СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке "Теплый хлеб".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен при изучении сказки К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

Просмотр содержимого документа
«К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке "Теплый хлеб".»

Тема урока: К. Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Урок литературы в 5 классе.



Цели урока: а) обучающая – раскрытие системы образов сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизодов через авторское отношение к героям)

б) развивающая – умение давать личностную интерпретацию произведению, развитие творческих способностей и воображения учащихся

в) воспитывающая – прививать любовь к чтению произведений.

Оборудование урока: учебник В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина, иллюстрации, таблица.

Методика проведения: комментирование иллюстраций, заполнение таблицы, проблемные вопросы, работа с текстом.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Ребята знакомятся с листами оценки своей деятельности)

  1. Актуализация знаний

- Ребята, сейчас мы вспомним сюжет прочитанного произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Перед вами лежат листочки, на них записаны слова. Ваша задача-распределить эти карточки так, чтобы восстановить содержание произведения.

  1. Кавалеристы, раненый конь, мельник Панкрат, хлеб

  2. Страшная метель

  3. Слезы, сорока на дереве

  4. Деревня, мальчики

  5. Буханка свежего хлеба

- Вы познакомились с содержанием произведения. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что будем обсуждать?

- Итак, тема сегодняшнего урока…

- Определите, к какому жанру относится это произведение? Найдите особенности этого жанра в тексте.

- Вы любите сказки? Чем они интересны? Привлекают ли современных детей сказки?

3.Объснение нового материала

Анализ текста. Проблемные вопросы.

-Как конь очутился в деревне Бережки?

-Кто вылечил коня? Найдите в тексте описание этого человека. Что толкнуло его на такой поступок?

-Почему Панкрат разрешил коню ходить по деревне?

-Как Филька отнесся к появлению коня возле дома?

- Что сделал Филька? Правильно ли он поступил?

-Ребята, можно ли так обращаться с хлебом. Приведите примеры пословиц о хлебе.

  • Примеры пословиц:

  • Хлеб батюшка, водица матушка.

  • Хлеб в пути не тягость.

  • Хлеб — дар божий, отец, кормилец.

  • Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

  • Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

  • Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.

  • Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.

  • Не земля хлеб родит, а небо.

  • И пес перед хлебом смиряется.

  • Пересев хуже недосева.

  • Когда рожь цветёт, нельзя холстов белить.

  • Без хлеба смерть, без соли смех.

  • Калач приестся, а хлеб никогда.



- Какое впечатление вызывает у вас поступок мальчика?

-Как отнесся Филька к рассказу бабки?

Когда Филька понял , что поступил очень плохо?

Найдите в тексте место, где происходит примирение Фильки с конем.

  1. Закрепление материала



-Что в сказке реальное и что фантастическое? (Pабота по тексту, высказывание в устной форме)



-Найдите общее между сказкой К.Г.Паустовского и русскими народными сказками.



-Назовите реалистичных героев.

Составление таблицы

Филька в начале сказки

Филька в конце сказки











-Изменился ли герой? Что побудило его измениться?

– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)



-Почему произведение названо «Теплый хлеб»?( Работа по словарю, нахождение значения слова «теплый»)

(«Теплый»-данный рукой, от души.)

Самостоятельная работа по группам. Составление синквейнов по алгoритму

.1 Душа

2 Холодная

3.Согревает, сочувствует

4. Осознал, понял ошибки

5 Филька

6.Вкусный, душистый



  1. Итог урока. Рефлексия.



-Какая задача была перед вами в начале урока?



-Удалось ли ее решить?

-Что вам понравилось больше всего на уроке ?





  1. Оценивание работы. Работа с листками оценивания.



  1. Домашнее задание

1.Творческое задание. Нарисовать понравившегося героя сказки «теплый хлеб»

2. Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».