План-конспект урока литературного чтения
Класс: 2
Тема: К.И.Чуковский «Путаница»
Цель: познакомить с произведением К.И. Чуковского «Путаница»
Задачи:
Образовательные:
-учить читать плавно, целыми словами, соблюдать информацию
-расширить знания детей о взаимоотношениях людей
Развивающие:
- способствовать самопознанию и самовоспитанию личности ребенка
-учить работать в группах, парах, сообща
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учению
-воспитывать доброжелательность, чувство взаимоуважения, самостоятельность, дисциплинированность
Оборудование: учебник, толковый словарь, раздаточный дидактический материал, иллюстрации
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте ребята!
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.
-Проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах
2) Речевая разминка
-Давайте вспомним наши любимые сказки. Произнесем звуки в чистоговорках четко:
Он-он-он, он-он-он- зазвонил мой телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр- любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил- Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца- нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит- добрый доктор Айболит
-Прочитайте скороговорку три раза: медленно, быстрее, очень быстро.
Сшит колпак не по калпаковски, вылит колокол не по колоколовски.
Актуализация знаний
-Сейчас проверим, как хорошо вы знаете, жанры устного народного творчества. Нужно определить, к какому жанру относится.
-Водичка,водичка!
Умой, мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. (Потешка)
-Обманули простака,
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку. (Дразнилка)
-Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках,
Съехали с гор, развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку. (Небылица)
-Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай-
Сколько хочешь поливай! (Закличка)
-Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат. (Скороговорка)
-Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. (Загадка)
Постановка темы и цели урока
-Мы повторили то, что нам потребуется на уроке.
-Подумайте, к какому жанру относятся строки:
«По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит» (Небылица)
-Докажите, что это небылица. (Небылица-это особый вид шутливых произведений устной словесности: сказка, выдумка)
-Сегодня мы познакомимся с авторской небылицей.
-Как вы думаете, что будет отличать ее от народной небылицы? (Есть автор)
-Угадайте автора, по произведениям, отрывки из которых я подобрала.
«Пришла Муха на базар
и купила самовар»,
«Ехали медведи
На велосипеде
А за ними кот
Задам наперед»,
«Ох, нелегкая эта работа
Из болота тащить бегемота»,
«Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой»
-Узнали, кто автор этих строк?
-Конечно, это Корней Иванович Чуковский. Настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков.
-Назовите тему урока.
-Какую цель поставим?
5) Изучение нового материала
-Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда,-писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
В создании детских стихотворных сказок Чуковскому помогало отличное знание русской поэзии и русского фольклора.
К сожалению, жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского завершен в 1969 году. Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго
-Как вы думаете почему?
Физминутка
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться- три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
-Одна из любимейших детских сказок- «Путаница».
-Как вы думаете, что такое путаница?
-Прежде чем познакомиться с небылицей Чуковского проведем словарную работу, в тексте встретятся слова, значение которых может быть непонятно.
Словарная работа:
Ковш- округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Кадка- бочка с прямыми боками и одним дном.
Ушат- небольшая деревянная кадка с ушами (ручками).
-Послушайте стихотворение и внимательно следите. Подчеркните слова, которые покажутся вам непонятными.
Первичное целостное восприятие произведения (чтение учителем)
Анализ стихотворения
-Понравилось ли вам произведение? Чем?
-Докажите, что это небылица. Что необычного?
-Какими строчками заканчивается сказка?
-Что показалось самым смешным?
-Назовите героев этого произведения
-Кто из них самый серьезный?
-Как его называет автор?
-Что случилось с героями произведения?
-Почему им надоело говорить своими голосами?
-К чему привела их шалость?
-Как звери восприняли пожар?
-Кто потушил море?
-Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
-Прочитайте, как автор передал радость зверей.
Чтение по ролям
Выборочное чтение
-Кто стал: мяукать, хрюкать, квакать, крякать, мычать?
-Какие звуки на самом деле издают герои стихотворения?
Работа над выразительным чтением
-Давайте прочитаем это стихотворение выразительно, стараясь передать настроение каждого героя.
Чтение «голова-хвост»
-Помните ли вы, что такое рифма?
-Придумайте рифмы к словам (плюшка, птичка, улитка…)
-Придумайте свою небылицу с этими словами
-А теперь новые рифмы: береза-розы,осина-апельсины
6) Подведение итогов урока
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Кто автор?
-Что вы узнали о К.И.Чуковском? Что больше всего запомнилось?
-У кого после сегодняшнего урока возникло желание прочитать другие произведения К.И Чуковского?
7) Рефлексия
-Закончите предложения:
Мне понравилось…
Я узнал…
Мне было непонятно…
На уроке я работал…(активно/пассивно)
Своей работой на уроке я…(доволен/недоволен)
8) Домашнее задание
- Сочинить свою небылицу