Тема: «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».
Сценарий педсовета
Слайд 1
1. Большинство взрослых людей - родители: молодые или не очень, имеющие достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – это ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное, профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации ребенка. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка. В настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок, на основании того, как складывались отношения в их родительских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными. т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы. Важно создавать условия для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания, захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка.
(слайд 2)
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.
Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима
( слайд 3)
Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Задачи семейного воспитания:
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
• гармоническое развитие ребенка;
• забота о здоровье детей;
• помощь в учении;
• трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
• помощь в социализации личности и ее самореализации;
• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
• развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
• половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
(слайд 4)
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. слайд 5
Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребенка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.
Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего.
слайд 6
Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?
Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.
(слайд 7)
Задачи взаимодействия:
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
• активное участие родителей в воспитании детей)
Как же наилучшим приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников .
(Слайд 8)
Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию
в жизни школы?
Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);
Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
Информация об успехах детей;
Заинтересованность учителей в успехах детей;
Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать работу с родителями;
(Слайд 9)
Как привлечь родителей в школу
Первое собрание – знакомство.
Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
Телефонные звонки - в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).
Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент ... )
Сохранение конфиденциальности
(Слайд 10)
Работа с родителями в классном коллективе:
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Цели и задачи:
Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
Изучение воспитательных возможностей семьи;
Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;
Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования
Слайд 11
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Слайд 12
Взаимодействие с родителями проводится …
В рамках родительских собраний
В рамках общешкольных родительских собраний
В рамках заседаний родительского комитета
Через дистанционное информирование (стенд для родителей, памятки, буклеты)
Через индивидуальное консультирование педагогом и психологом
Через переписку с родителями по электронной почте
Совместные выезды на экскурсии
Субботник
Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.
(Слайд 13)
Потребности современных родителей. Использование Интернет-технологий Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консультации, родительские собрания, обсуждения, форумы), позволяет создавать Интернет-базы знаний, реализовывать Интернет-проекты для родителей и семей, усилить деятельностную составляющую работы с родителями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.
Оперативная связь со школой, в том числе с классным руководителем(успеваемость, пропуски, текущие вопросы, информация, проблемы, успехи, расписание, услуги школы, домашние задания)
Получение полезных материалов по воспитанию, обучению, развитию ребенка
Общение с другими родителями, обсуждение вопросов воспитания и обучения
Оперативные Консультации разных специалистов
Участие в сетевой жизни своего ребенка
Что дают Интернет –технологии родителю
(Слайд 14)
Оперативное получение информации и консультационной поддержки
Повышение родительской грамотности
Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы
Возможность быстро реагировать на школьные ситуации
Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы
Восприятие школы как открытого института, реагирующего на потребности родителей
(Слайд 15).
Принципы взаимодействия семьи и школы
Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса
семьи и школы
1. Принцип согласия
Школа - раскрывает цель воспитания
Школа – сообщает о функции школы
Школа – наделяет семью обязанностями
Школа – открывает психологию любви
Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение
Семья – выражает мнение о продуктивности функций
Семья – соглашается создавать необходимые условия
Семья – учится искусству любить детей
(Слайд 16)
2. Принцип сопряжения
Школа - оповещает о педагогических требованиях
Школа – информирует о ходе развития детей
Школа – знакомит с воспитательными замыслами
Школа – предъявляет работу школы
Семья – поддерживает требования школы
Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания
Семья – соглашается содействовать замыслам
Семья – вносит коррективы в семейное воспитание
(Слайд17)
3. Принцип сопереживания
Школа оказывает знаки внимания родителям
Школа формирует у детей любовь к семье
Школа знакомит с событиями школы
Семья благодарит и выражает ответное внимание
Семья утверждает безусловное уважение к школе
Семья проявляет интерес к жизни всех детей
(Слайд 18)
4. Принцип сопричастности
Школа информирует о нуждах школы
Школа приглашает обсудить проблемы
Школа просит об обеспечении ребёнка
Семья оказывает материальную помощь
Семья участвует в обсуждении проблемы
Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами
(Слайд 19)
5. Принцип содеянности
Школа информирует семью о планах работы
Школа приглашает принять участие
Школа организует общее дело
Семья оценивает влияние школы на детей
Семья откликается на приглашение, участвует
Семья участвует в общих делах
(Слайд 20)
6. Принцип меры.
Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей
Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»
Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)
Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу
Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах
Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам
Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь
Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы
В заключении
Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.
9