Тема К. И. Чуковский «Федорино горе»
Цель: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского.
* создать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»; познакомить со стихотворением «Федорино горе»; воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду; формировать у детей навык выразительного чтения; развивать внимание, память, развивать словарный запас учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся: читать выразительно, читать произведение целыми словами; читать по ролям, отражая настроение стихотворения;
получат возможность научиться:
воспринимать на слух художественный текст;
определять смысл произведения;
находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения;
определять особенности юмористического произведения;
рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним;
объяснять лексическое значение некоторых слов, обращаясь к словарю учебника и толковому словарю.
Метапредметные:
-анализировать произведение, определять главную мысль, отражать её в чтении;
-участвовать в работе пары. Группы.
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; обнаружить приметы сказки ; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря на основе своих знаний.
Регулятивные:
оценка и самооценка чтения, умение строить диалог, умение прогнозировать содержание произведения.
Коммуникативные:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; взаимодействие в работе в парах
адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные:
проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.
Оборудование:
*выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”,
*презентация к уроку, карточки.
Ход урока
1.Организационный момент
Вход в класс под песню 33 родных сестрицы.
К нам пришли сегодня гости
Повернитесь поскорей Поприветствуйте гостей
- Здравствуйте, здравствуйте, приветствует вас
Старательный , внимательный 2 класс.
- Ко мне ребята повернитесь
Все тихонечко садитесь.
- К уроку все готовы ? ( Да)
-Можем начинать тогда
Будем все внимательны, делать всё старательно.
Думать, прежде чем сказать И пятёрки получать.
- А какой у вас урок ? ( литературное чтение)
Чтобы многое узнать Книги надо нам читать
(Настрой на хорошую, плодотворную работу.)
- Ребята сегодня у нас очень насыщенный урок , мы много будем работать, поэтому прошу вас очень внимательно слушать меня и своих друзей, относиться друг к другу с уважением.
А какое настроение? (смайлики)
2.Постановка целей урока. Речевая разминка
1) Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки. (Раздается телефонный звонок с помощью игрушечного телефона).
Учитель:
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Дети: Слон.
Учитель: Откуда?
Дети: От верблюда.
Учитель: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Учитель:
И такая дребедень
Целый день.
Динь-ди-лень, динь-ди-лень, динь-ди-лень.
Вы узнали сказку? Кто ее написал? (К.И.Чуковский)
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно тех ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
2) Открывается портрет Чуковского. (Слайд 1)
4. Проверка дом. Задания
- Проверим Д.З. Что было задано на дом?
(Рассказать о жизни и творчестве Чуковского.)
(Курашов И) (слайд 2)
Корней Иванович Чуковский ̶ известный детский писатель. Но это не настоящие имя и фамилия, а придуманные. Писатель создал себе псевдоним из собственной фамилии. А настоящие имя и фамилия ̶ Никола́й Васильевич Корнейчуко́в.
(слайд 3)
Родился маленький Николай в Петербурге. Мать Чуковского, Екатерина Осиповна, была крестьянка и работала прислугой. Она вынуждена была уехать в Одессу вместе с Николаем и его старшей сестрой Марией.
(слайд 4)
Свое детство Николай провел в Одессе, здесь он поступил в гимназию. Но вскоре вышел специальный Указ «О кухаркиных детях», в котором говорилось: дети «низкого» происхождения должны быть исключены из гимназии. А так как мать мальчика работала прислугой, а отца уже не было, Николая назвали мальчиком «низкого» происхождения и исключили из гимназии.
(слайд 4)
В Одессе жили очень бедно. Заработки матери были очень маленькими, их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами.
Но юноша не сдавался. Он стал работать. Сам изучил английский и французский языки, писал, работал в Англии.
(слайд 5)
А когда Корней Иванович Чуковский вернулся в Россию, то стал писать для детей. Теперь он уже был не мальчиком «низкого происхождения» а стал известный детский писатель.
(слайды 5,6,7,)
Учитель Много произведений Корней Иванович Чуковский написал благодаря своим детям, которых он очень любил.
Однажды заболел маленький сынишка . Он вез его домой в ночном поезде, а мальчик капризничал, плакал. И чтобы хоть как-нибудь развлечь сына, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
По-турецки говорил,
-Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Так появилась сказка «Крокодил».
-А вот ещё одна история.
Как то сидел Корней Иванович дома, за письменным столом. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь: она не хотела умываться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Так появился «Мойдодыр».
(слайд 8)
К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея».
Целый день здесь звенят детские голоса. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Это детская библиотека. А построил ее на свои деньги К.И. Чуковский. Конечно же, в библиотеке много книг Чуковского, некоторые из них вы видите на выставке.
ВЫСТАВКА КНИГ
Многие из них вам уже знакомы.
- Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)
- Чему учат книги К.И.Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости)
Повторение
- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского?
Разминка
Руки. На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая
1) Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота. (Телефон)
2) Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет , будет трубочист
Чист, чист, чист, чист! (Мойдодыр)
3) Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселится до утра. (Муха-Цокотуха)
4) Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)
5) Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мышки кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница)
6) Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (Тараканище)
Молодцы! Вы хорошо знаете произведения К.И.Чуковского
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
В 87 лет Корней Чуковский умер. Похоронен писатель в Переделкино, где он жил долгие годы.
Людям настолько понравились творчество писателя, что они установили памятники литературным героям детского писателя. Это знаменитый Крокодил, который по улице ходил, Мойдодыр, который любил чистоту и красавица Муха - Цокотуха.
- Все эти сказки для вас написал К.И.Чуковский.
И мы продолжаем знакомиться с его творчеством.
5.Самоопределение к деятельности
5. Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе»
- А сейчас нам нужно узнать, как будет называться произведение, с которым мы сегодня познакомимся.
-Посмотрите, на доске записаны цифры, из которых соберем название. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр, записав соответствующую букву.
О – 1 И – 8 Н – 4 Д – 7 Ф – 6 Е – 3 Р – 2 Г – 5 (Федорино горе)
- Какие цели поставим?
1. Мы познакомимся с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе».
2. Мы научимся понимать, в чём заключается смысл произведения.
3. Мы будем учиться рассказывать о героях произведения, выражать своё отношение к ним.
6.Работа над новым материалом
Работа в парах - Предлагаю поработать в паре. Давайте вспомним правила
Правила работы в паре.
1. Говори тихо и спокойно.
2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.
3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.
4. Делай замечания тактично, не груби.
5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.
Словарная работа
Прежде чем мы начнём читать сказку, нам нужно исследовать слова, которые могут вызвать затруднения. У вас на партах лежат карточки, положите их перед собой. Сейчас я буду читать слово, а вы искать его значение и крепить на доску.
Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки, кадушка, ушат.
1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;
2.Широко раскрыла;
3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в
печи;
4. Сделали пушистыми;
5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;
6.Рыжий таракан
7. Небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
8. Небольшая кадка с ушами.
СЛУШАНИЕ СКАЗКИ(Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".)
Назовите главных героев данной сказки : Бабушка Федора ( которая была небережливой, и не стремилась к чистоте в доме), и Посуда (чашки, тарелки, кастрюли, и прочие кухонные принадлежности).
- Какое горе случилось с Федорой?
У нас появилась проблема. Какая? (как помочь Федоре вернуть посуду) Как же решить её?
Нужно её уговорить.
Инсценировка заранее подготовленными учениками
(У Федоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).
Федора:
"Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"
Скалка: "Мне Федору жалко".
Чашка: "Ах, она бедняжка!"
Блюдца: "Надо бы вернуться!"
Утюги: "Мы Федоре не враги!"
Федора:
"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Кастрюля:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
Продолжение знакомства со сказкой.
Чтение учениками до конца.
7. Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем - глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили.
8.Продолжение работы над темой.
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так? (Чтобы было интереснее потом).
Анализ содержания.
- Какое же горе случилось с Федорой?
- Почему это произошло? ( посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
- Для кого и для чего было написано произведение?
(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду и не любит убираться в квартире.
- К какому жанру относится это произведение? Докажите.
- Назовите главных персонажей в этой сказке? (Федора, посуда.)
- Как ведут себя эти предметы? (Как люди)
- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры). стр. 13.
Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17)
- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Какой звук повторяется? [ж] (помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.)
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь
(дзынь - очень похоже на звук разбивающегося стекла)
Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?
Работа в группе
1)Поработаем в группе (на доске слова дети снимают, уносят и наклеивают на лист )
(АККУРАТНАЯ ГРЯЗНУЛЯ НЕБЕРЕЖЛИВАЯ НЕБРЕЖНАЯ ТРУДОЛЮБИВАЯ БЕЗАЛАБЕРНАЯ ЛЕНИВАЯ ЧИСТЮЛЯ ХОЗЯЮШКА УХОЖЕННАЯ ЗАБОТЛИВАЯ НЕЖНАЯ ДОБРАЯ
2)ПРОВЕРКА: крепят к доске к соответствующей картинке.
- Жалко ли вам Федору?
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки?
- Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Чему учит писатель?
(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).
Работа с иллюстрациями..
- Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать.
А кто помогает их увидеть? (Художник).
- К каким строкам можно отнести данные иллюстрации?
Прочитаем их.
Чему призывает нас автор своей сказкой?
Бережно относиться к тем вещам, без которых нельзя обойтись в быту. Быть аккуратным. Мыть посуду, чистить кастрюли, травить тараканов. Так же она учит признавать свои ошибки и исправлять их, что сделала бабушка Фёдора.
Работа с пословицами о труде и лени.
- Ребята, давайте вспомним пословицы о труде и лени .
- Что такое пословица?
(Пословица- это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.)
Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Порядок в доме есть — хозяину честь.
Чистота – залог здоровья.
Труд кормит, а день портит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Ленивому и лениться лень. Землю солнце красит, а человека труд. Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться. Была бы охота - заладится любая работа. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
-Что вы делаете для того, чтобы у вас в доме был порядок.
1.Кладу вещи на свое место.
2.Ежедневно подметаю в доме, и два раза в неделю мою пол.
3.Каждый раз после еды мою грязную посуду.
Ребята, я хочу раздать вам памятки о том
«Чтоб не хлебнуть нам Федорина горя, надо порядок поддерживать в доме».
Какова главная мысль сказки?
(Главная мысль сказки «Федорино горе» заключается в том, что необходимо всегда поддерживать в доме чистоту и порядок.)
9. Рефлексия. Подведение итогов
-Оцените свою работу на уроке.
-У вас на столе посуда разного цвета, давайте её поставим в шкаф
( полка на доске)
-Если вы активно работали на уроке, никаких трудностей у вас не возникало поставьте чашки желтого цвета на верхнюю полку.
- Если вы считаете, что были небольшие неточности в ответах, то поставьте на среднюю полку чашку зеленого цвета.
- Если вам надо много работать, то на нижнюю полку поставьте чашку красного цвета.
- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.
Наши гости тоже пусть нарисуют своё настроение
10. Итог урока
- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".
11. Домашнее задание: выразительное чтение сказки.