1. Организационно-мотивационный этап – 2 мин.
2. Актуализация знаний – 7 мин.
3. Физкультминутка – 1 мин.
4. Первичное усвоение знаний – 10 мин.
5. Первичная проверка понимания – 8 мин
6. Физкультминутка – 1 мин
7. Закрепление знаний – 9 мин.
8. Рефлексивно-обобщающий этап – 2 мин.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационно-мотивационный. Цель: настроить учащихся на работу; включение обучающихся в деятельность. Приветствие. Мотивация. | -Прозвенел опять звонок, (слайд 2) Значит, начался урок! -Здравствуйте! Рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь другу. Садитесь. Прочитайте пословицу: (слайд 3) Где труд, там и радость. - Как вы понимаете смысл пословицы? - Пусть эта пословица станет девизом нашего урока, и надеюсь наша работа принесёт вам радость. Оцените своё настроение с помощью карточек, которые лежат у вас на столе, если у вас хорошее настроение покажите солнышко, если плохое – тучку (Приложение 1) - Итак, принимаемся за работу. | Приветствуют учителя, улыбаются друг другу, садятся за парты. - любой труд должен приносить радость - оценивают своё настроение | Личностные: Формировать положительное отношение к учебе, учебной деятельности. Регулятивные: формировать положительный настрой на урок, создавать благоприятной атмосферы на уроке |
II. Актуализация знаний Цель: включение обучающихся в учебную деятельность. Повторить сведения о Паустовском, вспомнить его произведения. Повторение Определение темы и целей урока | -Ребята, давайте вспомним, с произведениями какого автора мы начали знакомиться на прошлом уроке? (Слайд 4) -Что вы запомнили об этом авторе? - На нашем уроке есть маленькая портретная галерея. М. Лермонтов, И. Крылов, В. Драгунский. (Слайд 5) - Кто найдёт среди этих портретов портрет Паустовского? -Какие произведения К.Г. Паустовского мы читали? Посмотрите на слайд. На нём представлена выставка книг К. Г. Паустовского (Слайд 6) -Назовите произведения которые представлены на выставке. -Что объединяет данные произведения? -К каким жанрам можно отнести все эти произведения? -Как вы это поняли? -Какая любимая тема писателя? -Кто часто является героями рассказов К.Г. Паустовского? - молодцы! Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведением К.Г. Паустовского. - Ребята, слышите? Что это за звук? - Кажется, я догадалась в чём тут дело, а вы? - Посмотрите на слайде. Это иллюстрация из произведения с которым мы сегодня познакомимся. (Слайд 7) Как вы думаете, как будет называться это произведение и к какому жанру мы его отнесем? -Вы правы, жанр произведения действительно рассказ. -Сегодня мы познакомимся с рассказом К. Г. Паустовский «Кот-ворюга». -Как вы думаете, если у нас в гостях К. Г Паустовский какая цель нашего сегодняшнего урока? - Какие задачи поставим? -над какими образами вы будем работать исходя из названия произведения? | -Константин Георгиевич Паустовский -Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Детство будущего писателя прошло в Украине. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. Константин Паустовский написал свой первый рассказ в возрасте 19 лет. Паустовский написал много рассказов для детей и несколько сказок. Ищут портрет К.Г. Паустовского среди представленных. - Стальное колечко. - Смотрят на слайд - Все эти произведения о животных. - Рассказ. - В произведениях К. Г. Паустовского животные не наделены человеческими качествами и чувствами, они представлены в естественной для них форме. - Любимая тема писателя – это тема природы и животные. - Героями его произведений часто становились домашние или дикие животные - это кот мяукает - этот кот – герой произведения, с которым мы сегодня познакомимся - Смотрят на картинку на слайде -Рассказ будет называться «Кот». Это рассказ, как как кот изображен в естественной для него форме. - научиться выразительно и осмысленно читать. Познакомиться с Произведением К.Г. Паустовского «Кот-варюга» - Кот, варюга | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока. |
III. Физкультминутка Цель: профилактика утомления, нарушения осанки. | На зарядку становись! Вверх рука, другая – вниз! Повторяем упражнение, Делаем быстрей движения. Раз – вперед наклонимся. Два – назад прогнемся, И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз-два-три-четыре-пять, Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдем, И урок наш вновь начнем. (Слайд 8) | Выполняют движения по тексту за учителем. Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки. Наклоны вперед, назад. Наклоны в стороны. Приседания. Ходьба на месте. Дети садятся за парты | Регулятивные: Организовывают свою физическую деятельность. |
IV. Первичное усвоение знаний. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения. Подготовка к восприятию произведения. Словарная работа Первичное восприятие текста | - Ребята, прочитайте заголовок рассказа. Как вы думаете о чём пойдёт речь в рассказе? Давайте попробуем определить. -Посмотрите на слайд: вор, воришка, ворюга. (Слайд 9) - Прочитайте эти слова. - Чем они отличаются? Какой оттенок имеют? - Подумайте и скажите, за что автор мог назвать кота – ворюгой? (Слайд 10) - Прежде, чем познакомиться с текстом рассказа, давайте поработаем над значением слов, которые вам могут быть незнакомы - Давайте откроем словарь, и найдём значение слов, которые указаны у вас на листке. (Приложение 2) Отчаяние – Кукан – Заросли – Плотица – Лаз – Шиворот – Подпалины – Бухало – Припадок – -Ребята, я сейчас начну читать произведение К. Г. Паустовский «Кот-ворюга». Вам необходимо следить за моим чтением. В любой момент я могу остановиться и попросить продолжить читать кого-то из вас. Поэтому внимательно следите и слушайте меня, с какой интонацией, в каких моментах делаю паузу, а в каких наоборот акцентирую внимание на событиях произведения, т.к. умение читать выразительно очень важно для передачи настроения произведения, эмоций героев. | Читают слова - Вор – человек или животное, которые воруют. - Воришка – безобидное слово, с оттенком ласки. - Ворюга – оттенок недоброжелательности, злости. Это ярый вор, опытный, наглый. - за то, что он воровал еду - состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. - бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду - частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. - небольшая пресноводная рыба - узкое отверстие, через которое можно пролезть. - за ворот, за воротник. - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. - производить сильный и глухой звук. - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). Ученики слушают учителя, когда учитель останавливается, то читает ученик, на которого указал учитель. | Регулятивные: умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам. Осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные: уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
V. Первичная проверка понимания. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Эмоционально-оценочная беседа Анализ текста Выявление главной мысли | - Понравился вам рассказ? - Какие чувства и настроение вызвал у вас этот рассказ? - Когда вам было особенно грустно, радостно? -Что особенно взволновало? Какую картину вы запомнили наиболее ярко? - Назовите действующих лиц рассказа? - Каким был кот в начале рассказа? - Найдите и прочитайте наиболее яркие слова, которыми автор характеризует кота. - Как к нему относились герои в начале рассказа? Прочтите. - А что всегда испытывает кот? -Прочтите нужный отрывок про себя и приготовьтесь рассказать, как кот попался? - как отнеслись к коту люди? - как автор характеризует кота? - вдумайтесь в смысл слова «беспризорник». - выделите приставку в этом слове. - как вы его понимаете? - а что испытывал кот, когда попал к людям в руки? - посмотрим теперь на конец рассказа, меняется ли отношение людей к коту? - а что же произошло с котом? - можно сказать, что у кота по отношению к людям появилось полное доверие. -Представьте, как сложится дальнейшая жизнь кота. - Интересно, какой благородный поступок может совершить кот? - Предположите. - что хотел автор сказать этим рассказом? - в чём заключается главная мысль рассказа? - чему учит этот рассказ? | Ученики высказывают своё мнение - Рыжий кот, Автор-рассказчик, Рувим, Ленка. -Беспризорным, наглым, воришкой. -Добрым и честным. - страх, ужас Подготавливают рассказ - Пожалели, накормили. - Тощий, беспризорник … - Без призора, без внимания, ухода, ласки, у него нет дома. - Настороженность, ожидание. - Стали заботиться, проявляли любовь и интерес. - Прижился, перестал воровать, сторож, хозяин. - Свое воровать никто не будет, а напротив, станет охранять. - Рассказ учит доброму отношению к животным. Учит не наказывать животных, а разбираться, что заставило их сделать тот или иной поступок. | Регулятивные: выполнение учебных действий; умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам. Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативные: уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности. Познавательные: осознанно воспринимать полученную информацию. |
VI. Физкультминутка Цель: профилактика утомления зрения. | Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно Ах, как солнце высоко Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим Вверх по радуге пойдём, Вправо-влево повернём, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно, но держись (Слайд 11) | Моргают глазами, Смотрят в окно, Смотрят вверх, Закрывают глаза ладошками, Смотрят по дуге вверх – влево и вверх – вправо, Смотрят вниз, Зажмуривают глаза, открывают и поморгают ими. | Регулятивные: Организовывают свою физическую деятельность. |
VII. Закрепление знаний Цель: создание мотивации для перечитывания. Выявить уровень и осознанность изучаемого материала Групповая работа Самостоятельная работа | (Слайд 12) Ребята, вам необходимо разделиться на группы, каждой группе я раздам небольшие таблички, с помощью которых будете выполнять задания. После выполнения каждой группе необходимо сделать микро вывод 1 группа. Вам необходимо выписать слова из текста, которые описывают внешний вид кота. 2 группа. Вам необходимо найти слова в тексте, которые описывают действие и поступки кота. 3 группа. Вам необходимо найти слова, которые показывают авторскую оценку. 4 группа. Вам необходимо найти слова, которые описывают дом и определить взаимосвязь дома и кота. -На выполнение задания у нас 2 минуты., и как только работа будет завершена , помогите мне это понять каким-то знаком. Ребята, сейчас мы проверим, как вы запомнили содержание произведения. Я предлагаю вам выполнить небольшое текст. (Приложение 3) Когда выполните, положите руки на парту и поднимите голову. Как выполнят все, поменяйтесь тетрадями и проверьте. | - рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий с белыми подпалинами на животе. - Вывод: Видно, что этот кот задира и забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости. Ведь это человек довёл его до такого состояния. - Обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с червями, уронил колбасу, решился на «отчаянный поступок», украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, противно выл, отчаянно упирался, вцепился зубами в рыбешку, вцепился мертвой хваткой. - Вывод: Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган- мальчишка,(олицетворение) т.е. на лицо явное очеловечивание. Нам кот понравился, он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет, ведь ему же надо как – то жить. - Кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит, «ворюга», грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот – беспризорник. - Вывод: Кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время ощущаем гордость за то, что он как – то ищет выход из своего «голодного положения». - Дом был маленький. Стоял в заброшенном, глухом саду. К которому было тяжело добраться. - Вывод: дом такой же одинокий, никому не нужный, никто за ним не ухаживает, стоит сам по себе. Выполняют тест самостоятельно. Меняются тетрадями, проверяют. | Регулятивные: умение работать с текстом, находить нужные отрывки; умение составлять опорную схему; осуществлять самоконтроль учебной деятельности Познавательные: понимать прочитанное, делать соответствующие выводу. Коммуникативные: умение договариваться, слушать и слышать друг друга. Личностные: уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника. |
IIX. Итог. Рефлексия Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Какой рассказ мы читали на уроке? - Кто автор? Что вы о нем запомнили? Продолжите предложения. - Сегодня на уроке я узнал…. - На этом уроке я похвалил бы себя за… - После урока мне захотелось… (Слайд 13) Оцените свою деятельность на уроке при помощи кружочков разных цветов: Зелёный – был активным, жёлтый – испытывал затруднения, но отвечал, красный – не участвовал в уроке. (Слайд 14) (Приложение 4) | | Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету |