящий, выдающийся, бесподобный) - Праздничный? Синонимы - радостный, счастливый, оживлённый, ликующий. СЛАЙД 4 - Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы. - Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки) - Чему учат книги К.И.Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом) - С какими произведениями вы знакомы ? - К.И.Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно. Помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. - К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба". - Какие ещё сказки К.И. вы знаете? - Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского? Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) - Мойдодыр Кто посмел украсть солнце? (Крокодил) - Краденое солнце На чем ехали комарики? (на воздушном шарике) - Тараканище Кто поджег море? (лисички)-Путаница Как звали кровожадного и беспощадного персонажа? (Бармалей) Кто спрятался от паука под мосток? - (кузнечик) - Муха-Цокотуха Что просил крокодил по телефону? (калоши) - Телефон Кто потушил пожар? (бабочка) - Путаница Составить строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), узнать из каких произведений эти отрывки. СЛАЙД 5 1) Ох, не лёгкая эта работа - из болота тащить бегемота. (Телефон) СЛАЙД 6 2) Надо, надо, умываться по утрам и вечерам, А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр) СЛАЙД 7 3) Пошла муха на базар И купила самовар (Муха-Цокотуха) СЛАЙД 8 4) Приходи к нему лечится И корова, и волчица (Доктор Айболит) СЛАЙД 9 5)Долго-долго крокодил Море синее тушил (Путаница) СЛАЙД 10 6) Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперёд (Тараканище) СЛАЙД 11 - Сегодня мы познакомимся со сказкой “Федорино горе”. Послушайте как создавалось это произведение: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”. - Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с Федорой? Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет". Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара). Федора: "Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка) Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету!" Скалка: "Мне Федору жалко". Чашка: "Ах, она бедняжка!" Блюдца: "Надо бы вернуться!" Утюги: "Мы Федоре не враги!" Федора: "Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!" Кастрюля: "Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!" Чтение учителя до окончания сказки. | Подбирать синонимы к словам. Осуществлять поиск существенной информации (из словаря Соотносят автора и его произведение Рассматрива- ют выставку книг. Выполняют задание. Работают с разрезными карточками Выполняют упражнения Слушают содержание сказки. Инсценировка. | Коллективная, фронтальная Фронтальная Групповая Групповая | Познавательные: Владеют способами решения задач поискового характера, навыками смыслового чтения текста. Регулятивные: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | Наблюдения учителя Устные ответы Выполненное задание Выполненное задание Выполнение упражнений Выполненное задание |
V. Закрепле- ние | Анализ произведения Выборочное чтение Работа с иллюстрациями | . - Какое же горе случилось с Федорой? - Почему это произошло? (В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась) - Для кого была написана эта сказка? - Для чего она была написана, как вы думаете? (Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.) - А почему это стихотворение названо сказкой? - Назовите главных персонажей в этой сказке? (Федора, посуда.) - Как ведут себя эти предметы? (Как люди) - С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры). - Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. - Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так? (Чтобы было интереснее потом). - А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде. - Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет передать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды). - Какой звук повторяется? Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж. - Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте. - Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко). - Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы). А теперь прочитаем, как убегают блюдца. - Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л]? Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их. - Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи? - Можно сказать, что посуде жилось очень плохо? - А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки? (ленивая, неряшливая – заботливая) - Жалко ли вам Федору? - Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет) - Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.) - Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.) - Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл). - Чему учит писатель? (Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку). - Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (Художник) - К каким строкам можно отнести данные иллюстрации? | Ответы на вопросы Находят и зачитывают ответы. Звуковое подражание. Соотносят иллюстрацию со строчками из стихотворе ния. | Фронтально Фронтально | Познавательные: Осуществляют смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение. Регулятивные: Осуществляют волевуюсаморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативное: Формулируют и аргументируют свое мнение. | Выполненное задание Выполненное задание Проверка учителя |