Урок литературного чтения в 4 классе К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Учитель: Кукса Ирина
Вячеславовна
Дарить людям «сказку жизни» –способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.
К.Г.Паустовский
Откуда взяты эти строки?
«…Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. …»
Барсучий нос
Барсучий нос
Откуда взяты эти строки?
«Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым. .»
«Растрёпанный воробей»
Растрепанный воробей
Откуда взяты эти строки?
«…Зайца вылечили.
Ваня завернул его в ватное
тряпье и понес домой. …»
«Заячьи лапы»
Заячьи лапы
Откуда взяты эти строки?
«…Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. »
«Кот – ворюга»
Кот- ворюга
Константин Георгиевич Паустовский
Книги К.Г.Паустовского
К. Г. Паустовский писал не только о природе и животных , но и о замечательных людях. . Писатель встречался со многими замечательными людьми: поэтами, художниками, музыкантами.
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги»
К.Г.Паустовский
Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика.
Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы.
После нескольких переездов семья поселилась в Киеве
.
Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии.
Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
Константин Георгиевич Паустовский любил жить в старых деревянных домах, где скрипели половицы. И своих героев селил в них – н-р: композитора П. И.Чайковского.
Помните: "Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспоминая его дневную музыку..."
В последние годы жизни
К. Г. Паустовский работал над большой автобиографической эпопеей "Повесть о жизни".
Паустовский умер в 14.07.1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы Калужской области.
Место, где находится могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем.
Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 - 1968".
- Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 - 1968".
Дом-музей в Москве
Дом-музей в Старом Крыму
Чего же хотел К. Г. Паустовский?
Он очень хотел, чтобы все люди были счастливы .
Цель своего творчества
он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее , научить их любить жизнь , понимать красоту природы, искусства .
О ком писал К. Г. Паустовский?
В своих книгах он рассказывал о людях мужественных,
добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину
и способных ради нее совершить героический подвиг.
К. Г. Паустовский
Эдвард Григ
Эдвард Григ (1848-1907)
Эдвард Григ – великий норвежский композитор, дирижёр, пианист. Родился он более ста семидесяти лет назад (15 июня 1843 года) в городе Бергене.
Берген
«В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван
Дом Эдварда Грига, в котором он создавал свою прекрасную музыку.
Григ скончался в родном городе — Бергене — 4 сентября 1907 года. Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем .
Константин Георгиевич Паустовский
«КОРЗИНА
С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»
- События, описанные К.Г.Паустовским имели место более ста лет назад
Кованые -
обитые железом.
плотные тяжелые занавески для окон или дверей.
Портьеры -
Благоухание -
аромат, приятный запах.
Парча, шёлк, бархат, фетр -
виды тканей.
Шпоры -
металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
Шпага -
колющее оружие с прямым длинным
клинком.
Северная страна Норвегия
Город Берген- город в Норвегии
- Где встретился Григ с девочкой? Опишите эту местность словами.
Зачем Дагни собирала еловые шишки?
Найди во второй части рассказа
самые важные слова
Что делало Грига
счастливым человеком?
Жизнь
удивительна
и прекрасна
Счастлив
потому,
что отдал
всё
Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
«Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту, выстрел означал заход солнца».
- Сдержал ли своё обещание Э. Григ?
- Сколько времени Э. Григ писал музыку для Дагни?
- О чём думал Григ, когда сочинял музыку для девочки?
- Что вспомнила Дагни, слушая музыку Э. Грига?
- Какую главную истину открыла для себя Дагни?
- С чем сравнил К.Г. Паустовский жизнь?
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
- Что вы представляли, когда слушали эту музыку?
Что вспоминала Дагни,
слушая музыку Грига?
Основная мысль произведения:
«… открыл то прекрасное ,
чем должен жить человек». К. Паустовский
«Я видел жизнь, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». Э. Григ.
Домашнее задание:
Стр. 47 – 58(краткий пересказ)
Подготовьте ответ на вопрос:
«Чем должен жить человек?»
В северной стране – Норвегии.
Величественна и сурова Норвегия -
страна диких скал,
густых лесов,
ледяных горных рек,
фьордов - узких извилистых морских заливов с крутыми берегами.
ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892-1968)
- «Читайте, читайте и читайте!
- Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти — книги...
- Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...
- Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство».
Прочитайте отрывок, в котором описана
реакция зрителей на прослушанную музыку.
С какой интонацией будем его озвучивать?
Грустно, жалостливо
Бодро, весело
Спокойно , уверенно
Поиск. Найдите в отрывке «музыкальной пьесы»
- Сравнение
- Эпитеты
- Олицетворение
Определение
- Сближение двух явлений с целью пояснения одного с другим при помощи признаков -
- Поясняет, характеризует какое-либо понятие -
- Переносит признаки живого существа на явления природы, предметы …
СРАВНЕНИЕ
- Звучала струна , будто плакала Золушка.
- Ты как солнце.
ЭПИТЕТ
- Крепкие пальцы
- Маленькая струна
- Сияющие глаза
- Нежный ветер
- Хрустальные туфельки
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
- Рояль мог петь
- Клавиши убегали , тосковали , смеялись , гремели
- Пароходы дремали
- Снег цеплялся , останавливался
- Синицы волновались
- Туфельки вздрагивали
Белые ночи
- На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом.
Эдвард Григ (1848-1907)
«…Жизнь удивительна и прекрасна…»
Симфоническая музыка
- Музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра.
Использованная литература:
- Кубасова О.В. Учебник «Литературное чтение» 4 класс, часть 2
- Кубасова О.В. Методические рекомендации «Любимые страницы. 4 класс »
- Музыкальная энциклопедия. Том 1
- Чертовских Е.В. «Словарь юного музыканта»
- Презентация рассчитана на детей 9-10 лет
- Не требует навыков и знания приемов работы на компьютере
- Демонстрирует умение учащихся обобщать и анализировать прочитанный текст
- Содержание презентации соответствует утвержденному стандарту и минимуму образования
- Методика позволяет каждому ученику проявить активность, способность к самовыражению
- Позволяет детям быстро и на более высоком уровне ответить на вопросы к тексту
- Способствует решению образовательной и развивающих задач урока.
- http://chetvergvecher.livejournal.com
- http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text
- http://do seng.org/uploads/posts/2013- http :// images . yandex . ru / yandsearch ? source = wiz & fp =0& text =% http://fotki.yandex.ru/users/mihtimak/view/515175/?page=2#preview http://fotki.yandex.ru/users/mihtimak/view/560247/?page=4#preview http://fotki.yandex.ru/users/mihtimak/view/673924/?page=5#preview
- http://fotki.yandex.ru/users/mihtimak/view/673938/?page=6#preview
Родился в городе Бергене в 1843 г .
Григ из семьи дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование
Дом Грига
НАРОДНЫЕ МОТИВЫ
Композитор решил идти по пути прославления национальной норвежской музыки.
Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором.
Умер Григ в 1907году
Похоронен в Бергене
В городе есть памятник великому композитору.
Норвегия