СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Паустовский "Кот-ворюга"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения К. Паустовский «Кот-ворюга»

Просмотр содержимого документа
«К.Паустовский "Кот-ворюга"»

Тема: К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"


Цели:

Познакомить детей с творчеством К.Г.Паустовского, с содержанием рассказа "Кот - ворюга", его героями, с повадками, с поведением, особенностями характера кошки, выросшей на воле.

Развивать умение анализировать поступки героев и давать им оценку, выражать свое отношение к героям рассказа.

Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение, делать выводы.

Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.


Ход урока


- Сегодня отметки на уроке будут не совсем обычные – вот этот улов поможет определить, как хорошо вы будете работать на уроке, как усвоите тему (за каждый правильный ответ рыбка).


- Может быть, кто-либо знает, как называется эта связка.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. (предъявляется кукан с рыбой). Слово обозначается как словарная работа, предлагается рисунок.


1.Вступительная часть урока – небольшой разговор о творчестве писателя К. Г. Паустовского.

- На подготовке вы прочитали статью о писателе Константине Георгиевиче Паустовском. Давайте вспомним.

- Завершим рассказ о писателе его пожеланиями вам, детям:

  • Читайте, читайте и читайте!

  • Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги...

  • Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...
    Учитесь у героев книг любить нашу землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство.


2.Сообщение темы урока.

- Давайте по названию определим: о чем или о ком рассказ?


- Как понимаете значение слова «ворюга»? От какого слова образовалось оно? Какие ещё слова можно образовать?

- Прочтите эти слова с разной интонацией. (Удивление, восторг, негодование, сочувствие).


- Почему авторы учебника отнесли этот рассказ именно к этому разделу «Любите и берегите природу»?


-«Кот-ворюга» - это рассказ о взаимоотношениях людей и кота. Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в лесную деревушку, деревню.


3.Первоначальное знакомство с произведением.


- Перед тем, как вы познакомитесь с содержанием рассказ, проведём словарную работу.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Чулан - подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от комнаты перегородкой.

Погреб - простейшее хранилище для овощей, фруктов и других свежих и консервированных продуктов, которые запасают на довольно длительное время

Прорва - река

Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть

Плотвица - небольшая пресноводная рыба

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Негодование - возмущение, крайнее недовольство

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Грабеж - одна из форм воровства

Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.

ЧТЕНИЕ текста УЧИТЕЛЕМ

- Я читаю. Вы внимательно слушаете, отмечаете слова, которые не понятны. После моего прочтения, вы должны будете выполнить тест.

- Вы внимательно слушали. Сейчас мы это проверим.

Тест «Внимательный читатель» - предлагается на компьютере. Предполагается, что не все ребята ответят правильно, что позволит продолжить анализ текста.

Физкультминутка для глаз


- Продолжим работу.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА учащимися про себя.

- Назовите героев рассказа. (Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, куры и петух).

Дайте каждому из них краткую характеристику.

Работа в группах

- Чтобы быстрее проанализировать рассказ и узнать, как автор относится к своему герою, мы разделимся на группы.

У нашего кота есть дальние родственники, которые живут в городских квартирах. Они прислали свои фото, которые у вас в конце учебника. У кого этот – 1 группа - здесь, это 2 группа - здесь и здесь - 3 группа. Пересядьте, пожалуйста, за свои столики.


1 группа2 группа 3 группа


ПОВТОРНОЕ прослушивание рассказа (аудиозапись).

- Во время прослушивания, будем делить текст на части. Какие события можно выделить в рассказе? (поведение кота, как кота ловили и поймали и неожиданные поступки кота)


Деление рассказа на 3 части.

План:
1) Бандитские выходки кота.
2) Кот пойман.
3) Благородные и неожиданные поступки.


- Сейчас каждая группа получит задание:

1 группа – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги

2 группа – Находит описание действий и поступков кота

3 группа – Находит в тексте авторскую оценку


- Ответы можно записать. Группы готовы. Зачитаем ответы.

1 группа 2 группа 3 группа


Физминутка. Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.


- У него бесшумная походка.

- Прекрасный нюх.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

- Дружит с собаками.


- Почему же у кота были такие повадки? ( Был беспризорником, никому ненужным)

- Что же или кто изменил кота?

- Как мы люди должны относиться к тем, кто нас окружает?

- Как изменился кот?

  • фыркал и терся головой об пол (означало веселье)

  • мирно захрапел

  • совершил благородный и неожиданный поступок

  • дрожал от негодования

  • передней лапой бил петуха

  • ходил как хозяин и сторож

  • требовал благодарности

- Почему в рассказе не показано, как кот изменился внешне?


Итог. Осмысление идеи.

- Какова главная мысль рассказа?

Что беспокоит автора? На что он хотел обратить наше внимание?

Как автор относится к герою?


Творческая работа.

Синквейн.

1 группа 2 группа 3 группа


Кот – в начале рассказа.

1.Кот-ворюга.

2.Тощий, дикий.

3. Боялся, прятался, воровал.

4.Кот, потерявший всякую совесть.

5. Бродяга. Бандит. Беспризорник

Кот – в конце рассказа.

1.Кот.

2.Рыжий, добрый.

3.Растянулся, фыркал, мылся.

4.Ходил по дому, как хозяин.

5.Сторож.

Добро - это


Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..

Трудно было ..

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …


Домашнее задание.

Пересказать рассказ




























Приложение

кукан




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!