СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.И.Чуковский "Федорино горе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению. На уроке использовались новые технологии . 

Просмотр содержимого документа
«К.И.Чуковский "Федорино горе"»

Тема        К. И. Чуковский «Федорино горе»

Цель: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

* создать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»; познакомить со стихотворением «Федорино горе»; воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду; формировать у детей навык выразительного чтения; развивать внимание, память, развивать словарный запас учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

научатся: читать выразительно, читать произведение целыми словами; читать по ролям, отражая настроение стихотворения;

получат возможность научиться:

  • воспринимать на слух художественный текст;

  • определять смысл произведения;

  • находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения;

  • определять особенности юмористического произведения;

  • рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним;

  • объяснять лексическое значение некоторых слов, обращаясь к словарю учебника и толковому словарю.

Метапредметные:

-анализировать произведение, определять главную мысль, отражать её в чтении;

-участвовать в работе пары. Группы.

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; обнаружить приметы сказки ; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря на основе своих знаний.

Регулятивные:

оценка и самооценка чтения, умение строить диалог, умение прогнозировать содержание произведения.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; взаимодействие в работе в парах

  • адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные:

  • проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Оборудование:

*выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”,

*презентация к уроку, карточки.

Ход урока

1.Организационный момент
Вход в класс под песню 33 родных сестрицы.

К нам пришли сегодня гости

Повернитесь поскорей Поприветствуйте гостей


- Здравствуйте, здравствуйте, приветствует вас

Старательный , внимательный 2 класс.


- Ко мне ребята повернитесь

Все тихонечко садитесь.


- К уроку все готовы ? ( Да)


-Можем начинать тогда

Будем все внимательны, делать всё старательно.

Думать, прежде чем сказать И пятёрки получать.


- А какой у вас урок ? ( литературное чтение)

Чтобы многое узнать Книги надо нам читать


(Настрой на хорошую, плодотворную работу.)

- Ребята сегодня у нас очень насыщенный урок , мы много будем работать, поэтому прошу вас очень внимательно слушать меня и  своих друзей, относиться друг к другу с уважением.

А какое настроение? (смайлики)

2.Постановка целей урока. Речевая разминка

1) Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки. (Раздается телефонный звонок с помощью игрушечного телефона).

Учитель:

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Дети: Слон.

Учитель: Откуда?

Дети: От верблюда.

Учитель: Что вам надо?

Дети: Шоколада.

Учитель:

И такая дребедень

Целый день.

Динь-ди-лень, динь-ди-лень, динь-ди-лень.

Вы узнали сказку? Кто ее написал? (К.И.Чуковский)


В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей!

Но особенно тех ребят,

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.


2) Открывается портрет Чуковского. (Слайд 1)

4. Проверка дом. Задания

- Проверим Д.З. Что было задано на дом?

(Рассказать о жизни и творчестве Чуковского.)

(Курашов И) (слайд 2)

Корней Иванович Чуковский ̶ известный детский писатель. Но это не настоящие имя и фамилия, а придуманные. Писатель создал себе псевдоним из собственной фамилии. А настоящие имя и фамилия ̶ Никола́й Васильевич Корнейчуко́в.

(слайд 3)

Родился маленький Николай в Петербурге. Мать Чуковского, Екатерина Осиповна, была крестьянка и работала прислугой. Она вынуждена была уехать в Одессу  вместе с Николаем и его старшей сестрой Марией. 

(слайд 4)

Свое детство Николай провел в Одессе, здесь он поступил в гимназию. Но вскоре вышел специальный Указ «О кухаркиных детях», в котором говорилось: дети «низкого» происхождения должны быть исключены из гимназии. А так как мать мальчика работала прислугой, а отца уже не было, Николая назвали мальчиком «низкого» происхождения и исключили из гимназии.

(слайд 4)

В Одессе жили очень бедно. Заработки матери были очень маленькими, их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами.

Но юноша не сдавался. Он стал работать. Сам изучил английский и французский языки, писал, работал в Англии.

(слайд 5)

А когда Корней Иванович Чуковский  вернулся в Россию, то стал писать для детей. Теперь он уже был не мальчиком «низкого происхождения» а стал известный детский писатель.

(слайды 5,6,7,)

Учитель Много произведений Корней Иванович Чуковский написал благодаря своим детям, которых он очень любил.

Однажды заболел маленький сынишка . Он вез его домой в ночном поезде, а мальчик капризничал, плакал. И чтобы хоть как-нибудь развлечь сына, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

По-турецки говорил,

-Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Так появилась сказка «Крокодил».

-А вот ещё одна история.

Как то сидел Корней Иванович дома, за письменным столом. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь: она не хотела умываться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».

(слайд 8)

К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея».

Целый день здесь звенят детские голоса. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Это детская библиотека. А построил ее на свои деньги К.И. Чуковский. Конечно же, в библиотеке много книг Чуковского, некоторые из них вы видите на выставке.

ВЫСТАВКА КНИГ

Многие из них вам уже знакомы.

- Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)

- Чему учат книги К.И.Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости)

Повторение

- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского?

Разминка

Руки. На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая


1) Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота. (Телефон)


2) Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет , будет трубочист

Чист, чист, чист, чист! (Мойдодыр)


3) Сапоги скрипят,

Каблуки стучат.

Будет, будет мошкара

Веселится до утра. (Муха-Цокотуха)


4) Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)


5)  Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили. (Путаница)

6) Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (Тараканище)


Молодцы! Вы хорошо знаете произведения К.И.Чуковского


– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

 В 87 лет Корней Чуковский умер. Похоронен писатель в Переделкино, где он жил долгие годы.

Людям настолько понравились творчество писателя, что они установили памятники литературным героям детского писателя. Это знаменитый Крокодил, который по улице ходил, Мойдодыр, который любил чистоту и красавица Муха - Цокотуха.

- Все эти сказки для вас написал К.И.Чуковский.

И мы продолжаем знакомиться с его творчеством.

5.Самоопределение к деятельности

 5. Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе»

- А сейчас нам нужно узнать, как будет называться произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

-Посмотрите, на доске записаны цифры, из которых соберем название. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр, записав соответствующую букву.

6

3

7

1

2

8

4

1


5

1

2

3





























О – 1 И – 8 Н – 4 Д – 7 Ф – 6 Е – 3 Р – 2 Г – 5 (Федорино горе)

- Какие цели поставим?

1. Мы познакомимся с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе».

2. Мы научимся понимать, в чём заключается смысл произведения.

3. Мы будем учиться рассказывать о героях произведения, выражать своё отношение к ним.

6.Работа над новым материалом

Работа в парах - Предлагаю поработать в паре. Давайте вспомним правила

Правила работы в паре.

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4. Делай замечания тактично, не груби.

5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Словарная работа

Прежде чем мы начнём читать сказку, нам нужно исследовать слова, которые могут вызвать затруднения. У вас на партах лежат карточки, положите их перед собой. Сейчас я буду читать слово, а вы искать его значение и крепить на доску.

Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки, кадушка, ушат.

1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

2.Широко раскрыла;

3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в

печи;

4. Сделали пушистыми;

5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;

6.Рыжий таракан

7. Небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.

8. Небольшая кадка с ушами.

СЛУШАНИЕ СКАЗКИ(Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".)

Назовите главных героев данной сказки : Бабушка Федора ( которая была небережливой, и не стремилась к чистоте в доме), и Посуда (чашки, тарелки, кастрюли, и прочие кухонные принадлежности).

- Какое горе случилось с Федорой?

У нас появилась проблема. Какая? (как помочь Федоре вернуть посуду) Как же решить её?

Нужно её уговорить. 

Инсценировка заранее подготовленными учениками 

(У Федоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).

Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!"

Продолжение знакомства со сказкой.

Чтение учениками до конца.

7. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.
Встанем - глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили.


8.Продолжение работы над темой.

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так? (Чтобы было интереснее потом).

Анализ содержания.

- Какое же горе случилось с Федорой?

- Почему это произошло? ( посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

- Для кого и для чего было написано произведение?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду и не любит убираться в квартире.

-  К какому жанру относится это произведение? Докажите.

- Назовите главных персонажей в этой сказке? (Федора, посуда.)

- Как ведут себя эти предметы? (Как люди)

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры). стр. 13.

Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17)

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется? [ж] (помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.)

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь

(дзынь - очень похоже на звук разбивающегося стекла)

Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

Работа в группе

1)Поработаем в группе (на доске слова дети снимают, уносят и наклеивают на лист )

(АККУРАТНАЯ ГРЯЗНУЛЯ НЕБЕРЕЖЛИВАЯ НЕБРЕЖНАЯ ТРУДОЛЮБИВАЯ БЕЗАЛАБЕРНАЯ ЛЕНИВАЯ ЧИСТЮЛЯ ХОЗЯЮШКА УХОЖЕННАЯ ЗАБОТЛИВАЯ НЕЖНАЯ ДОБРАЯ

2)ПРОВЕРКА: крепят к доске к соответствующей картинке.

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки?

- Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).

Работа с иллюстрациями..

- Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать.

А кто помогает их увидеть? (Художник).

- К каким строкам можно отнести данные иллюстрации?

Прочитаем их.

Чему призывает нас автор своей сказкой?

Бережно относиться к тем вещам, без которых нельзя обойтись в быту. Быть аккуратным. Мыть посуду, чистить кастрюли, травить тараканов. Так же она учит признавать свои ошибки и исправлять их, что сделала бабушка Фёдора.

Работа с пословицами о труде и лени.

- Ребята, давайте вспомним пословицы о труде и лени .

- Что такое пословица?

(Пословица- это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.)


Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Порядок в доме есть — хозяину честь.
Чистота – залог здоровья.

Труд кормит, а день портит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Ленивому и лениться лень. Землю солнце красит, а человека труд. Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться. Была бы охота - заладится любая работа. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

-Что вы делаете для того, чтобы у вас в доме был порядок.

1.Кладу вещи на свое место.

2.Ежедневно подметаю в доме, и два раза в неделю мою пол.

3.Каждый раз после еды мою грязную посуду.

Ребята, я хочу раздать вам памятки о том

«Чтоб не хлебнуть нам Федорина горя, надо порядок поддерживать в доме».

Какова главная мысль сказки?

(Главная мысль сказки «Федорино горе» заключается в том, что необходимо всегда поддерживать в доме чистоту и порядок.)

9. Рефлексия. Подведение итогов

-Оцените свою работу на уроке.

-У вас на столе посуда разного цвета, давайте её поставим в шкаф

( полка на доске)

-Если вы активно работали на уроке, никаких трудностей у вас не возникало поставьте чашки желтого цвета на верхнюю полку.

- Если вы считаете, что были небольшие неточности в ответах, то поставьте на среднюю полку чашку зеленого цвета.

- Если вам надо много работать, то на нижнюю полку поставьте чашку красного цвета.

- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.

Наши гости тоже пусть нарисуют своё настроение  

10. Итог урока

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".

11. Домашнее задание:  выразительное чтение сказки.