Класс: 1
Учитель: Куон И.Т.
Образовательное учреждение: МБОУ лицей №3, Железнодорожного р-на, г. Воронежа
Урок №2: внеклассное чтение/экономика (интегрированный)
Тема: К.Д. Ушинский. Отдел III. Первое знакомство с родиной.
«Поездка из столицы в деревню».
Цель: проследить путь открытий и изобретений в области экономических взаимоотношений;
Задачи: - формировать у детей нравственные позиции по отношению к деньгам;
помочь учащимся увидеть реальную историческую обстановку;
познакомить со значением слов: уезд, губерния, товар, торговля, деньги, цена товара
формировать морально-этические понятия о нормах поведения в деловом мире.
Оборудование: репродукции М. Иванова «Царское село», Левитана «Над вечным покоем», таблица «История денег».
I. Проверка домашнего задания.
У: Прежде чем продолжить наш путь в деревню, интересно было бы узнать как каждый из вас распорядился «найденным» кладом. /Далее следуют ответы детей./
Света: - Куплю Барби и розовый дом, приглашу друзей на карусели, отдам деньги маме.
Настя: - Мама (врач) сказала, что часть денег мы бы отдали на лечение больных детей и потом отправились бы путешествовать.
Вова: - Взял бы все, что захочу и игрушки в детский дом.
Саша: - А я бы как Барсук, открыл гостиницу и у меня был бы бизнес. А потом корм собакам бездомным покупал. И т.д.
При промежуточном обсуждении обратить внимание на:
деление потребностей на материальные, духовные, социальные
реализацию духовных потребностей;
стремление чувствовать себя личностью (самовыражение, самоутверждение);
поощрение «меценатов»
Обобщение. Когда говорят о человеке с неразвитыми потребностями, имеют в виду человека бездуховного. Неразумное возрастание потребностей в благах материального мира приводит к потребительству и деградации человека.
П. Работа над содержанием рассказа «Поездка из столицы в деревню» из отдела III «Первое знакомство с родиной»
Глава «Деревня, уездный и губернский город». Чтение учителем.
/Учитель замедляет чтение и делает акценты на наиболее важных
экономических и нравственных моментах главы./
«Губернский город походил еще на город. ...Только один губернаторский дом да новые присутственные места, высокий, прекрасный собор и несколько старинных церквей могли бы, как казалось детям, стоять без стыда и на петербургских улицах. Но гостиный двор... показался им и мал, и беден, и грязен. ... Уездные города были еще меньше и беднее губернского: ...огороды и сады посреди города; деревянные столбики вместо тротуаров, коровы и свиньи, бродящие по улицам; пустота, тишина, отсутствие движения!»
/Учитель иногда прерывает чтение для промежуточного обсуждения:
- сравните губернский город с Санкт - Петербургом, уездный городишко с губернским городом.
У: - Вам хотелось бы жить в уездном городе (из главы)? Представьте - вы губернатор. Каковы ваши действия?
Сергей: - Почистил бы улицы, животных на ферму отправил.
Артем: - Можно было бы освещение провести, чтобы по ночам было светло.
Надя: - Автобус и еще что- нибудь, на чем ездить.
Вика: - Для мусора надо мусорки (баки) поставить и туда мусор складывать. Цветы посадить.
В ходе обсуждения рассматриваем репродукции и обмениваемся впечатлениями.
Чтение уч-ся «цепочкой» со слов «На третий день пути...» по «...Володя видел, какие товары крестьяне везли в город, но ему захотелось узнать, что они будут покупать там».
Выяснение значений слов: тарантас, паром, кладь.
Монолог старика читают предварительно подготовленные ученики со слов: «Что нам нужно в городе?» по «.. .Всем же нам, барин, кроме того, нужны деньги».
Беседа на тему «Деньги».
У: Поговорим о деньгах, для того, чтобы лучше понять цену деньгам и определить свое к ним отношение. Когда были изобретены деньги, кто их изобрел - никто не знает. На Руси за все расплачивались скотом, даже первые монеты назывались скотом. Позже для расплаты стали пользоваться шкурками куниц, соболей, белок, а монеты называли «кунами» от слова «куница». На смену шкуркам пришли золото и серебро. Серебряный слиток определенного веса (гривну) можно было разрубить на четыре части, отсюда и название - рубль. Позднее, когда серебро перестали резать вручную, а начали чеканить монеты разного достоинства, каждая из них получила свое имя (полушка, деньга и т.д.)
- Как вы понимаете поговорку: «Не было ни гроша, да вдруг алтын»?
По ходу беседы обращаемся к таблице «История денег». На основе представленных образцов дети знакомятся с увлекательной и драматичной историей экономических отношений.
III. Творческое задание. Каждый ряд придумывает два занятия, которыми можно заработать деньги. На что их можно потратить? При обсуждении и обобщении результатов задания обращаемся к морально-этическому кодексу цивилизованного предпринимателя:
Уважай власть.
Будь честен и правдив.
Будь верен слову.
Живи по средствам.
5. Будь целеустремленным. Но в стремлении достичь цель не переходи грань дозволенного.
IV. Заключительная часть «путешествия».
1. Чтение учителем главы «Крестьянская изба».
«.. .Здесь в первый раз дети были в настоящей крестьянской избе.
Нечего греха таить, она показалась им и грязна, и тесна, и душна...» - Ребята, в каких красках вы бы изобразили крестьянскую избу? ( Темных, мрачных, холодных) Почему?
2. Продолжение чтения.
«...Трудную и нероскошную жизнь ведут наши крестьяне в деревнях, но трудами их кормится вся Россия. Из таких маленьких, мрачных, курных изб выходят все те копейки и рубли, на которые выстроен и живет пышный Петербург со всеми своими богатыми лавками и магазинами.
...Так маленькие, незаметные, роющиеся в земле корешки питают пышную, душистую розу, гордо качающуюся на своем тоненьком стебельке. Сорвите розу, - вместо нее появится другая; повредите корень, - весь куст завянет, и пышная роза не будет больше гордо качаться на тоненькой ветке...»
3. Работа над содержанием главы.
У: - Какой литературный прием использовал автор в данном отрывке?
Лиза: - Аллегория. Корешки – люди, которые трудятся, роза – тот, кто не любит трудиться, забирает чужое.
Даниил: - Правильно: работать вместе и отдыхать – тоже вместе.
V.Рефлексия
У: - Что нового вы узнали во время «путешествия»?
Дети: - человек должен стараться делать хорошо не только себе, но и другим людям;
- раньше были люди, которые не работали, а жили богато и были люди, которые работали много, но им не хватало даже еды;
- бедные люди жили в грязных избах, там было душно, темно и страшно;
- богатые жили в красивых дворцах, у них было много красивой одежды и вкусной еды;
- деньги были разные;
- мы придумывали себе занятия для зарабатывания денег;
- рассказывали, как их можно потратить;
- не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- надо работать честно и не обижать других
У: - Наше занятие подходит к концу. Вы хорошо поработали, спасибо. И в заключение мне хочется добавить: каким бы делом вы не занимались в будущем, главное, чтобы оно приносило вам радость и удовлетворение. Чтобы плоды Вашего труда приносили пользу окружающим. Помните – приобрести за деньги можно многое, но уважение, дружбу, любовь, доверие не купить ни за какие богатства.
VI. Д/З -Что бы вам хотелось изменить в главе «Крестьянская изба»?
Для справки:
Уезд - административно-территориальная единица в составе губернии в дореволюционной России и СССР до выделения районов.
Губерния - в России с начала XVIII в., в СССР до 1929 г. основная административно-территориальная единица (Московская г., Воронежская г.)
Деньги - 1) Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. 2) Капитал, средства. 3) Общепринятые средства платежа, которые обмениваются на любые товары и услуги.
Товар - любой предмет купли-продажи. Он призван удовлетворять определенные потребности.
Цена товара — количество денег, которые можно получить при продаже этого товара.
Торговля - добровольный и взаимовыгодный обмен избытками благ.
Список литературы:
1) К.Д. Ушинский. «Педагогические сочинения» т.З, М., «Педагогика», 1989.
С.И. Ожегов. «Словарь русского языка». М., «Русский язык», 1989.
Т.В. Смирнова, Т.Н. Преснякова. Методические рекомендации в помощь учителю экономики. М. ФНМЦ им. Занкова. 1998.
И. Мартынов. «Не отрываться от земли русской». Ж. «Начальная школа» № 1, 2002.
B.C. Автономов, Э. Голдстин. «Экономика для школьников». М., «Эконов», 1995.
Б. Райзберг, Л. Лозовский, М. Цымук. «Детский экономический словарь». М., Росмэн,1999.
Энциклопедия для детей «Всемирная история», т. 1. М., «Аванта +», 2001