К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Абнасырова Айгуль Вакилевна
преподаватель
МБУ ДО «Детская школа искусств №2»
г. Сургут
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме применения медиатехнологий, медиатекста на этапе дополнительного музыкального образования ребенка. Ключевая идея статьи заключается в значимости и привлекательности данного направления в рамках учебных предметов музыкально-теоретического цикла «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература». Вместе с тем, важно грамотно выстраивать пропорцию между традиционными формами и методами и современными технологиями.
Ключевые слова: медиаобразование, медиатетехнологии, искусство, музыкально образование, медиатекст, информационно-коммуникационные технологии, интернет, медиаискусство, художественное образование, традиционные методы и технологии, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, язык.
ON THE PROBLEM OF USING MEDIA TECHOLOGIES IN
MUSIC EDUCATION
Abnasyrova Aigul Vakilevna
Abstract: the article is devoted to the actual problem of the use of media technologies, media text at the stage of additional music education. The key idea of the article is the importance and attractiveness of this direction within the framework of the academic subjects of the musical-theoretical cycle «Solfeggio», «Listening to music», «Musical literature». At the same time, it is important to correctly build a proportion between traditional forms and methods and modern technologies.
Key words: media education, media technologies, art, music education, media text, information and communication technologies, internet, media art, art education, traditional methods and technologies, solfeggio, listening to music, musical literature, language.
В современном мире медиаобразование достаточно глубоко внедрилось в рамки традиционного образования. Звуковые, экранные и другие виды медиа стали неотъемлемой частью жизни человека.
Понятие «медиатехнологии в искусстве» предполагает другие, не схожие с традиционными методами и формами, формы художественного творчества. «Возможности технологических средств позволили образоваться авангардному медиаискусству, которое, создавая мультимедийные программы, сочетает в себе символическую форму коммуникации с интерактивностью» [2].
В контексте превалирования медиаинформации актуальным было внедрение в 1920-х годах системы, основанной на идеи медиапедагогики. Одним из основоположников французской медиапедагогики, создателей известной системы медиаобразования на материале прессы был Селестен Френе (C.Freinet)1. Суть его концепции заключалась в том, что «для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики недостаточно изменения организационных форм учебного процесса и методов учебной работы; необходимо создать и широко использовать «новые материальные средства обучения и воспитания» (педагог сам разработал оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины) [6]. К началу 1960-х гг. пресса и радио обогатились новыми
направлениями: медиаобразование на материале телевидения.
В 1990-е гг. внедряются в жизнь информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и Интернет, на материале которых и развивалось медиаобразование.
Медиаобразование предполагает процесс образования и развития личности посредством и на основе материала, представленного в формате медиа.
Сегодня медиапространство имеет большое разнообразие видов и форм, позволяющее усовершенствовать и обогащать учебный процесс новым содержанием и новыми методиками весьма доступными способами.
Ключевым методическим принципом в рамках преподавания таких учебных предметов, как «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература» является взаимодействие различных искусств. «Анализ произведений одного вида искусства с использованием языка другого вида» является подходящим для перечисленных выше учебных предметов в рамках музыкального образования [6].
Современный подход, основанный на интеграции различных сфер, предполагает не только формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, но и развитие умений и навыков общения на тему искусства, развитие ассоциативных связей, формировании навыка «прочтения» произведений музыкального искусства, комплексного анализа при восприятии музыкального текста и его отражение в творческой деятельности.
Цель медиаобразования, по мнению А.В. Федорова, заключается в развитии творческой личности в условиях постоянного увеличения потока аудиовизуальной информации [6].
Художественное образование, в частности музыкальное образование, имеет крепкую связь с традиционными формами, методами и технологиями. Вместе с тем, внедрение медиатекста2 в русло традиционного образования расширяет возможности для музыкально-эстетического обучения и воспитания обучающихся. Интегрируя медиаобразование и традиционное образование, включающее учебные предметы обязательного и вариативного циклов Федеральных государственных требований в области музыкального искусство, приводит к расширению не только содержания, но и методик и форм его воплощения. При этом важно не перегружать, правильно дозировать, а не заменять традиционные, устоявшиеся и эффективные формы и методы обучения современными медиаматериалами.
Список литературы
Барышникова О.М. Селестен Френе: историко-биографический очерк [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selesten-frene-istoriko-biograficheskiy-ocherk (дата обращения 05.03.2021 г.)
Котенко В.П. Методологические основы анализа медиатехнологий [Электронный ресурс] / URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mediatehnologii-v-sovremennom-obrazovanii-pro-et-contra (дата обращения 26.02.2021).
Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. – Ростов н/Д, 2001. – 708 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Эстетическая концепция в российскоммедиаобразовании и творческое наследие Ю.Н. Усова / А.В. Федоров, И.В. Челышев, Е.В. Мурюкина, А.А. Новикова, С.С. Федорцова. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. – 183 с.
Фотиева И.В. Медиатехнологии в современном образовании [Электронный ресурс] / URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mediatehnologii-v-sovremennom-obrazovanii-pro-et-contra (дата обращения 26.02.2021).
Чумаколенко Н.А., Отечественный опыт медиаобразования в художественном образовании и воспитании школьников [Электронный ресур] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennyy-opyt-mediaobrazovaniya-v-hudozhestvennom-obrazovanii-i-vospitanii-shkolnikov (дата обращения 05.03.2021)
Чумаколенко Н.А. Художественное и эстетическое образование будущего и медиаобразование [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-i-esteticheskoe-obrazovanie-buduschego-i-mediaobrazovanie (дата обращения 26.02.2021)
1Селестен Френе родился в 1896 г. в провансальской деревне Гарс.
2 «Медиатекст (mediatext, mediaconstruct) – сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.)» [6].