Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Обучение сжатому изложению (отрывок из рассказа К.Г Паустовского «Заячьи лапы»
Цели:
образовательные:
- дать представление о лексическом повторе как средстве художественной выразительности;
- формировать умение использовать различные способы устранения и предупреждения неоправданного лексического повтора;
- учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста;
- учить сжимать текст разными способами;
- определять главную информацию в тексте, обобщать её;
воспитательные:
- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения
обучающихся на уроке;
- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
- способствовать привитию любви к природе и бережному отношению к ней.
развивающие:
- способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания,
сравнения, делать необходимые выводы;
- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои
мысли;
Тип урока: урок систематизации знаний
Оборудование: раздаточный материал, портрет К.Г. Паустовского, иллюстрации к рассказу «Заячьи лапы».
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
Сегодня на уроке мы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его тему, идею, структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т. е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Давайте вспомним, что значит сжато пересказать текст? (Слово сжато от глагола сжать – сократить, уменьшить в объёме)
Работать мы будем с отрывком из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
3. Рассказ подготовленного ученика о писателе
Константин Георгиевич Паустовский – замечательный русский писатель ХХ-го века. Больше всего на свете он любил путешествовать, изъездил всю Россию. Открыл для себя и для читателей под Москвой заповедную землю – Мещёру. Этот скромный и тихий край писатель изобразил в повести «Мещёрская сторона». Был на Кавказе и в Крыму, подолгу жил в маленьком городке Старый Крым (сейчас там находится его дом-музей)
Писатель бывал во многих странах: Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Польше, Болгарии, Турции, Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Швеции.
Множество рассказов и повестей Паустовского родились из его путешествий, из встреч с новыми людьми и проникнуты большой любовью к родной земле. Задушевные, поэтичные, они говорят о взаимоотношениях человека и природы.
4. Анализ содержания и композиции
А) Чтение отрывка (текст на партах) Ответы на вопросы и запись в тетрадь
- Что удивило вас в рассказе?- (Что спас деда заяц)
- О чём же текст? Сформулируйте тему. (О том, как заяц спас человека во время страшного лесного пожара, а человек вылечил обгоревшего зверька)
-Как можно озаглавить этот отрывок (Лесной пожар, Пожар в лесу)
- Какие синонимы к слову автор можно подобрать? Запись на доске и в тетрадях учащихся: автор - К. Г. Паустовский, писатель.
- В нашем тексте часто встречается слово дед- это неоправданный лексический повтор.
Неоправданный лексический повтор является серьёзным речевым недочётом, поэтому в процессе написания сочинения важно следить, чтобы в качестве сцепляющих слов выступали разнообразные средства связи: не только формы слова, но и однокоренные слова, местоимения, наречия, синонимы, антонимы, описательные обороты.
- А какие синонимы использует автор, называя героев? Подберём синонимы.
Запись на доске и в тетрадях: дед Ларион - старый лесной житель, охотник, старик;
Заяц - зайчонок, спаситель, зверёк, косой, длинноухий
- От чьего лица написан рассказ? (от лица автора, писателя Паустовского)
- Сколько встреч с зайцем было у деда? (2)
- В какой части говорится о первой встрече? Назовите глаголы, передающие действия деда. (охотился, выстрелил, промахнулся) - Какого вида глаголы выстрелил, промахнулся? … Почему?(стрелял 1 раз)
- Назовите синоним к глаголу промахнулся (не попал)
- Охотник пошёл дальше. Почему ему стало тревожно и трудно дышать? (начался пожар)
- Чем был страшен пожар? (Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью)
- Подберите синонимы к прилагательному неслыханный. Запись: с неслыханной скоростью (с большой, с огромной, со страшной)
- Какой из синонимов самый выразительный? (авторский)
- Почему дед спотыкался и падал, когда бежал? (дым ел глаза, сзади его настигал гул и треск пламени)
- Как вы понимаете слово гул?... Из толкового словаря: Гул – не вполне ясный, сливающийся шум. Запись на доске: гул и треск пламени.
-Найдите слова в переносном значении. (Смерть настигала, хватала за плечи)
-Замените словами в прямом значении (дед мог умереть) - Автор использует средство выразительности -олицетворение Запись: смерть настигала, хватала за плечи.
- Как говорится о неожиданном появлении зайца? (выскочил)
- Как вы понимаете: выскочил из-под ног? (рядом, близко) Запись: из-под ног- рядом, близко.
- Почему охотник побежал за зайцем? (Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются)
- Как сказано о спасении? (Заяц вывел деда из огня)
- Только ли заяц спас охотника? (И охотник спас зайчонка, взял домой, вылечил: у косого были опалены ноги и живот)
- Одно из выразительных средств в тексте К.Г.Паустовского – синонимы.
-Какой синоним к слову опалены (обгорели) Запись: опалены ноги и живот- обгорели, обожжены.
- Как вы сформулируете главную мысль? (Человек и животные связаны незримыми нитями. Человеку надо заботиться о зверях, не убивать их, звери могут помочь, спасти. Людям важно знать и любить природу, беречь её)
- Хотите ли вы изменить название? Запись: Охотник и заяц. История о зайце. Длинноухий спаситель. Спаситель с рваным ухом.
Б) Определение типа речи.
-На сколько частей можно разделить текст? Составьте план.
Запись на доске: 1. Промахнулся. 2. В лесу начался пожар. 3. За зайцем. 4. Спасение.
- Чтобы определить тип речи, используем принцип «фотографии»
- Какой вы сделаете вывод о типе речи этого текста? …
Это повествование, так как здесь последовательно рассказывается о событиях, происходящих с героями. И проверка способом фотографирования показала, что это повествование. Текст условно отвечает на вопрос: что делает предмет?
- Посмотрите на записи в тетрадях и на доске. Что в левой колонке и что в правой? (План и опорные слова)
В) Определение стиля речи.
- К какому стилю вы отнесёте текст и что помогает определить стиль?
(Это отрывок из рассказа, художественного произведения, следовательно, стиль художественный. Его цель – нарисовать словами картину событий, произошедших с героями на пожаре.)
Языковой анализ текста. Составление краткого пересказа.
- Какие предложения ( по строению) использует автор? (Простые и сложные)
- Чем осложнены многие простые предложения? (однородными членами)
(Кратко перескажите текст, передавая содержание каждого пункта плана одним предложением (сложным или простым)
Перечитайте 1-ю часть и опорные слова к ней. Передайте содержание части простым предложением с однородными сказуемыми. (В августе на охоте старик выстрелил в зайчонка, но промахнулся)
- Выделите главное в 2-й части. ( Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью ) - Можно объединить эти предложения, а можно взять начало из плана. (В лесу начался пожар, сильный ветер с неслыханной скоростью гнал по земле огонь)
- Для пересказа 3-й части можно составить 2 предложения и одно для 4-й.
Сделайте это самостоятельно, отбирая самое главное и объединяя, используйте опорные слова.
6. Самостоятельная работа учащихся.
7. Итог урока: - Что должно быть отражено в сжатом изложении?
Запись на доске: 1. Стиль речи 2. Тип речи 3. Тема 4. Идея
Ответы учеников: Текст написан в художественном стиле. Тип речи – повествование в жанре рассказа.
Тема: текст о том, как заяц спас охотника во время лесного пожара. Идея: людям надо заботиться о животных, и звери могут помочь им, спасти.
- Перечислите выразительные средства, использованные в тексте (синонимы, олицетворения)
8. Домашнее задание: Прочитать рассказ полностью, постараться интонацией передать чувства героев.
Дополнительный материал
к уроку русского языка в 5 классе –раздаточный материал для учащихся
Паустовский К.Г ,,Заячьи лапы» ( отрывок для изложения)
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
Предмет: литература
Класс: 5
Тема: Ответственность человека перед природой (по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)
Цели урока:
образовательные:
- развивать критическое мышление; развивать умение анализировать поступки и характер героев; умение выделять главное; умение обобщать; развивать мыслительную деятельность;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
- учить определять главную информацию в тексте, обобщать её;
воспитательные:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства сострадания, сопереживания и милосердия; способствовать привитию любви к природе и бережному отношению к ней;
- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
- обеспечить условия для воспитания интереса к литературе, чтению;
развивающие:
- способствовать развитию умений обобщать полученные знания, делать выводы;
- обеспечить условия для развития грамотной речи учащихся, воображения;
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: рисунки учащихся, раздаточные материалы. выставка книг К.Г.Паустовского
Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости.
К.Г.Паустовский
Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.
Жан Лафонтен.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Активизация ранее изученного материала
- С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше. Какая главная особенность писателя?
-Как вы понимаете эти слова « Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»? (ответы детей)
-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.
-А какие открытия вы для себя уже сделали, прочитав рассказ Заячьи уши
3. Работа с текстом
- О чем рассказ? Тема? (о зайце, о пожаре, об ответственности людей) О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!
- Какова тема урока? Ответственность человека перед природой
Прочтите эпиграфы к уроку. -Как связаны слова французского баснописца с темой урока?
Какие цели для себя поставим на уроке:
Узнать:
1) Почему в центре рассказа заяц, а мы будем говорить о доброте и отзывчивости?
2) Почему дед считал себя виновным перед зайцем?
3) Что значит любить природу?
4. Работа в группах.
Задание 1 Расположите рисунки, восстановив композицию рассказа.
- К рассказу «Заячьи лапы» можно составить такой план:
1. Ваня у ветеринара.
2. Карл Петрович вылечил зайца.
3. Лесной пожар.
- Из содержания рассказа мы знаем, что в действительности, вопреки составленному плану, первым событием был лесной пожар. Об этом свидетельствует то, что лапы у зайца были обожжены еще в самом начале рассказа. Чтобы план соответствовал действительности, нужно переставить местами его части.
- Почему автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?
- Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.
- Что случилось с зайцем?
Нарисуйте картину пожара.

- В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.
- Прочитайте со слов « Ветер перешел в ураган » до «Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»
- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.
- А как возникают в лесу пожары?
- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.
- Можете ли вы объяснить эту фразу: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.
Задание 2 На столах слова. Подобрать слова к герою, которого они характеризуют.
- Какие качества характеризуют каждого из героев. Выпишите из списка качества, которые характерны для каждого героя. (злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий, любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, но добрый, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый)
Ветеринар -
Бабка Анисья –
Аптекарь -
Ваня -
Доктор Карл Петрович -
Дед Ларион -
(Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый;
Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;
Аптекарь - нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;
Ваня - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;
Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;
Дед Ларион - отзывчивый, робкий, добрый.)
- Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему?
- В рассказе есть еще одно действующее лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.
-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)
-Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)
5.Физминутка.
Задание 3. Выберите из списка пословицы и поговорки, относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему на ваш взгляд они подходят к теме рассказа.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово доходит до сердца
Все любят добро, да не всех любит оно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Жизнь дана на добрые дела.
Красота до вечера, а доброта навек.
Задание 4. Больной заяц в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто - то нет.
Перед нами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на листочке (на листочке написана незавершенная фраза (каждый выбирает по желанию)
Быть добрым – это значит….
Быть добрым легко….
Быть добрым тяжело…
- Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы – богатые люди. А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь. А теперь скажите, ведь правда, что мы открыли простые истины?
-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?
(Чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар…)
- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.
- Какие выводы для себя сделали?
До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.
Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.
6. Рефлексия
Составление синквейна по выбору (заяц, Ваня, Карл Петрович, дед Ларион)
Оцените свою работу на уроке:
1. На уроке я работал…активно/пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?
3.Материал урока мне был понятен / не понятен?
7. Домашнее задание (по выбору)
Паустовский – мастер показывать необычное в обычном: “ Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах”. Писатель сравнивает заросли гвоздики с островами, это помогает нам представить яркие пятна этих цветов.
1. Отметить в тексте рассказа “Заячьи лапы” строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.
2. Напишите рассказ о случае из жизни животного, участником которого были вы или ваши друзья.
Дополнительный материал
к уроку литературы в 5 классе – раздаточный материал для учащихся
Карточки с характеристикой
злой, невоспитанный, нервный,
равнодушный, жестокий, грубый,
робкий, строгий, отзывчивый
любопытная, жалостливая, душевная,
терпеливый, образованный, интеллигентный,
сердитый, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, раздражённый, но добрый,
Карточки с именами героев
Ветеринар -
Бабка Анисья –
Аптекарь -
Ваня -
Доктор Карл Петрович -
Дед Ларион –
Иллюстрации к рассказу




Полный текст рассказа
К.Паустовский ,,Заячьи лапы»
К ветеренару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…
— Ты что, одурел? — крикнул ветеринар. — Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
— А вы не лайтесь, это заяц особенный, — хриплым шепотом сказал Ваня. — Его дед прислал, велел лечить.
— От чего лечить-то?
— Лапы у него пожженные.
Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
— Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком — деду будет закуска.
Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.
— Ты чего, малый? — спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу.- Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?
— Пожженный он, дедушкин заяц, — сказал тихо Ваня. — На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.
— Не умреть, малый, — прошамкала Анисья. — Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.
Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.
Заяц стонал.
Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
— Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел.
Заяц молчал.
— Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь?
Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза. Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.
Наутро дед надел чистые онучи(1) и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.
Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.
На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.
— Не то лошадь, не то невеста — шут их разберет! — сказал он и сплюнул.
Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:
— Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш — специалист по детским болезням — уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?
Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.
— Это мне нравится! -сказал аптекарь. — Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!
Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.
— Почтовая улица, три! — вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. — Три!
Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда. Через минуту Карл Петрович уже сердился.
— Я не ветеринар, — сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. — Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.
— Что ребенок, что заяц — все одно, — упрямо пробормотал дед. — Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь — бросить!
Еще через минуту Карл Петрович — старик с седыми взъерошенными бровями, — волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.
Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.
Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.
Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:
Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин.
…Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.
Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары. Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал — воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.
Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
— Чем же ты провинился?
— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.