Тема: К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"
Цели:
Познакомить детей с творчеством К.Г.Паустовского, с содержанием рассказа "Кот - ворюга", его героями, с повадками, с поведением, особенностями характера кошки, выросшей на воле.
Развивать умение анализировать поступки героев и давать им оценку, выражать свое отношение к героям рассказа.
Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение, делать выводы.
Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Ход урока
- Сегодня отметки на уроке будут не совсем обычные – вот этот улов поможет определить, как хорошо вы будете работать на уроке, как усвоите тему (за каждый правильный ответ рыбка).
- Может быть, кто-либо знает, как называется эта связка.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. (предъявляется кукан с рыбой). Слово обозначается как словарная работа, предлагается рисунок.
1.Вступительная часть урока – небольшой разговор о творчестве писателя К. Г. Паустовского.
- На подготовке вы прочитали статью о писателе Константине Георгиевиче Паустовском. Давайте вспомним.
- Завершим рассказ о писателе его пожеланиями вам, детям:
Читайте, читайте и читайте!
Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги...
Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...
Учитесь у героев книг любить нашу землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство.
2.Сообщение темы урока.
- Давайте по названию определим: о чем или о ком рассказ?
- Как понимаете значение слова «ворюга»? От какого слова образовалось оно? Какие ещё слова можно образовать?
- Прочтите эти слова с разной интонацией. (Удивление, восторг, негодование, сочувствие).
- Почему авторы учебника отнесли этот рассказ именно к этому разделу «Любите и берегите природу»?
-«Кот-ворюга» - это рассказ о взаимоотношениях людей и кота. Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в лесную деревушку, деревню.
3.Первоначальное знакомство с произведением.
- Перед тем, как вы познакомитесь с содержанием рассказ, проведём словарную работу.
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Чулан - подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от комнаты перегородкой.
Погреб - простейшее хранилище для овощей, фруктов и других свежих и консервированных продуктов, которые запасают на довольно длительное время
Прорва - река
Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть
Плотвица - небольшая пресноводная рыба
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Негодование - возмущение, крайнее недовольство
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Грабеж - одна из форм воровства
Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.
ЧТЕНИЕ текста УЧИТЕЛЕМ
- Я читаю. Вы внимательно слушаете, отмечаете слова, которые не понятны. После моего прочтения, вы должны будете выполнить тест.
- Вы внимательно слушали. Сейчас мы это проверим.
Тест «Внимательный читатель» - предлагается на компьютере. Предполагается, что не все ребята ответят правильно, что позволит продолжить анализ текста.
Физкультминутка для глаз
- Продолжим работу.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА учащимися про себя.
- Назовите героев рассказа. (Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, куры и петух).
Дайте каждому из них краткую характеристику.
Работа в группах
- Чтобы быстрее проанализировать рассказ и узнать, как автор относится к своему герою, мы разделимся на группы.
У нашего кота есть дальние родственники, которые живут в городских квартирах. Они прислали свои фото, которые у вас в конце учебника. У кого этот – 1 группа - здесь, это 2 группа - здесь и здесь - 3 группа. Пересядьте, пожалуйста, за свои столики.
1 группа2 группа 3 группа
ПОВТОРНОЕ прослушивание рассказа (аудиозапись).
- Во время прослушивания, будем делить текст на части. Какие события можно выделить в рассказе? (поведение кота, как кота ловили и поймали и неожиданные поступки кота)
Деление рассказа на 3 части.
План:
1) Бандитские выходки кота.
2) Кот пойман.
3) Благородные и неожиданные поступки.
- Сейчас каждая группа получит задание:
1 группа – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги
2 группа – Находит описание действий и поступков кота
3 группа – Находит в тексте авторскую оценку
- Ответы можно записать. Группы готовы. Зачитаем ответы.
1 группа 2 группа 3 группа
Физминутка. Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
- У него бесшумная походка.
- Прекрасный нюх.
- Умывается собственной лапой.
- Хорошо видит в темноте.
- Называют другом человека.
- Любит гулять сам по себе.
- Дружит с собаками.
- Почему же у кота были такие повадки? ( Был беспризорником, никому ненужным)
- Что же или кто изменил кота?
- Как мы люди должны относиться к тем, кто нас окружает?
- Как изменился кот?
- Почему в рассказе не показано, как кот изменился внешне?
Итог. Осмысление идеи.
- Какова главная мысль рассказа?
Что беспокоит автора? На что он хотел обратить наше внимание?
Как автор относится к герою?
Творческая работа.
Синквейн.
1 группа 2 группа 3 группа
Кот – в начале рассказа. 1.Кот-ворюга. 2.Тощий, дикий. 3. Боялся, прятался, воровал. 4.Кот, потерявший всякую совесть. 5. Бродяга. Бандит. Беспризорник | Кот – в конце рассказа. 1.Кот. 2.Рыжий, добрый. 3.Растянулся, фыркал, мылся. 4.Ходил по дому, как хозяин. 5.Сторож. | Добро - это |
Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке…
Было интересно..
Я понял, что ..
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни ..
Трудно было ..
Я почувствовал …
Я научился …
Я смог …
Домашнее задание.
Пересказать рассказ
Приложение
кукан