СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К ЕГЭ. А. Солженицын "Один день..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К ЕГЭ. А. Солженицын "Один день..."»

Шухов молча смотрел в потолок. Уж сам он не знал, хотел он воли или

нет. Поначалу-то очень хотел и каждый вечер считал, сколько дней от сроку

прошло, сколько осталось. А потом надоело. А потом проясняться стало, что

домой таких не пускают, гонят в ссылку. И где ему будет житуха лучше – тут

ли, там – неведомо.

Только б то и хотелось ему у Бога попросить, чтобы – домой.

А домой не пустят...

Не врет Алешка, и по его голосу и по глазам его видать, что радый он в

тюрьме сидеть.

- Вишь, Алешка, - Шухов ему разъяснил, - у тебя как-то ладно

получается: Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел?

За то, что в сорок первом к войне не приготовились, за это? А я при чем?

- Что-то второй проверки нет... - Кильдигс со своей койки заворчал.

- Да-а! - отозвался Шухов. - Это нужно в трубе угольком записать,

что второй проверки нет. - И зевнул: - Спать, наверно.

И тут же в утихающем усмиренном бараке услышали грохот болта на внешней

двери. Вбежали из коридора двое, кто валенки относил, и кричат:

- Вторая проверка!

Тут и надзиратель им вслед:

- Вы'ходи на ту половину!

А уж кто и спал! Заворчали, задвигались, в валенки ноги суют (в

кальсонах редко кто, в брюках ватных так и спят – без них под одеяльцем не

улежишь, скоченеешь).

- Тьфу, проклятые! - выругался Шухов. Но не очень он сердился, потому

что не заснул еще.

Цезарь высунул руку наверх и положил ему два печенья, два кусочка

сахару и один круглый ломтик колбасы.

- Спасибо, Цезарь Маркович, - нагнулся Шухов вниз, в проход. - А

ну-ка, мешочек ваш дайте мне наверх под голову для безопаски. (Сверху на

ходу не стяпнешь так быстро, да и кто у Шухова искать станет?)

Цезарь передал Шухову наверх свой белый завязанный мешок. Шухов

подвалил его под матрас и еще ждал, пока выгонят больше, чтобы в коридоре на

полу босиком меньше стоять.

Но надзиратель оскалился:

- А ну, там! в углу!

И Шухов мягко спрыгнул босиком на пол (уж так хорошо его валенки с

портянками на печке стояли - жалко было их снимать!). Сколько он тапочек

перешил - все другим, себе не оставил. Да он привычен, дело недолгое.

Тапочки тоже отбирают, у кого найдут днем.

И какие бригады валенки сдали на сушку – тоже теперь хорошо, кто в

тапочках, а то в портянках одних подвязанных или босиком.

- Ну! ну! – рычал надзиратель.

соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов,

- Вам дрына, падлы? – старший барака тут же.

запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру)

Выперли всех в ту половину барака, последних – в коридор. Шухов тут и

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

стал у стеночки, около парашной. Под ногами его пол был мокроват, и ледяно

образцами.

тянуло низом из сеней. Выгнали всех – и еще раз пошел надзиратель и старший барака смотреть – не спрятался ли кто, не приткнулся ли кто в затемке и спит. Потому что Недосчитаешь – беда, и пересчитаешь – беда, опять перепроверка. Обошли,

обошли, вернулись к дверям. - Первый, второй, третий, четвертый... - уж теперь быстро по одному запускают. Восемнадцатым и Шухов втиснулся. Да бегом к своей вагонке, да на

подпорочку ногу закинул - шасть! - и уж наверху. Ладно. Ноги опять в рукав телогрейки, сверху одеяло, сверху бушлат, спим! Будут теперь всю ту вторую половину барака в нашу половину перепускать, да нам-то горюшка нет. Цезарь вернулся. Спустил ему Шухов мешок. Алешка вернулся. Неумелец он, всем угождает, а заработать не может. - На, Алешка! - и печенье одно ему отдал. Улыбится Алешка. - Спасибо! У вас у самих нет!

- Е-ешь! У нас нет, так мы всегда заработаем. А сам колбасы кусочек – в рот! Зубами ее! Зубами! Дух мясной! И сок мясной, настоящий. Туда, в живот, пошел.

И – нету колбасы. Остальное, рассудил Шухов, перед разводом.

И укрылся с головой одеяльцем, тонким, немытеньким, уже не прислушиваясь, как меж вагонок набилось из той половины зэков: ждут, когда их половину проверят.

Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много

удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.

Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.

Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.

Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось...

(А.И.Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»)


1 К какому фрагменту композиции произведения относится приведенный

фрагмент?

2 Укажите жанр произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана

Денисовича».

3 К какому литературному направлению принято относить творчество А.И.

Солженицына?

4Кем были герои «Одного дня Ивана Денисовича» в жизни до лагеря?

ПЕРСОНАЖИ


СУДЬБА


А) Цезарь

1) Баптист


Б) Алёша


2) Крестьянин


В) Шухов


3) Библиотекарь



4) Столичный интеллигент



5 Какой временной отрезок из жизни героя описан в данном произведении А.И.

Солженицына?

6 Часть данного фрагмента представляет собой обмен персонажей репликами.

Как в литературоведении называется данная форма построения речи героев?

7 К какому роду литературы относится данное произведение?

8

Какие черты характера помогали Ивану Денисовичу Шухову выжить в

условиях лагеря?

9

В каких произведениях отечественной литературы описано ограничение свободы

героев и в чем их можно сопоставить с «Одним днем Ивана Денисовича»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!