Тема: К. Г. Паустовский "Заячьи лапы" (урок внеклассного чтения)
Цели:
Формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения.
Учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся
Оборудование: учебник "Литературное чтение", презентация,
карточки с дифференцированными заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок! Проверка готовности к уроку.

2.Речевая разминка.

- Как вы понимаете эту пословицу. (Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.)
Для чего мы читаем?
- Прочитайте пословицу про себя.
- Прочитайте пословицу тихо.
- Прочитайте пословицу громко
- Прочитайте с восклицательной интонацией.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
3.Сообщение темы урока.
- Давайте прочитаем название произведения и подумаем, о ком оно?

- Сегодня мы проанализируем 1 часть рассказа, т.е. прочитаем, озаглавим текст.
- Что значит озаглавить часть текста? (прочитать часть рассказа и понять о чём говорится; выделить главное и озаглавить)
4.Словарная работа
- Так как произведение было написано давно, в нем есть слова, которые требуют объяснения.



1.Прослушивается аудиозапись.
2. «Жужжащее чтение».
Перед чтением ставится задание: передайте свои чувства, отношение к персонажам.

Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром в лицах.
Роли: автор, Ваня Малявин, ветеринар.
К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами...
- Ты что, одурел? - крикнул ветеринар. - Скоро будешь ко мне мышей таскать!
- Это заяц особенный, - хриплым шепотом сказал Ваня. Его дед прислал, велел лечить.
- От чего лечить-то?
- Лапы у него пожженные.
Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
- Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.
Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под курткой.
Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.
- Что вы чувствуете после прочитанного? (жалость, огорчение, разочарование). Почему?
- Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)

- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)
- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом. (Не умрет, малый, - прошамкала Анисья. -- Скажи дедушке своему, ежели у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу)
- Что можете сказать о ней? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)
- Какое решение принимает Ваня? (Идти к Карлу Петровичу)
- Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

Ваня вытер слезы и пошел лесом домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.
Заяц стонал.
Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
- Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел.
Заяц молчал.
- Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь?
Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.
Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.
- Каким вы представляете Ваню? (Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)
- А как чувствует себя заяц? (Зайцу плохо)
- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен. (Молчал, стонал, закрыл глаза)
- Найдите слова, выражения, предложения, которые свидетельствуют о том, что лето было очень жаркое



«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».

- Как Ваня и дед нашли доктора? (поехали в город, спрашивали у прохожих, зашли в аптеку)

- Кто им помог? (Аптекарь)
- Прочитайте самостоятельно диалог аптекаря с дедом.
- Скажите, что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито.)




- Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)
- Какой он? (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)
- Как вы думаете, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)
- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете? (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)



- Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать К. Паустовский.
Словарная работа.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Вдруг дед увидел зайчика и выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!"
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости.
Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние лапки и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.


- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод? (тревогу, сочувствие, жалость)
- Почему устали дед и заяц? (они быстро бежали, спасались)
- Я смотрю, вы тоже устали, давайте отдохнём.
6.Физкультминутка.
А ну, попробуйте, ребята, от зайчат не отставать
И заданья сложные быстро выполнять.
Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.
Сколько маленьких кружков, столько сделайте прыжков.
Сколько на лугу коров, столько сделайте хлопков.
Приседайте столько раз, сколько шариков у нас.
1 задание
- Какие качества характеризуют каждого из героев (предлагается выбрать слова и записать – работа в парах ).
злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий, любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, но добрый, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,
Ветеринар - _______________________________________________________
Бабка Анисья – _____________________________________________________
Аптекарь -_________________________________________________________
Ваня - ___________________________________________________________
Доктор Карл Петрович - _____________________________________________
Дед Ларион - _______________________________________________________
2 задание.
- В другом 7 классе, когда я спросила о чем этот рассказ , ребята ответили так
1ученик. Это рассказ о зайце
2ученик. Это рассказ о лесном пожаре
3 ученик. Это рассказ о доброте , понимании, отзывчивости.
-Как вы думаете, кто прав? Обоснуйте свой ответ.
- Это рассказ о доброте и отзывчивости. Но почему на рисунках в центре заяц? (ответы детей)
-Да, больной заяц в центре событий, а каждый герой рассказа проходит проверку на доброту, сопереживание, человечность (на листочке написана незавершенная фраза, предлагается ребятам дописать ее).
Быть добрым – это значит ___________________________________________
Быть добрым легко _________________________________________________
Быть добрым тяжело _______________________________________________
- В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей. Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.
-А как возникают в лесу пожары? (ответы детей)
Эмма прочитает отрывок стихотворения, которое подтверждает ваши ответы (заранее подготовленный ученик класса читает).
Забывчивый охотник на привале
не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
и нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
и ожил потухающий костёр
И, сыпля искры посреди поляны,
багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами выжег,
кусты спалил, в зелёный лес пошел.
Как вспуганная, стая белок рыжих,
он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
со страшным треском падали стволы,
И как снежинки, искры с них летели
над серыми сугробами золы. Вадим Шефнер (1940)
- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные деревья. “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев” – как вы понимаете это предложение.
7.Рефлексия
-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю? (чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были осторожны в лесу и т.д)
- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром к нам и возвращается.
- Какие выводы для себя сделали?
Не стой в стороне равнодушно, когда, у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда
И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)
- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку)
Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.