СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Д. Ушинский. Первое знакомство с родиной. «Поездка из столицы в деревню». Интегрированный урок №2 чтение/экономика.1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

К.Д. Ушинский. Первое знакомство с родиной. «Поездка из столицы в деревню». Интегрированный урок чтение/экономика.1 класс

Просмотр содержимого документа
«К.Д. Ушинский. Первое знакомство с родиной. «Поездка из столицы в деревню». Интегрированный урок №2 чтение/экономика.1 класс»








Класс: 1

Учитель: Куон И.Т.

Образовательное учреждение: МБОУ лицей №3, Железнодорожного р-на, г. Воронежа

Урок №2: внеклассное чтение/экономика (интегрированный)

Тема: К.Д. Ушинский. Отдел III. Первое знакомство с родиной.

«Поездка из столицы в деревню».

Цель: проследить путь открытий и изобретений в области экономических взаимоотношений;

Задачи: - формировать у детей нравственные позиции по отношению к деньгам;

  • помочь учащимся увидеть реальную историческую обстановку;

  • познакомить со значением слов: уезд, губерния, товар, торговля, деньги, цена товара

  • формировать морально-этические понятия о нормах поведения в деловом мире.



Оборудование: репродукции М. Иванова «Царское село», Левитана «Над вечным покоем», таблица «История денег».

I. Проверка домашнего задания.

У: Прежде чем продолжить наш путь в деревню, интересно было бы узнать как каждый из вас распорядился «найденным» кладом. /Далее следуют ответы детей./

Света: - Куплю Барби и розовый дом, приглашу друзей на карусели, отдам деньги маме.

Настя: - Мама (врач) сказала, что часть денег мы бы отдали на лечение больных детей и потом отправились бы путешествовать.

Вова: - Взял бы все, что захочу и игрушки в детский дом.

Саша: - А я бы как Барсук, открыл гостиницу и у меня был бы бизнес. А потом корм собакам бездомным покупал. И т.д.

При промежуточном обсуждении обратить внимание на:

  • деление потребностей на материальные, духовные, социальные

  • реализацию духовных потребностей;

  • стремление чувствовать себя личностью (самовыражение, самоутверждение);

  • поощрение «меценатов»

Обобщение. Когда говорят о человеке с неразвитыми потребностями, имеют в виду человека бездуховного. Неразумное возрастание потребностей в благах материального мира приводит к потребительству и деградации человека.

П. Работа над содержанием рассказа «Поездка из столицы в деревню» из отдела III «Первое знакомство с родиной»

Глава «Деревня, уездный и губернский город». Чтение учителем.

/Учитель замедляет чтение и делает акценты на наиболее важных

экономических и нравственных моментах главы./

«Губернский город походил еще на город. ...Только один губернаторский дом да новые присутственные места, высокий, прекрасный собор и несколько старинных церквей могли бы, как казалось детям, стоять без стыда и на петербургских улицах. Но гостиный двор... показался им и мал, и беден, и грязен. ... Уездные города были еще меньше и беднее губернского: ...огороды и сады посреди города; деревянные столбики вместо тротуаров, коровы и свиньи, бродящие по улицам; пустота, тишина, отсутствие движения!»

/Учитель иногда прерывает чтение для промежуточного обсуждения:

- сравните губернский город с Санкт - Петербургом, уездный городишко с губернским городом.

У: - Вам хотелось бы жить в уездном городе (из главы)? Представьте - вы губернатор. Каковы ваши действия?

Сергей: - Почистил бы улицы, животных на ферму отправил.

Артем: - Можно было бы освещение провести, чтобы по ночам было светло.

Надя: - Автобус и еще что- нибудь, на чем ездить.

Вика: - Для мусора надо мусорки (баки) поставить и туда мусор складывать. Цветы посадить.

В ходе обсуждения рассматриваем репродукции и обмениваемся впечатлениями.

  1. Чтение уч-ся «цепочкой» со слов «На третий день пути...» по «...Володя видел, какие товары крестьяне везли в город, но ему захотелось узнать, что они будут покупать там».

  2. Выяснение значений слов: тарантас, паром, кладь.

  3. Монолог старика читают предварительно подготовленные ученики со слов: «Что нам нужно в городе?» по «.. .Всем же нам, барин, кроме того, нужны деньги».

  4. Беседа на тему «Деньги».

У: Поговорим о деньгах, для того, чтобы лучше понять цену деньгам и определить свое к ним отношение. Когда были изобретены деньги, кто их изобрел - никто не знает. На Руси за все расплачивались скотом, даже первые монеты назывались скотом. Позже для расплаты стали пользоваться шкурками куниц, соболей, белок, а монеты называли «кунами» от слова «куница». На смену шкуркам пришли золото и серебро. Серебряный слиток определенного веса (гривну) можно было разрубить на четыре части, отсюда и название - рубль. Позднее, когда серебро перестали резать вручную, а начали чеканить монеты разного достоинства, каждая из них получила свое имя (полушка, деньга и т.д.)

- Как вы понимаете поговорку: «Не было ни гроша, да вдруг алтын»?

По ходу беседы обращаемся к таблице «История денег». На основе представленных образцов дети знакомятся с увлекательной и драматичной историей экономических отношений.

III. Творческое задание. Каждый ряд придумывает два занятия, которыми можно заработать деньги. На что их можно потратить? При обсуждении и обобщении результатов задания обращаемся к морально-этическому кодексу цивилизованного предпринимателя:

  1. Уважай власть.

  2. Будь честен и правдив.

  3. Будь верен слову.

  4. Живи по средствам.

5. Будь целеустремленным. Но в стремлении достичь цель не переходи грань дозволенного.

IV. Заключительная часть «путешествия».

1. Чтение учителем главы «Крестьянская изба».

«.. .Здесь в первый раз дети были в настоящей крестьянской избе.

Нечего греха таить, она показалась им и грязна, и тесна, и душна...» - Ребята, в каких красках вы бы изобразили крестьянскую избу? ( Темных, мрачных, холодных) Почему?

2. Продолжение чтения.

«...Трудную и нероскошную жизнь ведут наши крестьяне в деревнях, но трудами их кормится вся Россия. Из таких маленьких, мрачных, курных изб выходят все те копейки и рубли, на которые выстроен и живет пышный Петербург со всеми своими богатыми лавками и магазинами.

...Так маленькие, незаметные, роющиеся в земле корешки питают пышную, душистую розу, гордо качающуюся на своем тоненьком стебельке. Сорвите розу, - вместо нее появится другая; повредите корень, - весь куст завянет, и пышная роза не будет больше гордо качаться на тоненькой ветке...»

3. Работа над содержанием главы.

У: - Какой литературный прием использовал автор в данном отрывке?

Лиза: - Аллегория. Корешки – люди, которые трудятся, роза – тот, кто не любит трудиться, забирает чужое.

Даниил: - Правильно: работать вместе и отдыхать – тоже вместе.

V.Рефлексия

У: - Что нового вы узнали во время «путешествия»?

Дети: - человек должен стараться делать хорошо не только себе, но и другим людям;

- раньше были люди, которые не работали, а жили богато и были люди, которые работали много, но им не хватало даже еды;

- бедные люди жили в грязных избах, там было душно, темно и страшно;

- богатые жили в красивых дворцах, у них было много красивой одежды и вкусной еды;

- деньги были разные;

- мы придумывали себе занятия для зарабатывания денег;

- рассказывали, как их можно потратить;

- не имей сто рублей, а имей сто друзей;

- надо работать честно и не обижать других

У: - Наше занятие подходит к концу. Вы хорошо поработали, спасибо. И в заключение мне хочется добавить: каким бы делом вы не занимались в будущем, главное, чтобы оно приносило вам радость и удовлетворение. Чтобы плоды Вашего труда приносили пользу окружающим. Помните – приобрести за деньги можно многое, но уважение, дружбу, любовь, доверие не купить ни за какие богатства.

VI. Д/З -Что бы вам хотелось изменить в главе «Крестьянская изба»?

Для справки:

Уезд - административно-территориальная единица в составе губернии в дореволюционной России и СССР до выделения районов.

Губерния - в России с начала XVIII в., в СССР до 1929 г. основная административно-территориальная единица (Московская г., Воронежская г.)

Деньги - 1) Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. 2) Капитал, средства. 3) Общепринятые средства платежа, которые обмениваются на любые товары и услуги.

Товар - любой предмет купли-продажи. Он призван удовлетворять определенные потребности.

Цена товара — количество денег, которые можно получить при продаже этого товара.

Торговля - добровольный и взаимовыгодный обмен избытками благ.

Список литературы:

1) К.Д. Ушинский. «Педагогические сочинения» т.З, М., «Педагогика», 1989.

  1. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка». М., «Русский язык», 1989.

  2. Т.В. Смирнова, Т.Н. Преснякова. Методические рекомендации в помощь учителю экономики. М. ФНМЦ им. Занкова. 1998.

  3. И. Мартынов. «Не отрываться от земли русской». Ж. «Начальная школа» № 1, 2002.

  4. B.C. Автономов, Э. Голдстин. «Экономика для школьников». М., «Эконов», 1995.

  5. Б. Райзберг, Л. Лозовский, М. Цымук. «Детский экономический словарь». М., Росмэн,1999.

  6. Энциклопедия для детей «Всемирная история», т. 1. М., «Аванта +», 2001