СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Сен-Санс "Карнавал животных"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник «Жирного вторника». Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель, кларнетист Шарль Тюрбан, контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер.

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 года (время смерти композитора), проходили в частных домах и салонах. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа. В таких исполнениях в разное время принимали участие Габриэль ПьернеАльфред КортоАльфредо Казелла (фортепиано), Мартен Марсик (скрипка), Анатолий Брандуков (виолончель), Филипп Гобер (флейта), Проспер Мимар (кларнет).

Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

В завещании композитор запретил публикацию всех своих неизданных сочинений за исключением «Карнавала»[1]. После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком. После премьеры для широкой публики, состоявшейся 25 февраля 1922 года, эта музыка получила известность и вошла в концертный репертуар. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей. В концертах и аудиозаписях для детской аудитории инструментальная музыка перемежается небольшими текстами-вставками просветительской направленности.

«Карнавал животных» наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру: в нём пародируются известные музыкальные произведения (в виде стилизаций и даже точных цитат), высмеиваются человеческие пороки. Велико также значение звукоизобразительности (имитируются голоса животных, течение воды и т.п.)[2].

В оригинале «Карнавал» инструментован для 11 исполнителей:

«Зоологическую фантазию» нередко играют в оркестровой версии, не меняя оригинальной инструментовки Сен-Санса (увеличивается лишь количество струнных инструментов). Существуют также многочисленные переложения отдельных её частей (чаще других, части «Лебедь» и «Аквариум») для различных инструментов.

 

«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:

  1. Вступление и Королевский марш льва (фр. Introduction et Marche Royale du lion) — в короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва.
  2. Куры и петухи (фр. Poules et Coqs) — кларнет, скрипки, альт, фортепиано: назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья; «куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Жан-Филиппа Рамо.
  3. Антилопы (быстрые животные) (фр. Hémiones (animaux véloces)[3]) — два фортепиано исполняют быстрые пассажи.
  4. Черепахи (фр. Tortues) — струнные и два фортепиано: цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект.
  5. Слон (фр. Eléphant) — контрабас и два фортепиано: вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и скерцо Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь»; комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.
  6. Кенгуру (фр. Kangourous) — два фортепиано: острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру.
  7. Аквариум (фр. Aquarium) — флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано: звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума.
  8. Персонажи с длинными ушами (фр. Personnages à longes oreilles) — скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик.
  9. Кукушка в глубине леса (фр. Le coucou au fond des bois) — кларнет и два фортепиано: на фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука.
  10. Птичник (фр. Volière) — флейта, струнные и два фортепиано: на фоне «шелестящего» тремоло струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение.
  11. Пианисты (фр. Pianistes) — два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть заканчивается на доминанте, которая (через паузу) разрешается в тонику в начале следующей пьесы.
  12. Ископаемые (фр. Fossiles) — кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные: Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», французские народные песни «Ah! vous dirai-je, maman[fr]» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник».
  13. Лебедь (фр. Le Cygne) — виолончель и два фортепиано: певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней; на музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой: Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.
  14. Финал (фр. Finale) — исполняет весь ансамбль: весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.

Просмотр содержимого документа
«К.Сен-Санс "Карнавал животных"»

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник «Жирного вторника». Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель, кларнетист Шарль Тюрбан, контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер.

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 года (время смерти композитора), проходили в частных домах и салонах. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа. В таких исполнениях в разное время принимали участие Габриэль ПьернеАльфред КортоАльфредо Казелла (фортепиано), Мартен Марсик (скрипка), Анатолий Брандуков (виолончель), Филипп Гобер (флейта), Проспер Мимар (кларнет).

Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

В завещании композитор запретил публикацию всех своих неизданных сочинений за исключением «Карнавала»[1]. После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком. После премьеры для широкой публики, состоявшейся 25 февраля 1922 года, эта музыка получила известность и вошла в концертный репертуар. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей. В концертах и аудиозаписях для детской аудитории инструментальная музыка перемежается небольшими текстами-вставками просветительской направленности.

«Карнавал животных» наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру: в нём пародируются известные музыкальные произведения (в виде стилизаций и даже точных цитат), высмеиваются человеческие пороки. Велико также значение звукоизобразительности (имитируются голоса животных, течение воды и т.п.)[2].

Инструментальный состав[править | править код]

В оригинале «Карнавал» инструментован для 11 исполнителей:

  • Флейта (в финале также флейта-пикколо)

  • Кларнет

  • Стеклянная гармоника (партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте)

  • Ксилофон

  • Два фортепиано

  • Две скрипки

  • Альт

  • Виолончель

  • Контрабас

«Зоологическую фантазию» нередко играют в оркестровой версии, не меняя оригинальной инструментовки Сен-Санса (увеличивается лишь количество струнных инструментов). Существуют также многочисленные переложения отдельных её частей (чаще других, части «Лебедь» и «Аквариум») для различных инструментов.

«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:

  1. Вступление и Королевский марш льва (фр. Introduction et Marche Royale du lion) — в короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва.

  2. Куры и петухи (фр. Poules et Coqs) — кларнет, скрипки, альт, фортепиано: назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья; «куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Жан-Филиппа Рамо.

  3. Антилопы (быстрые животные) (фр. Hémiones (animaux véloces)[3]) — два фортепиано исполняют быстрые пассажи.

  4. Черепахи (фр. Tortues) — струнные и два фортепиано: цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект.

  5. Слон (фр. Eléphant) — контрабас и два фортепиано: вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и скерцо Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь»; комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.

  6. Кенгуру (фр. Kangourous) — два фортепиано: острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру.

  7. Аквариум (фр. Aquarium) — флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано: звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума.

  8. Персонажи с длинными ушами (фр. Personnages à longes oreilles) — скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик.

  9. Кукушка в глубине леса (фр. Le coucou au fond des bois) — кларнет и два фортепиано: на фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука.

  10. Птичник (фр. Volière) — флейта, струнные и два фортепиано: на фоне «шелестящего» тремоло струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение.

  11. Пианисты (фр. Pianistes) — два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть заканчивается на доминанте, которая (через паузу) разрешается в тонику в начале следующей пьесы.

  12. Ископаемые (фр. Fossiles) — кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные: Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», французские народные песни «Ah! vous dirai-je, maman[fr]» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник».

  13. Лебедь (фр. Le Cygne) — виолончель и два фортепиано: певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней; на музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой: Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.

  14. Финал (фр. Finale) — исполняет весь ансамбль: весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.